Что вывозили по Апшеронской узкоколейке ( 22 фото )

Присланное




Я стараюсь всегда узнать побольше по историю того места, куда приезжаю. Это несколько меняет восприятие всего окружающего, да и никогда не будет лишним. А посему слушайте...

В северо-западной части Кавказа, расположенной на юге Краснодарского края (между Эльбрусом и Чёрным морем), в хорошо увлажняемых дождиками горных долинах растут могучие широколиственные леса – дубовые, грабовые и даже каштановые. В этих реликтовых лесах произрастают самшит, пихта, тис ягодный, бук. Наверняка кто-нибудь в детстве имел дело с тяжеленной бабушкиной мебелью, сделанной из широколиственных или ценных пород дерева.

Так вот, очень вероятно, что ее вывозили именно по Апшеронской узкоколейке через Гуамское ущелье...


Ещё лет десять-пятнадцать назад в России и Украине сохранялось несколько протяжённых горных узкоколеек: в Карпатах, на Кавказе, на Урале… Теперь же осталось всего две: Выгодская узкоколейка в Карпатах и Апшеронская на Кавказе. Сейчас она уже и не начинается в городе Апшеронске, а стартует в посёлке Черниговский, ближе к горам.


Сейчас сохранился и маленький анклав узкоколейки в Гуамском ущелье, по которому туристов катает поезд из нескольких вагончиков. Там же в бурных водах реки Курджипс лежит остов тепловоза, когда-то рухнувшего вниз с насыпи.


В конце 1920-х г.г. в окрестностях Апшеронска расширяются заготовки тех самых дубов и других ценных пород. В самом Апшеронске вырастает центральный леспромхоз, в который поступает нарубленная древесина с лесоучастков Самурского, Мезмайского, Черниговского, Маратукского, Режетского и Тубинского. Эти точки стала соединять узкоколейная железная дорога, строившаяся во многом силами заключённых. Никакой строительной техники не было, все строили вручную. Ущелье взрывали закладывая взрывчатку и пробивая себе дорогу.

Крепление телефонных и электрических проводов, соединяющих станции в Гуамке и Мезмае сохранились в ущелье до сих пор.


Основные линии были построены до войны в 1930-е г.г.: тогда появилась узловая станция Самурская в одноимённой станице, ветка до Шпалореза и ответвление в сторону Темнолесской через Гуамское ущелье.


паровоз с вагонами на станции Самурская, фото из сельской библиотеки


фрагмент топокарты Апшеронской узкоколейки

Длина ущелья составляет чуть более 5 км, а глубина около 400 м, местами оно сужается до 2 метров в ширину. Начинается в поселке Гуамка, здесь же начинается узкоколейка, остатки Апшеронской узкоколейной железной дороги.


Если взглянуть сейчас на карту окрестностей Апшеронска в лучшие годы развития узкоколейки (а это были 50-60-е г.г.), то диву даёшься, как были проложены ветки по труднопроходимым ущельям, сквозь горные массивы к подножьям плато Лаго-Наки.


В военные годы Апшеронский район находился под частичной оккупацией немецких войск, узкоколейная железная дорога была местами разрушена. Самые драматические бои проходили как раз в ущельях по долинам рек Пшеха и Курджипс. В частности, в ущелье Волчьи Ворота советские войска в августе 1942 года держали оборону и не дали прорваться немецким войскам дальше в сторону горного перевала.


В одной из пещер пулемётчик-красноармеец в течение нескольких месяцев держал оборону, пока не кончался от полученных ран. Об этом событии напоминает небольшой памятник на кромке уступа, по которому проходит железная дорога. Обе ветви Апшеронской узкоколейки фактически были одним из фронтов Туапсинской оборонительной операции, бои шли в районе Кушинки и хуторов Церковный и Поповский, а в Гуамском ущелье партизаны дважды взрывали стратегический мост через Сухую балку, без которого дальнейшее продвижение в горы было невозможно. Благодаря умелому использованию преимуществ горной территории советские войска не дали пройти немцам через главный Кавказский хребет в сторону Сочи и Туапсе.


Наконец, в январе 1943 года началось контрнаступление красноармейцев; прорваться с боями по долине Пшехи и Курджипса не удалось, поэтому было решено незаметно спуститься по долине реки Цицы в тыл к немцам. Операция увенчалась успехом, и уже в феврале того же года подступы к Кавказским горам были освобождены от фашистских войск.


пассажирский поезд в Гуамском ущелье, фото из архива Апшеронского краеведческого музея

В послевоенные годы начался настоящий расцвет Апшеронской узкоколейки и леспромхоза, пик которого пришёлся на 50-60-е г.г. В это время появились каменные монументальные вокзалы в Самурской и Черниговском, крайние точки железной дороги достигали подножья плато Лаго-Наки (ветка на Мезмай, Темнолесскую, Камышанову Поляну) и уходили за Шпалорез дальше в горы. Наконец, в самом Апшеронске строится огромный деревообрабатывающий комбинат, в составе которого были цеха с ласкающими слух названиями: цех строганого шпона, древесностружечных плит, клеевой фанеры и т.п. Апшеронский ПДК стал на долгие годы центром притяжения узкоколейных вагонов с лесом. Узловой станцией узкоколейки стала станция Самурская, где сходились ветки с Отдалённого и Темнолесской; там формировались большие составы, следовавшие до Апшеронска.


вокзал станции Самурская, фото из сельской библиотеки

Впрочем, лучшие годы для железной дороги длились недолго – уже в 1970-е г.г. была разобрана линия от Темнолесской до Камышановой Поляны и от Шпалореза в горы, а с начала 90-х г.г. вся восточная ветка пришла в упадок из-за природных катаклизмов, преследовавших узкоколейку всё время её существования. И если ещё на рубеже 90-х и 2000-х г.г. до Мезмая ходил пассажирский поезд, то сейчас об этом не может быть и речи – из-за размывов и сошедшего в 2011 году огромного оползня ветка оказалось разорванной.


В 2010 году была разобрана половина оставшейся линии от Апшеронска до Черниговского – зачем нужна неторопливая узкоколейка, если рядом идёт хорошая асфальтовая дорога?

По узкоколейке продолжают возить лес: огромные стволы пихты, загружаемой на миниатюрные платформы в Тубах. Где находят столь колоссальные по объёму деревья и как под ними не прогибаются вагончики – уму непостижимо. В закромах железнодорожного хозяйства есть всего по одному экземпляру пассажирского и грузового тепловоза, так что любая поломка или, например, обвал, приводят к изоляции горных деревень.


пассажирская "матрица" на мосту через Пшеху, фото Артёма Светлова.

Поезд апшеронской узкоколейки местные жители называют "матрица". Никто уже не помнит, откуда взялось название, вероятнее всего, от французского слова "автомотриса". Прозвище очень подходит латанному-перелатанному, словно пережившему бомбежку древнему вагону. Судя по внешнему виду, вагон здесь не менялся с момента создания узкоколейки.


Проходящая вдоль реки Пшехи дорога из двух небольших рельсов минует по пути два красивейщих ущелья, причём оба называются Волчьи ворота. Нависающие над крохотным поездом скалы и шумная река внизу делают «матрицу» тоненьким стержнем, напоминающим о присутствии в этих горах человека. Ещё более фантастическая картина в Гуамском ущелье, где, несмотря на все ненастья, продолжает действовать 2-километровый участок восточной ветки.


Туристический поезд на черепашьей скорости извивается по небольшой «полочке», вырубленной в высоченной скале. Благодаря развитию туризма в Гуамке, этот жалкий остаток былого железнодорожного величия расцвёл в новом статусе: отремонтированный тепловоз возит по 4 вагона, набиваемых до отказа летом, а в дальней части ущелья ходит самодельная дрезина.

Но самая приятная прогулка по всему маршруту - это пешком.


А с семьей поселился прямо у самого входа в ущелье, в комфортабельном пансионате "Большая медведица":


Я вам показывал уже как мы тут устроились..

На территории пансионата есть и огромный бассейн и кафе. Тут можно снять и целый коттедж:


Есть все необходимое для отдыха на природе:


Могу посоветовать это место всем туристам, кто задумает посетить эти заповедные места.


Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация