Памяти протоиерея Александра Меня ( 8 фото )
- 09.09.2020
- 5 534
9 сентября исполняется 30 лет со дня гибели протоиерея Александра Меня. Сейчас на месте, где произошло убийство, в микрорайоне Семхоз в Сергиевом Посаде — Сергиевский храм. Его настоятель — протоиерей Виктор Григоренко, племянник отца Александра. Он рассказал, как протоиерей Александр Мень относился к гражданскому обществу, Евангелию, вере, а также провел экскурсию по музею пастыря.
Протоиерей Виктор Григоренко
Протоиерей Александр Мень уже вошел в историю Русской Православной Церкви как священник, который в условиях безбожной власти привел своей проповедью и книгами многих людей в Церковь. Один из исследователей творчества отца Александра, протоиерей Димитрий Предеин, так и написал о нем: «Человек, избранный Господом для несения пастырской миссии в это время в этом месте. Такие люди рождаются не каждое столетие. Это милость Божья в Русской Церкви, что у нас был такой пастырь, на которого можно равняться, который может быть примером для подражания. В целом его облик пророческий, в его творчестве есть обращение в будущее».
О возрождении Церкви
Отец Александр с большой радостью воспринял происходящие в девяностые годы перемены в нашей стране. Он мне так и говорил: «Я никогда не думал, что буду свидетелем того, как рухнет этот колосс на глиняных ногах». И речь прежде всего шла о том, что рушится безбожная власть, наступают перемены, которых ожидали многие, в том числе по отношению к Церкви.
Когда были сняты преграды для посещения храмов, к Церкви возник большой интерес, стали приходить очень много людей, они принимали Крещение и на этом часто останавливались. Однако отец Александр хорошо понимал, что если будут восприняты только внешние церковные формы, то нас ждет не возрождение, а то, что так нравилось властям — церковь «как музей, как осколок седой старины».
Протоиерей Александр Мень
Отец Александр говорил, что оздоровление общества не может произойти в один день и что придется ждать, видимо, не одно поколение.
О гражданском обществе
Мы много говорим о гражданском обществе, которое только-только зарождается. Отец Александр считал, что возрождение общества может происходить только через просвещение, культуру, через образование, и потому основал незадолго до своей гибели общество «Культурное возрождение».
Сегодня с точки зрения культуры мы видим много проблем по разным направлениям — это и отношение к природе, к окружающей среде, и к искусству, в том числе к церковному, которое сегодня обесценивается, с одной стороны, с другой — подменяется чем-то иным, почти не вписывающимся в христианское понимание.
О небольших приходах
Наиболее действенными сегодня оказываются небольшие сплоченные приходы. Священникам непросто окормлять большое количество людей. Приход должен быть реальностью, в которой верующие понимают свою ответственность за него, имеют возможность влиять на внутриприходскую жизнь участием в приходском собрании.
Но за 20 с лишним лет моего священства я часто вижу непонимание важности такого отношения у мирян, которым не важно, скажем, в какой храм приходить, главное — реализовывать свои религиозные потребности. Но приход в храм — это не поход в прачечную, где за деньги оказывают услуги.
О Евангелии
Отец Александр Мень служил в других условиях, когда храмов было мало. Было давление со стороны государства, и многие люди вынуждены были скрывать свою веру. Были проблемы с религиозной литературой, Евангелие невозможно было достать.
Он говорил: «Евангелие — это основа жизни».
У себя на приходе организовывал группы по изучению Священного Писания, опыт организации которых был воспринят им от своих наставников — духовных чад отцов Алексия и Сергия Мечевых, ныне прославленных в лике святых.
Этот опыт совместного изучения Евангелия объединял людей. Можно сказать, что это были настоящие христианские общины, которые жили Евхаристией. Такой опыт сплоченных общин, только с ориентацией на современные реалии, нам очень важен сегодня.
Об обрядоверии
Сегодня мы говорим о том, что обрядоверие порой закрывает собой суть веры. Отец Александр был последовательным обличителем обрядоверия. Он считал, что обряд — от слова «обрядить», то есть — внешняя сторона, которая, безусловно, важна, но не может быть первостепенной.
Отец Александр пишет, что христианин «чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям».
О музее протоиерея Александра МеняК 30-летию со дня убийства отца Александра в нашем музее при Сергиевском храме, созданном по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мы подготовили новую экспозицию. Вещи, представленные в ней, свидетельствуют об эпохе, в которой служил отец Александр.
Основой музея являются богослужебные и личные вещи отца Александра: богослужебное Евангелие, крест, ряса и многое другое.
Крестильный ящик. В свое время отец Александр приспособил для этого обычную деревянную шкатулку, попросил меня врезать в ее крышку крест и стал хранить там все, что необходимо для совершения таинства крещения. Он брал с собой этот ящичек, когда ему приходилось крестить на дому: не все хотели получать в храме запись о крещении. Если об этом узнавали на работе, у человека могли быть проблемы. Особенно — у членов партии и их близких.
Отец Александр хорошо понимал, что, приходя домой к людям на крестины, в неофициальную обстановку, он сможет побеседовать с ними.
Когда речь шла о крещении, отец Александр особенно внимательно относился к подготовке. Перед крещением детей он готовил их родителей и крестных восприемников, при этом могли присутствовать не только родственники, но и близкие друзья, то есть это была серьезная миссионерская работа.
Самодельные венцы. Сделанные из меди, украшенные камушками и бисером, они легко умещались в портфель при необходимости венчать вне церкви. Сделаны, видимо, были по просьбе отца Александра кем-то из прихожан Новой Деревни. Этими венцами он венчал и нас с супругой.
Скуфья священномученика Сергия Мечева. Это настоящая святыня. Незадолго до своего ареста отец Сергий Мечев передал ее на память своей духовной дочери, маме Нины Фортунатовой, а Нина, в свою очередь, отдала ее своему духовному отцу, протоиерею Александру Меню. Эта история хорошо иллюстрирует преемственность служения отца Александра в непростое время гонений на Церковь.
Самиздатовские книги. Самиздатовские книги печатались в семи экземплярах — именно столько копий, как правило, пробивала печатная машинка на папиросной бумаге.
Среди этих книг есть и книга отца Александра «Сын Человеческий», изданная в бельгийском издательстве «Жизнь с Богом», тайно ввезенная в Советский Союз и размноженная на ксероксе. Мне встречались эти книги, зачитанные до дыр.
Диафильмы, которые прятали. Отец Александр сам делал диафильмы. Они были очень популярны и распространялись подпольно по всей стране, даже на Дальнем Востоке. Среди них: «Свет миру», «Тайна зла», «Апостолы», «Иисус из Назарета», слайды которого были сделаны из нарезки пленки фильма «Иисус из Назарета» Франко Дзеффирелли.
Хорошо помню просмотры этих диафильмов в семхозском доме вместе с братом Мишей. В начале 80-х годов, когда были угрозы обысков, отец Александр просил меня увезти несколько чемоданов с этими диафильмами, а также книгами Солженицына, историка Краснова-Левитина и других авторов, в Хотьково. Это было время, когда за хранение таких книг можно было получить реальный срок заключения.
Реконструкция кабинета отца Александра в Алабино, где он служил с 1960 по 1964 годы. Реконструкция сделана по фотографиям. Мы хотели передать атмосферу кабинета, из которого ненадолго вышел хозяин. Здесь представлены как подлинные вещи отца Александра, так и аутентичные, которые мы нашли в антикварных салонах и на распродажах старых вещей.
Один из экспонатов — радиола «Рассвет», которой пользовался отец Александр в те годы. Сделали мы и реплики тех фотографий в рамах, которые висели на стенах кабинета, например, фотографии Владимира Соловьева и архимандрита Серафима (Битюкова). Удалось нам найти и аутентичную немецкую пишущую машинку, на которой работал отец Александр.
Интерес к личности протоиерея Александра Меня не ослабевает, и мы очень надеемся на то, что открытие новой экспозиции приведет людей в Церковь через творчество выдающегося проповедника и миссионера.
Протоиерей Виктор Григоренко
Протоиерей Александр Мень уже вошел в историю Русской Православной Церкви как священник, который в условиях безбожной власти привел своей проповедью и книгами многих людей в Церковь. Один из исследователей творчества отца Александра, протоиерей Димитрий Предеин, так и написал о нем: «Человек, избранный Господом для несения пастырской миссии в это время в этом месте. Такие люди рождаются не каждое столетие. Это милость Божья в Русской Церкви, что у нас был такой пастырь, на которого можно равняться, который может быть примером для подражания. В целом его облик пророческий, в его творчестве есть обращение в будущее».
О возрождении Церкви
Отец Александр с большой радостью воспринял происходящие в девяностые годы перемены в нашей стране. Он мне так и говорил: «Я никогда не думал, что буду свидетелем того, как рухнет этот колосс на глиняных ногах». И речь прежде всего шла о том, что рушится безбожная власть, наступают перемены, которых ожидали многие, в том числе по отношению к Церкви.
Когда были сняты преграды для посещения храмов, к Церкви возник большой интерес, стали приходить очень много людей, они принимали Крещение и на этом часто останавливались. Однако отец Александр хорошо понимал, что если будут восприняты только внешние церковные формы, то нас ждет не возрождение, а то, что так нравилось властям — церковь «как музей, как осколок седой старины».
Протоиерей Александр Мень
Отец Александр говорил, что оздоровление общества не может произойти в один день и что придется ждать, видимо, не одно поколение.
О гражданском обществе
Мы много говорим о гражданском обществе, которое только-только зарождается. Отец Александр считал, что возрождение общества может происходить только через просвещение, культуру, через образование, и потому основал незадолго до своей гибели общество «Культурное возрождение».
Сегодня с точки зрения культуры мы видим много проблем по разным направлениям — это и отношение к природе, к окружающей среде, и к искусству, в том числе к церковному, которое сегодня обесценивается, с одной стороны, с другой — подменяется чем-то иным, почти не вписывающимся в христианское понимание.
О небольших приходах
Наиболее действенными сегодня оказываются небольшие сплоченные приходы. Священникам непросто окормлять большое количество людей. Приход должен быть реальностью, в которой верующие понимают свою ответственность за него, имеют возможность влиять на внутриприходскую жизнь участием в приходском собрании.
Но за 20 с лишним лет моего священства я часто вижу непонимание важности такого отношения у мирян, которым не важно, скажем, в какой храм приходить, главное — реализовывать свои религиозные потребности. Но приход в храм — это не поход в прачечную, где за деньги оказывают услуги.
О Евангелии
Отец Александр Мень служил в других условиях, когда храмов было мало. Было давление со стороны государства, и многие люди вынуждены были скрывать свою веру. Были проблемы с религиозной литературой, Евангелие невозможно было достать.
Он говорил: «Евангелие — это основа жизни».
У себя на приходе организовывал группы по изучению Священного Писания, опыт организации которых был воспринят им от своих наставников — духовных чад отцов Алексия и Сергия Мечевых, ныне прославленных в лике святых.
Этот опыт совместного изучения Евангелия объединял людей. Можно сказать, что это были настоящие христианские общины, которые жили Евхаристией. Такой опыт сплоченных общин, только с ориентацией на современные реалии, нам очень важен сегодня.
Об обрядоверии
Сегодня мы говорим о том, что обрядоверие порой закрывает собой суть веры. Отец Александр был последовательным обличителем обрядоверия. Он считал, что обряд — от слова «обрядить», то есть — внешняя сторона, которая, безусловно, важна, но не может быть первостепенной.
Отец Александр пишет, что христианин «чтит обрядовые формы благочестия, не забывая ни на мгновение, что они вторичны в сравнении с любовью к Богу и людям».
О музее протоиерея Александра МеняК 30-летию со дня убийства отца Александра в нашем музее при Сергиевском храме, созданном по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мы подготовили новую экспозицию. Вещи, представленные в ней, свидетельствуют об эпохе, в которой служил отец Александр.
Основой музея являются богослужебные и личные вещи отца Александра: богослужебное Евангелие, крест, ряса и многое другое.
Крестильный ящик. В свое время отец Александр приспособил для этого обычную деревянную шкатулку, попросил меня врезать в ее крышку крест и стал хранить там все, что необходимо для совершения таинства крещения. Он брал с собой этот ящичек, когда ему приходилось крестить на дому: не все хотели получать в храме запись о крещении. Если об этом узнавали на работе, у человека могли быть проблемы. Особенно — у членов партии и их близких.
Отец Александр хорошо понимал, что, приходя домой к людям на крестины, в неофициальную обстановку, он сможет побеседовать с ними.
Когда речь шла о крещении, отец Александр особенно внимательно относился к подготовке. Перед крещением детей он готовил их родителей и крестных восприемников, при этом могли присутствовать не только родственники, но и близкие друзья, то есть это была серьезная миссионерская работа.
Самодельные венцы. Сделанные из меди, украшенные камушками и бисером, они легко умещались в портфель при необходимости венчать вне церкви. Сделаны, видимо, были по просьбе отца Александра кем-то из прихожан Новой Деревни. Этими венцами он венчал и нас с супругой.
Скуфья священномученика Сергия Мечева. Это настоящая святыня. Незадолго до своего ареста отец Сергий Мечев передал ее на память своей духовной дочери, маме Нины Фортунатовой, а Нина, в свою очередь, отдала ее своему духовному отцу, протоиерею Александру Меню. Эта история хорошо иллюстрирует преемственность служения отца Александра в непростое время гонений на Церковь.
Самиздатовские книги. Самиздатовские книги печатались в семи экземплярах — именно столько копий, как правило, пробивала печатная машинка на папиросной бумаге.
Среди этих книг есть и книга отца Александра «Сын Человеческий», изданная в бельгийском издательстве «Жизнь с Богом», тайно ввезенная в Советский Союз и размноженная на ксероксе. Мне встречались эти книги, зачитанные до дыр.
Диафильмы, которые прятали. Отец Александр сам делал диафильмы. Они были очень популярны и распространялись подпольно по всей стране, даже на Дальнем Востоке. Среди них: «Свет миру», «Тайна зла», «Апостолы», «Иисус из Назарета», слайды которого были сделаны из нарезки пленки фильма «Иисус из Назарета» Франко Дзеффирелли.
Хорошо помню просмотры этих диафильмов в семхозском доме вместе с братом Мишей. В начале 80-х годов, когда были угрозы обысков, отец Александр просил меня увезти несколько чемоданов с этими диафильмами, а также книгами Солженицына, историка Краснова-Левитина и других авторов, в Хотьково. Это было время, когда за хранение таких книг можно было получить реальный срок заключения.
Реконструкция кабинета отца Александра в Алабино, где он служил с 1960 по 1964 годы. Реконструкция сделана по фотографиям. Мы хотели передать атмосферу кабинета, из которого ненадолго вышел хозяин. Здесь представлены как подлинные вещи отца Александра, так и аутентичные, которые мы нашли в антикварных салонах и на распродажах старых вещей.
Один из экспонатов — радиола «Рассвет», которой пользовался отец Александр в те годы. Сделали мы и реплики тех фотографий в рамах, которые висели на стенах кабинета, например, фотографии Владимира Соловьева и архимандрита Серафима (Битюкова). Удалось нам найти и аутентичную немецкую пишущую машинку, на которой работал отец Александр.
Интерес к личности протоиерея Александра Меня не ослабевает, и мы очень надеемся на то, что открытие новой экспозиции приведет людей в Церковь через творчество выдающегося проповедника и миссионера.
Материал взят: Тут