Ст.м. Автозаводская ( 73 фото )

Это интересно




Сегодня у нас на очереди еще одна станция метро, открытая в годы войны. Некоторые задаются вопросом, а нужно ли вот это было все? В смысле строить станции, да еще такие помпезные в годы, когда вся страна работала в формате "Всё для фронта, всё для победы!". На самом деле постепенное возвращение мирной жизни - это очень хороший мотиватор для жителей города, и конечно отличный козырь советских пропагандистов. Если люди живут своими привычными делами, если думают не только об опасностях военного времени - это действительно хорошо с психологической точки зрения. Однако со строительством метро не все так просто, так как разные элементы для станций изготавливались по всей огромной стране. Так, например, металлоконструкции для станции "Павелецкая" не могли быть вывезены в столицу, так как Днепропетровск, где их производили, был в руках немецких оккупантов. Мозаики для украшения интерьеров станций, набирали в Ленинграде, который был на тот момент к кольце блокады. Все эти "военные" станции надо воспринимать именно как памятники советским метростроевцам, которые в тяжелые для страны годы продолжали работать и создали одни из самых красивых станция нашей подземки, они получились даже интереснее станций, построенных до войны. Именно здесь, на станциях, открытых во время войны, в оформлении интерьеров начинается развитие культа личности товарища Сталина в Московском метро, достигнувший своего апогея на кольцевой линии. Сегодня у нас станция метро "Автозаводская", открытая в 1943 году, как "Завод имени Сталина".

Погрузимся немного в историю. На первых порах проектирования станций метро шло по пути проведения конкурсов, где советские архитекторы соревновались между собой, Многие из этих эскизов сохранились и дошли до наших дней. Проект станции "Завод имени Сталина" (Нынешняя "Автозводская" выбирали еще до войны и вот несколько предложенных эскизов.

1938 год Леонид Михайлович Поляков.


1938 год. Николай Николаевич Андриканис. Начинал работать в мастерской братьев Весниных. А также участвовал в работе над станцией "Красные ворота" с Иваном Александровичем Фоминым. Автор проекта станции "Белорусская" радиальная.


1938 год. Еще один вариант от Н.Н. Андриканиса. Интересно, что он ушел на фронт и вернулся с ранением, которые не позволило ему дальше заниматься архитектурой, а точное делать эскизы, рисовать. Его варианты не прошли конкурс, хотя они ничем не хуже выбранного в итоге варианта Душкина.


Вот интересный эскиз, его показывали на выставке "Московское метро - подземный памятник архитектуры". Тут архитектор В. А. Артамонов, решил у колонн по центральной оси станции разместить представителей союзных республик, почти как на фонтане "Дружба народов" на ВДНХ. Довольно вычурный проект, и он не прошел конкурс.


А победил этот вариант архитектора В. М. Таушканова. Эскиз был напечатали в книге "Пять лет московского метро". Он предложил на колонны установить ажурные металлоконструкции, которые бы поддерживали потолок, но при этом были бы видны в интерьере. Это очень интересное решение, может быть поэтому из 54 предложенных вариантов выбрали этот. Но проекту не суждено было быть реализованным. Оказалось, что на поверхности должны были проходить пути для работы собственно завода и легкие ажурные конструкции не смогли бы выдержать их вес. Проект отменили прямо в процессе строительства, под станцию был вырыт котлован и уже сделаны фундаменты под колонны.


В конкурсе также участвовал и А. Н. Душкин, он разработал аж 11 вариантов. Вот был такой.


А этот тот, что в итоге выбрали и реализовали. Наверное сказалось то, что этот вариант конструктивно проще и с ним не должно было возникнуть проблем в процессе реализации. Проект утвердил лично Щусев.


Наземный павильон изначально было отдельностоящим, но так как стены были оставлены в кирпиче, и хорошо проглядываются будущие проемы под окна, то понятно, что его изначально хотели встроить в жилое здание.


Собственно так и произошло. Вот интересное фото. 1957 год, идет строительство жилого дома.


Так как время было военное, не все удалось реализовать вовремя и станцию открыли в том виде, в котором получилось. В частности тут видно, что светильники совершенно не те, что задумывались. Видно, что не все панно смонтированы. А также я прочел, что не хватило камня на отделку всех колонн и некоторые колонны были просто выкрашены под камень.


Не знаю, на этом фото трудно увидеть какие колонны в камне, а какие нет. Значит работа была выполнена хорошо. Зато видно, насколько неудачное освещение. Также следует обратить внимание на пол, его выполнили из гранита. Это был первый такой случай в Московском метро. Также в торце видна скульптура.


А вот люстры в центральном зале заменили на те, что были нарисованы на эскизе. Ситуация с освещенностью, если честно,  не улучшилась.


А в торце стоял товарищ Сталин. Это одно из первых его появлений в Московском метро. А может и первое, кто знает, с какого момента в оформлении станций метро начали использовать образ вождя народов?


Итак, станция имеет два вестибюля - один подземный, второй наземный. Причем наземный вестибюль относится к такому не часто встречающемуся типу - встроенных в здание. В фасаде здания сделан входной портал, а сам вестибюль расположен во дворах. Собственно такое решение позволяет с одной стороны скрыть вестибюль от глаз и не сильно заморачиваться с его наружной отделкой, а это все же экономия, с другой стороны пассажир, входящий в портал в доме не ожидает такой роскоши, как высокие потолки, купол и прочие свойственные большому имперскому стилю фишки. Хотя изначально павильон был отдельностоящий, но уже тогда предполагалось, что он будет встроенным.


Если зайти во двор, то можно увидеть этот самый вестибюль. Он действительно практический никак не декорирован, есть только простенький декоративный карниз, пущенный по верху. Видимо совсем без украшательств тогда было нельзя.


А в остальном это ничем не примечательное здание, разве что оно отличается от какой-нибудь котельной тем, что форма его довольно причудлива. Изначально, как мы видели по архивным фотографиям, вестибюль был самостоятельным зданием из кирпича без отделки и окон, и только черный входной портал был отделан камнем. Потом в здании появились окна и оно, насколько я понял, стало жилым, его достроили в высоту, и вот тут, с обратной стороны видно, где заканчивается старая, изначальная часть из красного кирпича.


Входной портал в черном камне. Историческая разбивка глухих окон осталась, а вот барельеф с прежним названием станции ЗИС (Завод им. Сталина) утрачен. Также утрачены высокие деревянные входные двери, хочется надеяться, что входную группу и барельефы восстановят, когда (если) будут делать здесь реконструкцию. Название станции сейчас выполнено оригинальным образом, буквы прикреплены к стальной сетке. В какой-то момент времени - это было довольно популярное решение.


Архитектором станции стал А. Н. Душкин. Он же спроектировал и этот вестибюль. У Душкина уже был опыт проектирования вестибюля, встроенного в здание на станции "Маяковская". Но там вестибюль был маленький и неудобный, так как пришлось его встраивать в существующее здание, здесь же архитектору удалось создать пространство побольше.


В кассовом зале помимо собственно кассовых окошек есть еще и потрясающие вентрешетки.


Наверное можно с уверенностью сказать, что это если не самые, то уж точно одни из самых красивых сверхрешеток в Московском метро. Поглядите-ка на это! Чем-то похоже чугунные элементы ограды усадьбы Демидовых в Большом Толмачёвском.


Раньше в вестибюле были какие-то торговые палатки, но вроде как их сейчас убрали. Не нашел архивных фото, где был бы запечатлен вестибюль изнутри. Но явно тут были не такие светильники изначально. Жалко, что все эти временные наслоения, вроде проводов и банкоматов не дают нам получить представление, как выглядел вестибюль изначально.


Центральная часть вестибюля, куда попадают пассажиры как из кассового зала, так и по эскалаторам с уровня платформы, выполнено в виде некоей ротонды с обязательным куполом. Здесь даже сохранились несколько оригинальных бра на стенах. Надо было конечно их снять поближе. =)


Стену вестибюля украшает внушительное мозаичное панно, на котором изображены танки, военные, сидящие на броне и за ними фоном огромный былинный богатырь, закрывающий собой башни Кремля. Битва за Москву к тому моменту была уже выиграна и советские войска продвигались на запад.


На куполе замечательная роспись, но видно, что сделана она гораздо позже открытия станции, тут тебе и космические ракеты даже ЭВМ. =) Эта картинка на своде появилась в 1960-х годах, а раньше здесь были красные знамена ордена и... тов. Сталин. Но как выглядел изначальный купол мне снова не удалось найти. Честно говоря нынешний рисунок выбивается из общего оформления, но он просто замечательный. Сам по себе является произведением искусства.


Эскалаторный спуск оформлен вот так. Потом эта тема с элиптическим проемом и ступеньками на потолке наклона появится на станции "Красные ворота", там вестибюль, встроенный в высотку проектировал тоже Душкин. Вообще Душкин большой любитель самоповторов, в чем мы еще сегодня убедимся. Балкончик над наклоном выглядит странно, как и пустая белая стена за ним. Так и хочется спросить "что этим хотел сказать автор?".


А вот снизу все смотрится более чем интересно.


А теперь поднимемся на поверхность и посмотрим на выходы из северного вестибюля. Вестибюль подземный, он был открыт в 1968 году, то есть через 25 лет после открытия станции. Здесь все довольно просто. Два лестничных схода на поверхности, расположенные по обе стороны улицы Мастеркова.


Перед выходом номер 2 разбили небольшой скверик, с вот такими арками со светильником. Это уже в собянинское время.


Сам же лестничный сход в рамках безумной реконструкции, накрыли типовым павильоном "Огни города" от проектировщиков из ГУП "МосгортрансНИИпроект".


Таких павильонов установлено по Москве уже довольно много и постепенно качество сборки улучшается. Забавно, но на фасаде табличка с названием станции еще в старом стиле, сейчас так не делают, сейчас вешают лайтбокс. Так что наверное скоро и тут табличку заменят. Процесс этот бесконечен, пока не заканчивается звонкая монета в бюджете. Раньше тут была накрывашка, но вместо того, чтобы ее реконструировать... её попросту демонтировали. Понятное дело, что это все расточительство и бесполезное расходование средств. Например на станции метро "Алтуфьево" удалось обойтись без демонтажа старых несущих конструкций.


Внутри как обычно. Всякий раз удивляюсь, зачем металлоконструкции закрыли огромными "тяжелыми" нержавеющими коробами, ими же закрыли даже ветровые связи. Принт на стекле с маленькими квадратиками окошками, не пропускает внутрь львиную долю солнечного света, поэтому тут всегда горят светильники.


Выход номер 3. Здесь все то же самое, тот же стандартный павильон.


Те же 6 дверей на вход/выход, та же длинна павильона.


А вот как выглядел лестничный сход до того, как его накрыли. Теперь все меньше станций остается с аутентичной отделкой лестничных сходов. Мне, например жалко плитку, скоро изначальной отделки не останется вовсе.



Внутри также, как и в соседнем павильоне.


Внизу большой лайтбокс с навигацией.


Переходу тоже досталось от реконструкторов. Зачем-то пространство между ребер потолка зашили панелями, разумеется максимально криво, как будто это делали специально.


Посмотрите какой ужас. Еще позабавил этот тонкий лайтбокс. В принципе навигацию можно было повесить на противоположную от выходной двери стену, (там, кстати тоже висит указатель) но туда уже впендюрили ларек с китайским барахлом и указатель не влез. Так как высота, на которой должен висеть указатель регламентирована, то, чтобы он сюда влез, его пришлось делать вот таким тоненьким.


Информативность этого указателя просто зашкаливает!


Пойдем смотреть вестибюль. Внутри все привычно, он типовой, такие мы видим на почти всех сороконожках. Сразу напротив входа окошки касс, тут же нашлось место для билетного автомата.


А это турникеты на выход. Кажется, что вестибюль не коснулась реконструкция, что несколько странно. Сделать накрывашки над лестничными сходами, налепить панелей в подуличнике.... а вестибюль оставить без изменений, странное решение.


Из нового тут только навигация.


Вестибюль на самом деле интересный, центральная его часть, где турникеты на вход и проход к эскалатору сделана несколько ниже, чем уровень подуличника и поэтому здесь с обоих сторон пришлось делать дополнительно по 3 ступеньки. Интересно почему так получилось? Это ведь явный косяк!


Может быть все дело в высоте эскалатора.


Эскалатор на три нитки - этого вполне хватает для того пассажиропотока, который проходит через вестибюль.


Спускаемся вниз.


До того, как здесь появился второй выход, это был глухой торец, Именно здесь стоял гипсовый товарищ Сталин работы С.Д. Меркулова. Кстати в живую на товарища Сталина работы Меркулова можно посмотреть в парке Музеон. Там стоит оригинал из гранита, именно с него и была сделана гипсовая копия. Сталиных в какой-то момент нужно было очень много и поэтому изготавливали копии известных, качественных скульптур вождя, тут ничего удивительного.


Сталина убрали, но с этим местом приключилась еще одна история.


Утром 6 февраля 2004 года в переполненном втором вагоне поезда, следовавшего от станции "Автозаводская" до станции "Павелецкая", террорист-смертник привел в действие взрывное устройство. 41 человек погиб, более 200 было ранено. Через год после этого ужасного события на этом месте появилась мемориальная доска с именами погибших.


Ну а теперь немного про платформу.


За декоративную составляющую на станции отвечают пара панно и несколько очень крутых мозаик.


Барельефов всего два, они расположены на противоположных путевых стенах. Автор барельефов - скульптор Иван Семёнович Ефимов. За свою скульптуру "Бык" он получил золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже. (Та самая выставка, где павильоном от СССР был тот что стоит сейчас у ВДНХ со скульптурой "Рабочий и колхозница"). Ефимов больше любил анималистику, и это будет видно на других его барельефах. Эта пара барельефов называется "Летчики и конструкторы" и "Металлурги и инженеры". Тема авиации, эти характерные товарищи с пропеллером и двигателем самолета, несколько отстраненные взгляды - типичный модерн. Очень круто. Между барельефами, там, где сейчас серая пустота, была цитата:

ТРУД
в
С.С.С.Р.
ДЕЛО СЛАВЫ
ДЕЛО ЧЕСТИ
ДЕЛО ДОБЛЕ-
СТИ И
ГЕРОЙСТВА

/СТАЛИН/

После развенчания культа личности тов. Сталина, все эти цитаты были заштукатурены.


А эти два барельефа называется "Народы Севера" и "Народы Кавказа". Естественно у них, как и у большинства произведений той эпохи, идеологический подтекст. Здесь речь идет об объединении и разнообразии народов СССР от севера до юга, о том, что страна настолько большая, что когда где-то собирают урожай, где-то уже холодно и лежит снег. Между барельефами была цитата:

ЭТО ВСЕ
ДЕЛА
ЧТО
СТАЛИНСКАЯ
МУДРОСТЬ
РОДИЛА

/ДЖАБАЕВ/

Джабаев - это казахский поэт-акын. Получается как бы цитата из народа про любимого вождя. Интересно, что сейчас через штукатурку проступает слово "СталинсКАя".


Главное украшение станции - это эпические мозаики на тему, естественно труда и армии, работы героического советского народа в годы войны. Как я уже говорил, важно было обеспечить мирную жизнь сразу же, как только враг был отброшен, это поднимает боевой дух и психологически хорошо влияет на людей. Поглядим на все произведения, так как они этого заслуживают.


Немного жаль, что мозаики находятся так высоко и от времени потускнели. Надеюсь, что до их реставрации у московского метро дойдут руки, потому как это настоящее произведение искусства. "Монтаж гусениц на танк КВ-1", так называется это полотно. Интересно, что танки КВ-1 (если я ничего не путаю) собирали в Ленинграде, а не в Москве. Хотя, может быть мозаики - это собирательные образ всей страны, которая трудится во время войны. (станция строилась и открыта во время ВОВ)



"Литейный цех". Тут важно сказать, что мозаики были выполнены по эскизам художников В. Ф. Бордиченко, Б. В. Покровского и Ф. К. Лехта, мозаичистом Владимиром Александровичем Фроловым. Фролов работал наз мозаиками станций "Маяковская", "Новокузнецкая" и "Автозаводская". Панно последних двух станций делали уже в блокадном Ленинграде. Закончив работу Фролов умер от голода зимой 1942 года. На следующий год мозаики были вывезены в Москву и установлены на свои места. Памятна доска, посвященная В. А. Фролову была установлена на станции метро "Новокузнецкая". Как говорится, человек отдал своей работе всего себя целиком.



А вот мозаика с морячками, называется "Крейсера в походе".


"Кузнечный цех".


А вот эпичное полотно с астраханскими рыбаками, поймавшими огромного осетра. Да, экология тогда была явно получше. И эти бочки, в них явно черная икра.


Если были морячки, должны быть и летчики. Тут готовят бомбардировщик Ил-4, загружают в него бомбы.


А вот сборочный цех. Поглядите на модный пневмоинструмент в руках рабочих.


Куда же без колхозников, собирающих хлеб. Идет жатва. Обратите внимание, что тогда не было как такового комбайна, трактор тянет за собой жатку, такой отдельный девайс с отдельным "оператором". Эти жатки, кстати производились на заводе ЗИС.


Интересно, что на Автозаводской впервые появился гранит на полу, сейчас такое решение используется на всех новых станциях. Гранит дороже, но он долговечнее. До этого была плитка или асфальт.  С гранитом может потягаться разве что метлахская плитка, но она достаточно дорога, а обычная плитка такого наплыва пассажиров просто не выдерживает. Поглядите на архивные фото станций первой и второй очередей, там много плитки на полу, но до наших дней она почти нигде не дошла.  А вот асфальтовое покрытие много где сохранилось, в том числе и на этой станции самый край платформы отделан асфальтом.


Даже не зная, кто архитектор станции, можно угадать, так как конструктивно она очень похожа на станцию метро "Кропоткинская". Так и есть, Душкин не стал мудрить и применил свою идею со станции, которая собрала Гран-при на двух международных выставках и получила сталинскую премию и тут. И за эту станцию архитектор получил Сталинскую премию II степени, так что задумка сработала. Но надо отдать должное Душкину, хоть идея и вторична, но здесь ему удалось решить проблемы предыдущей станции. Здесь колонны существенно тоньше и изящнее, потолок платформенной части на метр выше, за счет этого станция выглядит выше и более подтянутой. Отделка путевой стены до самого потолка камнем тоже добавила станции простора и высоты.


Интересная история со светильниками. У Душкина, как видно на рендере на рисунке центральный зал должны были освещать большие люстры тарелки (тоже, кстати фишечка Душкина, у него еще на нескольких станциях люстры тарелки, а не рожковые). Так как дело было во время войны, люстры, которые хотел архитектор изготовить не смогли и открыли станцию с маленькими светильниками, дающими не так много света, чтобы осветить весь свод. И даже когда люстры были сделаны по проекту, уже после войны, их неудачное расположение не давало нормальной равномерной освещенности. Сейчас следы от подвесов люстр все еще видны на потолке центрального зала. Эти люстры не дошли до наших дней, в какой-то момент (в те же 60-е?) люстры демонтировали и в качестве светильников появились те, что мы сейчас видим на станции. Обычные люминесцентные лампы закрыли ребристыми "радиаторами" интересной формы, вполне себе укладывающиеся в общий ар-декошный стиль оформления станции. Удивительно, но новые светильники впервые на моей памяти оказались лучше оригинальных. Интересно было бы узнать, по чьему проекту меняли здесь освещение. Помимо того, что света стало больше, и своды освещаются равномернее, как и было нарисовано на эскизе у автора, кстати, эти светильники очень круто смотрятся в перспективе, только поглядите, как они проходят сквозь весь зал, очень круто.


Колонны вроде как совсем простые, но они имеют на торцевой плоскости такую "стрелку" как на брюках, за счет этого опять же они смотрятся дорого и стильно.


Я приезжал снимать на станцию несколько раз с довольно большим интервалом... уже потом, разглядывая фото, увидел, что плиточку, обозначающую край платформы, заменили на сплошную полосу, поднимитесь не 4 фото выше, например.


В 2014 году на станции появились наклейки на путевой стене с названием станции. Их повесили чаще, чем оригинальные буквы и ниже, примерно на уровне глаз  пассажиров. С одной стороны это должно дать дополнительную информацию пассажиру, проезжающую станцию, так как оригинальных буков не видно, но с другой, товарищи, это же историческая станция, как можно так вольно в ней обращаться?


С этой станцией все, поехали дальше.


P.S. Все архивные фото взяты из открытых источников

ПАВЕЛЕЦКАЯ <<< АВТОЗАВОДСКАЯ >>> ТЕХНОПАРК

Наземный переход на станцию МЦК Автозаводская

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация