Почему у Иоанна Предтечи две головы? ( 5 фото )
- 14.09.2020
- 3 725
Иоанн Предтеча нередко изображается с крыльями за спиной и с собственной отрубленной головой в руках. Что значит этот образ? Что за событие — усекновение главы Иоанна Предтечи?
Рассказывает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Царь Ирод Антипа, обличаемый Иоанном в греховном поступке, заключил его в темницу. Однажды, во время пира, Ирод, желая угодить своей падчерице, обещал исполнить любое ее желание. Она же, посоветовавшись с матерью, потребовала принести ей сейчас же на блюде голову пророка Иоанна.
Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — рассказали об этом эпизоде практически одинаково. Обратимся для примера к повествованию апостола Марка:
Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:17–29).
Откуда на иконе крылья у смертного человека?
Этот распространенный образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».
Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридами и диким медом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вел пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартия с надписью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).
Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, ок. 1700
А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь (Мал 3:1). Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).
В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.
Какая потрясающая богословская мысль кроется за образом «Ангела в пустыне»?
Образ «Ангел в пустыне» появляется примерно в XIII веке и становится особенно распространенным в XIV веке. В России его писал, например, Феофан Грек. Как раз в то время оформляется богословское учение исихазма (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), говорящее о возможности преображения, обóжения человека. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал мысль, высказанную еще в VII веке Максимом Исповедником, о том, что человек в состоянии вступить в непосредственное общение с Богом через Его нетварные энергии, в состоянии увидеть Фаворский свет.
Иногда вторая голова изображается у ног святого. Иоанн Предтеча, Византия, середина XV в.
А по словам жившего совсем недавно, в XX веке, преподобного Иустина (Поповича), все благовестие Ветхого Завета состояло в том, что человек — это икона Божия, созданная по образу и подобию Бога (ср.: Быт 1:26, 27). Благовестие же Нового Завета задает новый, гораздо более высокий идеал богочеловека. После воплощения Христа задача человека — не просто хранить в себе образ и подобие Бога, но раскрыть их до конца, последовать за Христом и стать богочеловеком. Как писали еще раньше святые Афанасий Великий и Ириней Лионский, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.
Образ Иоанна Предтечи, аскета и отшельника, как нельзя лучше подходит для выражения этой идеи.
Так почему Иоанн Предтеча изображен с отсеченной главой в руках — при том, что на плечах у него живая голова?
Любая икона являет нам преображенный лик. Ее задача — не отразить историческое событие как можно детальнее и точнее, а запечатлеть его в вечности. И на этой иконе мы видим Иоанна Предтечу уже преображенного: он казнен, но он же и воскрешен. Он как бы предвосхищает воскрешение умерших.
Глава, которую Иоанн держит в руках, символизирует, во-первых, жертву за Христа, которую он принес как мученик.
Но есть и важное «во-вторых».
Иоанн Креститель. Критская иконописная школа. Около 1600
Всюду, во всех иконографических образах Иоанна Крестителя подчеркивается его служение именно как Предтечи Христа, то есть того, кто предшествует Господу, пролагает для Него путь. Эта его роль хорошо выражена в собственных словах Предтечи, сказанных о Христе: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (Ин 1:30).
Предтеча предшествует Господу во всем: он приходит на берег Иордана с проповедью, предваряя проповедь Христа; он становится первым мучеником за Христа; после смерти он спускается во ад, чтобы возвестить томящимся там душам о скором снисхождении во ад Христа и их освобождении…
И отрубленная глава в руках Крестителя тоже символизирует его связь со Христом. Нередко она изображается лежащей в Евхаристической чаше, а иногда — на более поздних изображениях — мы видим в руках Предтечи даже не главу, а Агнца, то есть образ Самого Христа. Так иконописец выражает мысль о том, что и Христос будет принесен в жертву.
Ангел пустыни (со сценами жития). Центральная Россия. Начало XVIII в.
Иоанн Предтеча действует здесь как пророк, он словно говорит: как я стал жертвой, так и Христос принесет Себя в Жертву. Хотя, конечно, Жертва Христова, искупившая весь мир, не равноценна жертве, которую принес Иоанн Предтеча.
Христос говорит об Иоанне Предтече: «бóльший всех пророков». Получается, что Иоанн выше всех — Исаии, Авраама, Моисея, Давида! Но, продолжает Христос, меньший в Царстве Небесном больше его (ср., напр., Мф 11:11). Служение Иоанна Крестителя предвосхищает служение Самого Христа, он воистину Предтеча, но сам он еще остается в Ветхом Завете.
Тимофей Китнис, Игорь Цуканов
Рассказывает Тимофей Китнис, историк и руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.
Царь Ирод Антипа, обличаемый Иоанном в греховном поступке, заключил его в темницу. Однажды, во время пира, Ирод, желая угодить своей падчерице, обещал исполнить любое ее желание. Она же, посоветовавшись с матерью, потребовала принести ей сейчас же на блюде голову пророка Иоанна.
Три евангелиста — Матфей, Марк и Лука — рассказали об этом эпизоде практически одинаково. Обратимся для примера к повествованию апостола Марка:
Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк 6:17–29).
Откуда на иконе крылья у смертного человека?
Этот распространенный образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».
Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридами и диким медом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вел пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартия с надписью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).
Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, ок. 1700
А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь (Мал 3:1). Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).
В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.
Какая потрясающая богословская мысль кроется за образом «Ангела в пустыне»?
Образ «Ангел в пустыне» появляется примерно в XIII веке и становится особенно распространенным в XIV веке. В России его писал, например, Феофан Грек. Как раз в то время оформляется богословское учение исихазма (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), говорящее о возможности преображения, обóжения человека. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал мысль, высказанную еще в VII веке Максимом Исповедником, о том, что человек в состоянии вступить в непосредственное общение с Богом через Его нетварные энергии, в состоянии увидеть Фаворский свет.
Иногда вторая голова изображается у ног святого. Иоанн Предтеча, Византия, середина XV в.
А по словам жившего совсем недавно, в XX веке, преподобного Иустина (Поповича), все благовестие Ветхого Завета состояло в том, что человек — это икона Божия, созданная по образу и подобию Бога (ср.: Быт 1:26, 27). Благовестие же Нового Завета задает новый, гораздо более высокий идеал богочеловека. После воплощения Христа задача человека — не просто хранить в себе образ и подобие Бога, но раскрыть их до конца, последовать за Христом и стать богочеловеком. Как писали еще раньше святые Афанасий Великий и Ириней Лионский, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.
Образ Иоанна Предтечи, аскета и отшельника, как нельзя лучше подходит для выражения этой идеи.
Так почему Иоанн Предтеча изображен с отсеченной главой в руках — при том, что на плечах у него живая голова?
Любая икона являет нам преображенный лик. Ее задача — не отразить историческое событие как можно детальнее и точнее, а запечатлеть его в вечности. И на этой иконе мы видим Иоанна Предтечу уже преображенного: он казнен, но он же и воскрешен. Он как бы предвосхищает воскрешение умерших.
Глава, которую Иоанн держит в руках, символизирует, во-первых, жертву за Христа, которую он принес как мученик.
Но есть и важное «во-вторых».
Иоанн Креститель. Критская иконописная школа. Около 1600
Всюду, во всех иконографических образах Иоанна Крестителя подчеркивается его служение именно как Предтечи Христа, то есть того, кто предшествует Господу, пролагает для Него путь. Эта его роль хорошо выражена в собственных словах Предтечи, сказанных о Христе: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня (Ин 1:30).
Предтеча предшествует Господу во всем: он приходит на берег Иордана с проповедью, предваряя проповедь Христа; он становится первым мучеником за Христа; после смерти он спускается во ад, чтобы возвестить томящимся там душам о скором снисхождении во ад Христа и их освобождении…
И отрубленная глава в руках Крестителя тоже символизирует его связь со Христом. Нередко она изображается лежащей в Евхаристической чаше, а иногда — на более поздних изображениях — мы видим в руках Предтечи даже не главу, а Агнца, то есть образ Самого Христа. Так иконописец выражает мысль о том, что и Христос будет принесен в жертву.
Ангел пустыни (со сценами жития). Центральная Россия. Начало XVIII в.
Иоанн Предтеча действует здесь как пророк, он словно говорит: как я стал жертвой, так и Христос принесет Себя в Жертву. Хотя, конечно, Жертва Христова, искупившая весь мир, не равноценна жертве, которую принес Иоанн Предтеча.
Христос говорит об Иоанне Предтече: «бóльший всех пророков». Получается, что Иоанн выше всех — Исаии, Авраама, Моисея, Давида! Но, продолжает Христос, меньший в Царстве Небесном больше его (ср., напр., Мф 11:11). Служение Иоанна Крестителя предвосхищает служение Самого Христа, он воистину Предтеча, но сам он еще остается в Ветхом Завете.
Тимофей Китнис, Игорь Цуканов
Материал взят: Тут