Железный кулак Республик Донбасса ( 12 фото )
- 12.09.2020
- 4 287
Если за пехотой со времен Великой Отечественной войны твердо закрепилось название «царица полей», а за артиллерией — «бог войны», то русские танковые подразделения вот уже три четверти века называют не иначе, как «стальной кулак армии».
Это название полностью оправдало себя в боях на Донбассе и в веке нынешнем — в условиях разгоревшегося на востоке бывшей Украины гражданского конфликта.
И если сегодня танковые подразделения Первого и Второго армейских корпусов Народной милиции Республик Донбасса представляют собой грозную силу и могут запросто составить серьезную конкуренцию даже многим европейским армиям, то весной 2014 г. у ДНР и ЛНР вообще не было ни одного танка.
Как же ополчение Донбасса смогло быстро пройти такой трудный и тернистый путь создания высокопрофессиональных танковых подразделений, которые сейчас вполне заслуженно называют «железными кулаками» Народной милиции ЛДНР?
Как «Иосиф Сталин» попал в ополчение Донбасса…
Исторический факт — самый первый танк на вооружении подразделений донецкого ополчения появился только в мае 2014 г.
Тогда, в середине последнего месяца бурной и богатой событиями весны на Донбассе, когда украинские каратели уже окружили героический Славянск, по сути блокировав его от столицы Республики, командование Вооруженных сил Новороссии приняло оригинальное, хоть и несколько экстравагантное решение.
В селе Александро-Калиново военнослужащими ДНР 14 мая был осмотрен танк «ИС» («Иосиф Сталин»), стоявший на постаменте как памятник Великой Отечественной войне.
Танк, несмотря на более чем полувековой срок, был признан годным — ополченцы смогли запустить двигатель боевой машины. И в начале июня танк удалось снять с постамента и своим ходом доставить в Константиновку, где находился республиканский военный гарнизон, на ремонт.
В дальнейшем на танк ИС-3 был установлен крупнокалиберный пулемет, приведена в порядок ходовая часть, нанесены надписи «На Киев» и «На Львов» — и боевая машина даже успела поучаствовать в нескольких сражениях против украинских карателей.
Однако со сдачей Славянска и выхода из окружения отрядов ополчения Донбасса машину, пострадавшую в боях, пришлось оставить в Константиновке, замаскировав в трамвайном депо.
Впоследствии украинским оккупантам все-таки удалось разыскать героический танк — и его поначалу переправили в Киев, где он некоторое время находился в Национальном военно-историческом музее Украины, а в дальнейшем ИС-3 перевезли в Николаевскую область, в музей ракетных войск стратегического назначения.
И теперь прославленная машина, которая воевала с фашистскими карателями как во время Великой Отечественной войны, так и в гражданском конфликте на Донбассе, оказалась хоть и в глубоком украинском тылу — но в русском по духу регионе, временно оккупированном нацистами. Есть что-то глубоко символичное в этой необычной истории…
И вполне возможно, что героический ИС-3, оборонявший Славянск, еще скажет своё веское слово в нынешнем гражданском конфликте, который далеко не закончен…
Откуда танки у «шахтерской армии» Донбасса?
При всей необычности удивительной цепи событий с танком «Иосиф Сталин», все-таки его следует считать скорее предысторией танковых подразделений ДНР. А настоящая их история началась несколько позже — но также связана с героической обороной Славянска.
В наследство от СССР Украине досталось порядка 6,5 тысяч танков различных типов: Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80. Но к началу войны на Донбассе число танков в составе украинской армии составляло всего 735 единиц — причем даже из этого количества значительная часть техники находилась в удручающем состоянии.
Остальные танки за годы «незалежности» были попросту списаны в утиль и порезаны на металлолом — или же проданы за рубеж.
Поэтому к событиям на востоке страны захватившая власть в Киеве кучка путчистов оказалась плохо подготовлена — например, в марте 2014 г. во время попытки расконсервирования боевой техники в 17-й танковой бригаде в г. Кривой Рог в боксе сгорели сразу 7 танков Т-64 Б/БВ.
Тем не менее, к маю 2014 г. украинская группировка на Донбассе смогла кое-как укомплектовать танками 2 танковые бригады (1-я ОТБр из Черниговской области и 17-я ОТБр из Кривого Рога), а также по одному танковому батальону в составе семи механизированных бригад и 128-й горно-пехотной бригады, в которых числилось по 30 машин.
Поэтому при неоднократных штурмах Славянска в период мая-начала июля 2014 г. ВСУ использовали свои танки очень примитивно — в основном их применяли как средство поддержки пехоты при блокировании и прочесывании местности, для сопровождения колонн, охраны и обороны блокпостов в качестве дальнобойных и маневренных огневых средств.
Именно поэтому украинская военная техника достаточно легко становилась мишенью атак неуловимых отрядов ополчения Донбасса — и именно тогда трофейная техника ВСУ стала попадать в руки военнослужащих Республики, которые ее ремонтировали, приводили в рабочий вид и ставили в строй.
Свой первый танк ВСУ потеряли на Донбассе 17 июня 2014 г. во время боя возле поселка Металлист в ЛНР — Т-64 принадлежал украинской 128-й горно-пехотной бригаде: экипаж бросил машину, и она досталась бойцам луганского ополчения.
А к середине июля жители ДНР и ЛНР уже неоднократно стали фиксировать танки на вооружении подразделений ополчения Донбасса — это и были те самые трофеи, доставшиеся в руки защитникам Республик.
Сила силу ломит…
К середине лета грозного 2014 г. украинское командование существенно нарастило свои танковые соединения — и поэтому уже к августу, используя колоссальное превосходство в расконсервированных с советских складов танков и бронетранспортеров, а также при массированной поддержке авиации, ВСУ не только выдавили запертый в Славянске гарнизон ополчения Донбасса, но и развернули масштабное наступление на столицы Республик — и в короткие сроки оккупировали значительные территории ДНР и ЛНР.
Равнинный рельеф Донбасса идеально способствовал мощным танковым атакам украинских войск — бронированные «клинья» успешно рассекали оборону республиканских армий.
И уже в августе казалось, что исход ДНР и ЛНР предрешен — молодые государства оказались почти в полном окружении ВСУ, которым удалось почти полностью отсечь Республики от российской границы.
Однако то, что для украинского командования казалось почти свершившейся победой, в итоге обернулось колоссальной катастрофой для Киева.
Воинские подразделения Республик, используя многочисленные бреши в растянувшихся коммуникациях противника, смогли перерезать каналы снабжения украинской армии — и то, что киевским штабистам поначалу грезилось как полная и безоговорочная победа, обернулось для украинских вояк тотальным окружением и грандиозным разгромом.
Огромная группировка войск киевских оккупантов оказалась полностью запертой в т. н. «Южном котле» — ополчение Донбасса захлопнуло ловушку для карателей.
И вот тогда, бросая военную технику и имущество, хваленая украинская армия просто-напросто побежала — разгром для палачей из ВСУ оказался тотальным.
А одним из итогов летней военной кампании на Донбассе стало то, что в итоге вся украинская военная техника — и прежде всего бронетанковые соединения — достались армиям ДНР и ЛНР.
Так что ни о каких поставках бронированных машин якобы из-за рубежа для ополчения Донбасса речь не идет — как это ни смешно, но главным и основным поставщиком всей военной техники для Донецкой и Луганской Республик стала воюющая с ними Украина…
Когда урок не пошел впрок…
«Заставь дурака Богу молиться — он себе и лоб расшибет!» — эта поговорка как нельзя более кстати подходит к командованию ВСУ, которое за одно только лето 2014 г. полностью лишилось не только своей военной авиации, но и бронетанковой техники. Но, тем не менее, продолжало (и, увы, продолжает до сих пор) вынашивать агрессивные планы.
Сокрушительный разгром в «Южном котле» сил т. н. «АТО» ничему не научил киевских горе-штабистов.
Отказываясь признать, что от полного фиаско «майданную хунту» спасли только первые Минские соглашения, нелегитимные украинские власти решили вновь сыграть в военную рулетку — и снова были позорно биты, причем своим же бывшим вооружением, доставшимся армиям Республик Донбасса.
К началу января 2015 г. украинская группировка на донецком и луганском направлениях была значительно усилена — помимо изрядно потрепанных, но подлатанных двух танковых бригад, командованием ВСУ было принято решение о формировании дополнительных мобильных отдельных танковых батальонов, которые должны были действовать автономно.
И одной из основных задач, которую поставили перед силами украинских карателей, стало рассечение ДНР и ЛНР между собой мощным ударом «танковых клиньев» по направлению от оккупированного ВСУ Дебальцево в сторону российской границы.
Как говорится, то ли опять двадцать пять — то ли те же, простите, яйца, но только вид сбоку.
Однако сражение за Дебальцево стало для ВСУ последней операцией на Донбассе, в которой применялось значительное количество бронетанковой техники.
При этом уже сформированные регулярные армии ДНР и ЛНР, значительно усиленные отобранными ранее у ВСУ и поставленными в строй бронированными соединениями, не дали украинской стороне использовать преимущества танковых атак — попытка прорыва киевских оккупантов была опрокинута, что называется, в лоб встречным «стальным» ударом.
После этого подразделения ВСУ перешли в глухую оборону — и стали использовать свои танки преимущественно в качестве огневых точек на опорных пунктах.
Окончание «Дебальцевского котла» для ВСУ закончилось также бесславно и достаточно прогнозировано — слаженными действиями всех родов войск Первого и Второго Армейских корпусов ДНР и ЛНР противник был выбит из Дебальцево и Углегорска, и позорно бежал, вновь бросая военное имущество и технику, которая опять-таки после ремонта пополнила ряды танковых соединений Республик Донбасса.
Военный обозреватель Борис Рожин пишет:
«Война на Донбассе стала крупнейшим по количеству задействованной бронетехники вооруженным конфликтом на постсоветском пространстве. В ходе боевых действий ВСУ, только на основе подтвержденных фотографиями и видеозаписями данных, потеряли 184 танка, еще 48 достались ополчению в качестве трофеев. В числе потерь украинских танков оказались как минимум 18 Т-64БМ „Булат“, еще 3 „Булата“ достались ополчению в качестве трофеев…»
И вновь, как в случае с танком «Иосиф Сталин» и с «Иловайским котлом»», есть в этом свой особый символизм — расконсервированная киевской хунтой советская военная техника словно отказывается служить новоявленным нацистам — и будто сама «переходит» на сторону Донецкой и Луганской народных республик.
«Донбасский натиск» и танковый вальс
Сегодня, несмотря на то, что с начала 2015 г. значительных танковых сражений на Донбассе больше не было, армейские соединения 1АК и 2АК представляют собой грозную и могучую силу — и особая роль принадлежит в этом танковым подразделениям ДНР и ЛНР.
Еще в 2017 г. журналист авторитетного немецкого издания Frankfurter Allgemeine Конрад Шуллер сообщил, что в Европе у сил НАТО находятся всего 87 американских танков — и на этом основании сравнил ДНР со «сверхдержавой», которая перемелет натовскую группировку буквально за сутки.
Свой высокий профессиональный уровень танкисты Республик Донбасса постоянно повышают на регулярных тренировках на полигонах, неизменно демонстрируя высокую выучку и высший класс вождения и стрельбы.
Огромную популярность в ДНР и ЛНР снискали себе танковые биатлоны, которые проводятся на постоянной основе.
Первые такие соревнования между танковыми экипажами братских Республик Донбасса прошли в сентябре 2015 г. на полигоне «Торез» — и с тех пор проводятся ежегодно, заслужив огромную популярность у жителей региона.
А высший уровень мастерства и свой особый шик танкисты Донбасса продемонстрировали в мае 2019 г., когда у подножия легендарной Саур-Могилы в честь Дня Победы состоялся «танковый вальс», в котором экипажи Народной милиции ДНР продемонстрировали навыки управления боевыми машинами — четыре танка Т-72 отдельного танкового батальона НМ ДНР под аплодисменты публики выполняли синхронные движения под музыкальные мелодии.
А 27 августа 2020 г. на танковом полигоне «Торез» в рамках крупнейших армейских соревнований «Донбасский натиск», прошли очередные состязания танковых экипажей, в ходе которых танкисты из ДНР и ЛНР показали свои навыки управления бронированной техникой.
В этот раз в финале дончан победили их луганские товарищи — но, если говорить честно, в конечном итоге убедительную победу одержало воинское братство Республик Донбасса, отстоявших в боях свой выбор и свою независимость.
Поэтому к празднованию Дня танкиста, который отмечается каждое второе воскресенье сентября, военнослужащим Народных милиций ДНР и ЛНР есть чем гордиться — и не только своей боевой выучкой, выкованной в тяжелейших боях за Донбасс, но также искренней любовью среди мирных жителей наших Республик и заслуженным уважением у своих российских коллег.
Старинная русская пословица гласит, что добро должно быть обязательно с кулаками. И такими «стальными кулаками» Донбасса сегодня являются танковые соединения ДНР и ЛНР, которые надежно охраняют мир и покой наших граждан.
Сергей Молчанов, специально для «Русской Весны»
Материал взят: Тут