Туманный день в парке Ергаки ( 34 фото )

Путешествия

Что такое Ергаки? Ергаки - это 340 тысяч гектаров Саянских гор вперемешку с таежным лесом, озерами, болотами и горными речками. Я бы еще добавил туман, вода и холод, но это уже погода, которая захотела показать мне парк именно таким. Я провел в парке целый день, ходил лесами и болотами, полями и реками, поднимался на перевалы и спускался к горным озерам, пытался сдвинуть “висячий камень”, побыл в роли "ёжика в тумане" и сделал несколько очень атмосферных фотографий. В общем, день удался!

Ергаки - это в первую очередь горы, которые являются частью хребта Западного Саяна. По одной из легенд местные горы - это не что иное, как пальцы великана, который находится глубоко под Землей. Самая высокая гора в Ергаках пик Звездный (2265 м) - это “эргек” великана ("эргек" по-тувински большой палец), отсюда и название - Ергаки.

Места здесь очень красивые, недаром этот парк называют “жемчужиной Сибири”. Горы здесь, хоть и не самые высокие, но по фотографиям очень даже симпатичные. Почему по фотографиям? Потому что своими глазами гор я так и не увидел... Но и без гор здесь очень красиво, а хмурая погода придала пейзажам драматичность и загадочность. Местами казалось, что вот-вот из леса выйдет леший, а из облака вылетит Баба Яга на своей ступе.

Территория парка огромна, но при этом открыта и доступна. Здесь проложены сотни пеших маршрутов, от простых до очень сложных, так что любой человек независимо от физической подготовки сможет найти здесь свой.

Мы путешествовали небольшой группой, и у нас был лишь 1 день на знакомство с Ергаками. Весь день мы провели на ногах, совершив полноценный однодневный поход и полностью погрузившись в местную природу.

Один из самых часто задаваемых вопросов  - А есть ли здесь медведи? Конечно, есть! Но, как показывает практика, медведи не дураки и держатся от людей подальше, поэтому в 99% случаев медведя встретить нереально. Но всякое бывает, особенно когда мишкам хочется кушать, а в лесу с едой напряженка. На этот случай на входе в парк стоит вот такой плакат-памятка.

Наш поход стартовал в густом таежном лесу. Проводник решил для разогрева поводить нас лесами, а уже потом вывести к горам.

Как хорошо, что я взял теплую одежду, и как здорово, что на базе смог найти в аренду резиновые сапоги, без которых в Ергаках делать нечего! А ведь август считается самым благоприятным (и теплым!) месяцем для походов по этим местам.

Мы пробирались сквозь лесные заросли и наслаждались нетронутой природной красотой. Даже несмотря на мрачную погоду, здесь было очень красиво. А какой здесь воздух.... дышать, дышать и обдышаться! А реки! Чистейшая вода, которую можно смело пить, не боясь отравиться.

Порой приходилось пробираться сквозь высокие заросли травы, и в такие минуты я чувствовал себя вьетнамским партизаном, пробирающимся сквозь тропические джунгли. Только было холодно, в руках не было автомата, а вместо пальм - сосны и ели.

Наконец, мы вышли в поле, и, если бы погода была ясной, то там за деревьями уже показались бы Саянские горы.Но увы, ничего кроме белой пелены не было видно.

Кстати, здесь в Сибири растет немыслимое количество всевозможных растений и трав. Часть этих растений лечит, другая часть калечит, поэтому без специальных знаний лучше ничего не трогать и тем более не есть. Например, по дороге нам встречалось много местного борщевика, который здесь называется "медвежья лапа". Оказывается, не все виды борщевика вредны и опасны, а некоторые можно спокойно употреблять в пищу и варить "борщи".

Мы поднимались все выше и выше сквозь густые сибирские дебри, которые я не переставая фотографировал со всех ракурсов.

Неожиданно встретился вот такой знак. Нет, он не запрещает ничего естественного, а просто напоминает, что не стоит загрязнять природу бытовым мусором, или попросту - "не с...ать". А поставила его некая женщина-активистка, которая живет в этих лесах и следит за тем, чтобы туристы на засоряли местную природу. Увы, некоторые по другому не понимают, приходится напоминать вот таким способом.

Иногда нам встречались другие путешественники. Причем это были не "однодневные любители прогуляться", как мы, а настоящие туристы с большими рюкзаками и палатками, приезжающими в Ергаки для многодневных пеших походов.

Чем выше мы поднимались, тем меньше становилось деревьев, и тем больше появлялось камней. Да, мы действительно уже были где-то в горах, хотя их и не было видно.

И вот, пробравшись сквозь болота и леса, мы поднялись до озера Каровое, которое раскинулось у подножия гор. Но где же горы?

К сожалению, погода внесла свои коррективы, накрыв Ергаки густой облачностью. Если бы погода была получше, то на заднем плане была бы не белая пелена, а Саянские горы... Но не судьба, горы сегодня спрятались.

У озера было решено устроить привал. Достали сухпаек, а наш проводник заварил нам таежный чай из трав, которые он собрал по дороге. Да, тайга она такая, тут под ногами и еда и напитки, главное знать что и как использовать. Какой же вкусный был этот чай!

Кстати, совсем забыл представить нашего гида: Мухамедиев Тимур - инструктор, проводник, экскурсовод, кандидат биологических наук и просто хороший человек. О лучшем проводнике по Ергкакам сложно было даже мечтать, поэтому если соберетесь в эти края, то я рекомендую поискать этого человека и воспользоваться его услугами.

Во время привала Тимур, кроме того, что грел нас таежным чаем, рассказывал много интересного про Ергаки и его обитателей, а также про его любимых косолапых "друзей", которых он встречал неоднократно.

После привала мы должны были подняться на “перевал художников”, откуда в ясную погоду открывается потрясающий вид, вдохновляющий местных художников. Увы, вдохновения я не получил, идти на перевал в такую погоду было полным безумием, да и вряд ли мы бы там что-то увидели.

Вместо этого мы отправились толкать "Висячий камень" - одну из самых узнаваемых достопримечательностей Ергак.

Есть одна старая легенда, по которой здесь под землей спит крепким сном волшебный великан - великий и могучий Саян. Спит он потому, что на Земле все хорошо. Но если вдруг что-то случится, то его надо разбудить, и тогда он проснется и будет спасать этот мир. А чтобы его разбудить, нужно сбросить этот огромный камень вниз в озеро. Но сделать это не просто...

А ведь кажется, что этот камушек еле стоит, и стоит его чуть-чуть подтолкнуть, как полетит он вниз будить великого Саяна. Но не тут-то было. Тысячи людей приходят сюда к Висячему камню и пробуют свои силы. Но все тщетно, камень стоит и не двигается. Люди пробуют его толкать в одиночку и большими группами, но камень стоит как вкопанный. Говорят, что раньше он немного раскачивался, но однажды пришли толкатели с домкратом и попытались его скинуть с помощью техники. Камень немного сдвинулся и.... встал намертво! С тех пор он даже не качается.

Я тоже толкал. Мало ли, вдруг я и есть тот избранный. Но нет, стоит камень как стена. Видимо, рано еще будить Саяна, не время ему просыпаться. Да и слава богу, ведь когда он проснется, начнется новая эра, и никто не говорил, что она будет лучше той, которая сейчас...

Внизу отчетливо виднелось озеро Радужное (то самое, в которое нужно скинуть камень), а также густое облако, которое стремительно двигалось в нашу сторону.

И тут нас накрыло... Накрыло тем самым облаком, и мы оказались в густом прегустом тумане, по которому предстояло спускаться вниз до самого озера. А знаете, как страшно спускаться с гор, когда ничего не видно? Я чувствовал себя настоящим ёжиком в тумане, только искал я не лошадку, а безопасную дорогу вниз. Туман порой был настолько густой, что даже наш проводник, который знает эти места как свои пять пальцев, несколько раз останавливался в поисках правильного пути.

Но был в этом тумане и свой плюс - фотографии! Фотографу, мечтающему о туманных пейзажах, лучшей погоды и не придумать.

И действительно, фотографии в этом густом тумане получились очень загадочные и атмосферные. У меня это был первый подобный опыт. Раньше туман я рисовал в фотошопе, а здесь все было абсолютно натуральное, хоть и немного сырое.

И вот, наконец, появилась деревянная тропинка. А это значило, что мы уже спустились вниз и подходим к озеру.

Радужное озеро сегодня выглядело совсем не радужно, а вдали виднелась гора с тем самым висячим камнем.

Недалеко от озера разбит большой палаточный лагерь, в котором путешественники могут ставить свои палатки и использовать его в качестве базового лагеря для однодневных вылазок. Кроме того там стоят большие "комфортабельные" палатки туристических фирм, которые привозят сюда туристов, желающих окунуться в природу, но не желающих переть на своей спине рюкзаки.

Мы же направились к выходу из парка, но на этот раз мы не пробирались по труднопроходимым местам, а шагали по комфортной деревянной тропинке, которая была специально проложена до лагеря и Радужного озера.

На этом мой день в Ергаках подошел к концу. Хоть гор я не увидел, но все было не так уж и плохо. По горам походил, горным воздухом подышал, а плохая погода еще не значит плохие фотографии. В туманных фото тоже есть своя изюминка. Так что походом я доволен и с удовольствием приеду сюда еще раз, если выпадет такая возможность. Надеюсь в следующий раз удастся поснимать не только красивые туманы, но и "пальцы великана" с перевала художников.

За организацию путешествия спасибоТИЦ Красноярского края - visitsiberia.info.

Интересно? - Подписывайтесь в ЖЖ или в Instagram

Данный материал является объектом авторского права. Полная или частичная публикация статьи и размещенных в ней фотографий без согласования с автором ЗАПРЕЩЕНЫ в любых СМИ, печатных изданиях и на любых сайтах, за исключением репостов в личных блогах и личных страниц социальных сетей с обязательным указанием автора и ссылки на оригинал.