Почему нам стало сложнее заводить друзей? ( 2 фото )
- 13.08.2020
- 5 362
В детстве у каждого из нас было много друзей. Они появлялись как бы сами собой: с одними знакомили родители, кто-то каждый день выходил гулять во двор, с кем-то судьба сводила в детском саду и школе. В подростковом возрасте, опять-таки словно из ниоткуда, вокруг нас складывались целые компании людей, близких по духу. В студенчестве их число продолжало расти, и казалось, что так будет всегда. Да и почему нет? Разве у интересного человека может наступить дефицит в друзьях и общении? Увы, рано или поздно такое случится, но это закономерно и даже поправимо.
Всем нам нужна дружба: через нее мы обретаем близких по духу людей и определяем свое место в обществе, расширяем круг тех, кому можно доверять. Долгое время считалось, что это социальный продукт, выработанный нашим биологическим видом благодаря исключительно разуму и общению.
Однако, судя по всему, животные тоже могут дружить. Конечно же, в первую очередь речь идет о приматах (бабуинах, бонобо, лемурах и макаках), но, кроме них, такой способностью обладают ослы, жирафы, дельфины, вороны и даже рыбки гуппи. Чаще всего крепкие отношения животные налаживают со своими же родственниками, но встречаются виды, представители которых выстраивают социальные связи не только внутри семьи. И человек — самый яркий пример.
Коль скоро дружба у животных сохраняется на протяжении многих веков естественного отбора, значит ее функция куда важнее, чем просто приятное времяпрепровождение с соратниками.
Зачем мы дружим?
Дружба влияет на качество и продолжительность нашей жизни. Исследования показывают, что самки бабуинов, устанавливающие крепкие связи со своими сверстницами или ближайшими родственниками, живут дольше и оставляют больше потомства. Судя по всему, у них, как и у людей, в этом случае снижается адренокортикальная активность, падает уровень краткосрочного стресса и ускоряются анаболические процессы, что позволяет организму лучше расти и развиваться.
Дружба повышает ваши шансы прожить долгую жизнь, сохраняя при этом завидное здоровье: чем больше поддержки получает человек, тем ниже риск вирусных и сердечных заболеваний. А вот отсутствие друзей чревато серьезными ментальными проблемами: снижается самооценка и уверенность в себе, повышается уровень тревожности, острая нехватка крепких социальных связей может привести к депрессии.
Когда мы дружим?
Первые друзья у нас появляются примерно в четыре года. Сначала маленькие люди общаются только со своими родителями, затем могут взаимодействовать и со сверстниками, но это будет игра скорее «рядом», чем «вместе». Ребенок постепенно учится получать обратную связь от друга, поддерживать общение и развивает эмпатию.
У трех-пятилетних детей (а иногда и у первоклассников) дружба очень прагматична и сиюминутна.
Приятелем становится любой, кто согласился играть с тобой по твоим правилам.
Соответственно, нарушая эти правила, можно потерять друга навсегда. Ребенку сложно понять, почему кто-то думает (и поступает) не так, как того хочет он. Связи образуются и рвутся очень быстро, хотя, конечно, и дошкольники нередко поддерживают их достаточно долго, особенно если они встречаются каждый день.
Подрастая, дети понимают, что дружба может быть и абстрактной, не только во время игры. На этом этапе «дружить» всё еще значит «иметь выгоду от партнера», но теперь она выражается не в компании по игре, а в выполнении каких-то «хороших» задач: подарки, взаимопомощь и т. д.
Примерно с пяти до девяти лет дети очень дорожат дружбой — настолько, что готовы терпеть выходки подавляющего их товарища, лишь бы он был.
Появляется ревность, и образуются маленькие группы, часто «строго» засекреченные: войти в них может только тот, кто знает пароли и явки (которые, впрочем, легко сдаются любому понравившемуся знакомому).
Школьная дружба
К возрасту 11–13 лет дружба «за что-то» перерастает в дружбу «потому что». Подростки делятся мыслями, тревогами и идеями. Появляются секреты, которые уже нельзя открывать всем подряд, устанавливается особая, интимная связь. Она характеризуется эмоциональной близостью, несмотря на разногласия и различия, расстояния становятся не так важны — друг всё равно долгое время остается другом.
Настоящая дружба основана на доверии, потому ревность исчезает и появляется поддержка.
Но и требования становятся выше: проведенное вместе время уже не так важно, как схожесть мыслей и суждений. Общение становится более закрытым, а из всего круга знакомых выделяется около десятка «близких друзей». И это уже начало конца: чем меньше таких людей в нашем окружении, тем тяжелее будет потеря хотя бы одного из них.
До 20–25 лет мы постоянно общаемся с друзьями, и их становится действительно много (мы нуждаемся в этом!). Однако человек несовершенен, и мы просто физически не можем постоянно иметь столько друзей. Более того, даже количество активных социальных связей у нас ограничено — в науке такой «лимит» принято называть числом Данбара. У приматов оно коррелирует с уровнем развития неокортекса больших полушарий. У человека, как у самого развитого представителя отряда, этот показатель, по разным данным, равен от 150 до 300. (Речь идет не о полноценных, а скорее о «потенциальных» друзьях.)
Почему же взрослые часто жалуются если не на одиночество, то на острую нехватку тех, кто, согласно известной песне, «в беде не бросит и лишнего не спросит»?
Так происходит потому, что старые друзья постепенно теряются, а новых заводить мы не умеем. С первым всё более или менее понятно: ничто не вечно под луною. Мы переезжаем, а соседи и земляки остаются. Или устраиваемся на новую работу и перестаем общаться с коллегами. У нас меняются взгляды на жизнь и убеждения, равно как и у всех наших знакомых, и далеко не всегда в одном направлении. Кто-то заводит семью, неизбежно отодвигая друзей на второй план, а кто-то изо всех сил взбирается по карьерной лестнице.
Прелесть дружбы в том, что она добровольна: мы сами этого хотим и не ощущаем ни перед кем ответственности.
С работой и семьей дела обстоят иначе, поэтому из двух вариантов: срочно доделать презентацию или встретиться с друзьями — большинство выберет первый. Мы общаемся с этими людьми всё реже, они постепенно переходят в разряд приятелей, и вот уже как-то и неловко звать их на прогулку или в кафе.
Такая текучка — нормальный процесс, раньше мы тоже постоянно теряли друзей, но недолго горевали, ведь на их место приходили новые. Во взрослом мире всё по-другому. В детстве и юношестве друзей легко заводить, поскольку у нас много точек соприкосновения: учимся в одном классе, читаем одинаковые книги и смотрим одни и те же фильмы, гуляем в одной и той же компании. Взрослея, мы всё меньше времени проводим с незнакомцами, потому что не находим общих интересов. Мы идем в соцсети и в обилии комментариев и тредов получаем иллюзию поддержки и качественной дружбы. Постепенно нам начинает казаться, что у нас много «френдов», с которыми можно отлично провести время, но исследования говорят, что это число нужно делить на два: настоящих друзей, отвечающих нам взаимными чувствами, значительно меньше, чем собеседников.
Увы, чтобы поддерживать крепкие реальные связи, нам не хватает «внешней» активности: в будни наваливаются работа и домашние хлопоты, а выходные хочется проводить с теми, кого уже давно знаешь, — со старыми друзьями или семьей. К 30 годам качество общения становится важнее, чем количество.
Социологи посчитали, что требуется около 50 часов непрерывной беседы, чтобы назвать незнакомца своим приятелем, и 200 часов — чтобы он стал близким другом.
Кажется, это совсем немного, однако, согласно результатам того же исследования, среднестатистический американец проводит всего около 41 минуты в день в разговорах с людьми.
Что же делать, если вы уже чувствуете недостаток общения?
Ответ очевиден: противостоять двум названным выше тенденциям. Конечно, это непросто, но результат стоит того. Старайтесь чаще общаться с вашими друзьями, интересуйтесь новостями. Не повредит и немного здорового эгоизма: оказывается, нередко отношения затухают из-за того, что каждый вежливо думает, что у друга нет времени и не стоит его отвлекать пустой болтовней. И всё же напоминайте о себе, устраивайте приятельские вечеринки — и ваши друзья будут вам благодарны. Используйте любой повод, чтобы обменяться парой слов в соцсетях. Только делайте это с умом: не все «френды» ваши настоящие друзья, но около четырех вы точно сможете там найти.
Попросите ваших друзей позвать их друзей и приятелей на общую встречу или прогулку, а там уже у вас появится возможность обзавестись новыми знакомствами. Вспомните о тех, с кем вы перестали общаться, с кем дружба уже затухла, оставив приятные воспоминания, попробуйте им написать. Главное — не надо стесняться: в худшем случае вам просто не ответят (и вы ничего не теряете!), в лучшем — проведете теплый ностальгический вечер.
Если посредники не помогли — спасайте себя сами. Вспомните, что вам нравится (или что давно хотели попробовать), и найдите соратников. Многие занятия уже подразумевают общение (языковые курсы, рисование, спорт), так что, даже если когорта лучших друзей не пополнится новобранцами, вы всё равно расширите круг общения и потренируетесь налаживать контакт с незнакомцами — рано или поздно это умение пригодится.
Конечно, друзья и общение нужны не только вам, и можно просто ждать, пока кто-то первый сделает шаг навстречу. Но это неверная стратегия — беседуйте, дружите и знакомьтесь только ради самих себя! Пусть поначалу каждая вторая беседа будет неловкой, а старых друзей придется силой вытягивать раз в месяц в бар — хорошая, поддерживающая дружба как раз тот случай, когда за результат стоит побороться.
Всем нам нужна дружба: через нее мы обретаем близких по духу людей и определяем свое место в обществе, расширяем круг тех, кому можно доверять. Долгое время считалось, что это социальный продукт, выработанный нашим биологическим видом благодаря исключительно разуму и общению.
Однако, судя по всему, животные тоже могут дружить. Конечно же, в первую очередь речь идет о приматах (бабуинах, бонобо, лемурах и макаках), но, кроме них, такой способностью обладают ослы, жирафы, дельфины, вороны и даже рыбки гуппи. Чаще всего крепкие отношения животные налаживают со своими же родственниками, но встречаются виды, представители которых выстраивают социальные связи не только внутри семьи. И человек — самый яркий пример.
Коль скоро дружба у животных сохраняется на протяжении многих веков естественного отбора, значит ее функция куда важнее, чем просто приятное времяпрепровождение с соратниками.
Зачем мы дружим?
Дружба влияет на качество и продолжительность нашей жизни. Исследования показывают, что самки бабуинов, устанавливающие крепкие связи со своими сверстницами или ближайшими родственниками, живут дольше и оставляют больше потомства. Судя по всему, у них, как и у людей, в этом случае снижается адренокортикальная активность, падает уровень краткосрочного стресса и ускоряются анаболические процессы, что позволяет организму лучше расти и развиваться.
Дружба повышает ваши шансы прожить долгую жизнь, сохраняя при этом завидное здоровье: чем больше поддержки получает человек, тем ниже риск вирусных и сердечных заболеваний. А вот отсутствие друзей чревато серьезными ментальными проблемами: снижается самооценка и уверенность в себе, повышается уровень тревожности, острая нехватка крепких социальных связей может привести к депрессии.
Когда мы дружим?
Первые друзья у нас появляются примерно в четыре года. Сначала маленькие люди общаются только со своими родителями, затем могут взаимодействовать и со сверстниками, но это будет игра скорее «рядом», чем «вместе». Ребенок постепенно учится получать обратную связь от друга, поддерживать общение и развивает эмпатию.
У трех-пятилетних детей (а иногда и у первоклассников) дружба очень прагматична и сиюминутна.
Приятелем становится любой, кто согласился играть с тобой по твоим правилам.
Соответственно, нарушая эти правила, можно потерять друга навсегда. Ребенку сложно понять, почему кто-то думает (и поступает) не так, как того хочет он. Связи образуются и рвутся очень быстро, хотя, конечно, и дошкольники нередко поддерживают их достаточно долго, особенно если они встречаются каждый день.
Подрастая, дети понимают, что дружба может быть и абстрактной, не только во время игры. На этом этапе «дружить» всё еще значит «иметь выгоду от партнера», но теперь она выражается не в компании по игре, а в выполнении каких-то «хороших» задач: подарки, взаимопомощь и т. д.
Примерно с пяти до девяти лет дети очень дорожат дружбой — настолько, что готовы терпеть выходки подавляющего их товарища, лишь бы он был.
Появляется ревность, и образуются маленькие группы, часто «строго» засекреченные: войти в них может только тот, кто знает пароли и явки (которые, впрочем, легко сдаются любому понравившемуся знакомому).
Школьная дружба
К возрасту 11–13 лет дружба «за что-то» перерастает в дружбу «потому что». Подростки делятся мыслями, тревогами и идеями. Появляются секреты, которые уже нельзя открывать всем подряд, устанавливается особая, интимная связь. Она характеризуется эмоциональной близостью, несмотря на разногласия и различия, расстояния становятся не так важны — друг всё равно долгое время остается другом.
Настоящая дружба основана на доверии, потому ревность исчезает и появляется поддержка.
Но и требования становятся выше: проведенное вместе время уже не так важно, как схожесть мыслей и суждений. Общение становится более закрытым, а из всего круга знакомых выделяется около десятка «близких друзей». И это уже начало конца: чем меньше таких людей в нашем окружении, тем тяжелее будет потеря хотя бы одного из них.
До 20–25 лет мы постоянно общаемся с друзьями, и их становится действительно много (мы нуждаемся в этом!). Однако человек несовершенен, и мы просто физически не можем постоянно иметь столько друзей. Более того, даже количество активных социальных связей у нас ограничено — в науке такой «лимит» принято называть числом Данбара. У приматов оно коррелирует с уровнем развития неокортекса больших полушарий. У человека, как у самого развитого представителя отряда, этот показатель, по разным данным, равен от 150 до 300. (Речь идет не о полноценных, а скорее о «потенциальных» друзьях.)
Почему же взрослые часто жалуются если не на одиночество, то на острую нехватку тех, кто, согласно известной песне, «в беде не бросит и лишнего не спросит»?
Так происходит потому, что старые друзья постепенно теряются, а новых заводить мы не умеем. С первым всё более или менее понятно: ничто не вечно под луною. Мы переезжаем, а соседи и земляки остаются. Или устраиваемся на новую работу и перестаем общаться с коллегами. У нас меняются взгляды на жизнь и убеждения, равно как и у всех наших знакомых, и далеко не всегда в одном направлении. Кто-то заводит семью, неизбежно отодвигая друзей на второй план, а кто-то изо всех сил взбирается по карьерной лестнице.
Прелесть дружбы в том, что она добровольна: мы сами этого хотим и не ощущаем ни перед кем ответственности.
С работой и семьей дела обстоят иначе, поэтому из двух вариантов: срочно доделать презентацию или встретиться с друзьями — большинство выберет первый. Мы общаемся с этими людьми всё реже, они постепенно переходят в разряд приятелей, и вот уже как-то и неловко звать их на прогулку или в кафе.
Такая текучка — нормальный процесс, раньше мы тоже постоянно теряли друзей, но недолго горевали, ведь на их место приходили новые. Во взрослом мире всё по-другому. В детстве и юношестве друзей легко заводить, поскольку у нас много точек соприкосновения: учимся в одном классе, читаем одинаковые книги и смотрим одни и те же фильмы, гуляем в одной и той же компании. Взрослея, мы всё меньше времени проводим с незнакомцами, потому что не находим общих интересов. Мы идем в соцсети и в обилии комментариев и тредов получаем иллюзию поддержки и качественной дружбы. Постепенно нам начинает казаться, что у нас много «френдов», с которыми можно отлично провести время, но исследования говорят, что это число нужно делить на два: настоящих друзей, отвечающих нам взаимными чувствами, значительно меньше, чем собеседников.
Увы, чтобы поддерживать крепкие реальные связи, нам не хватает «внешней» активности: в будни наваливаются работа и домашние хлопоты, а выходные хочется проводить с теми, кого уже давно знаешь, — со старыми друзьями или семьей. К 30 годам качество общения становится важнее, чем количество.
Социологи посчитали, что требуется около 50 часов непрерывной беседы, чтобы назвать незнакомца своим приятелем, и 200 часов — чтобы он стал близким другом.
Кажется, это совсем немного, однако, согласно результатам того же исследования, среднестатистический американец проводит всего около 41 минуты в день в разговорах с людьми.
Что же делать, если вы уже чувствуете недостаток общения?
Ответ очевиден: противостоять двум названным выше тенденциям. Конечно, это непросто, но результат стоит того. Старайтесь чаще общаться с вашими друзьями, интересуйтесь новостями. Не повредит и немного здорового эгоизма: оказывается, нередко отношения затухают из-за того, что каждый вежливо думает, что у друга нет времени и не стоит его отвлекать пустой болтовней. И всё же напоминайте о себе, устраивайте приятельские вечеринки — и ваши друзья будут вам благодарны. Используйте любой повод, чтобы обменяться парой слов в соцсетях. Только делайте это с умом: не все «френды» ваши настоящие друзья, но около четырех вы точно сможете там найти.
Попросите ваших друзей позвать их друзей и приятелей на общую встречу или прогулку, а там уже у вас появится возможность обзавестись новыми знакомствами. Вспомните о тех, с кем вы перестали общаться, с кем дружба уже затухла, оставив приятные воспоминания, попробуйте им написать. Главное — не надо стесняться: в худшем случае вам просто не ответят (и вы ничего не теряете!), в лучшем — проведете теплый ностальгический вечер.
Если посредники не помогли — спасайте себя сами. Вспомните, что вам нравится (или что давно хотели попробовать), и найдите соратников. Многие занятия уже подразумевают общение (языковые курсы, рисование, спорт), так что, даже если когорта лучших друзей не пополнится новобранцами, вы всё равно расширите круг общения и потренируетесь налаживать контакт с незнакомцами — рано или поздно это умение пригодится.
Конечно, друзья и общение нужны не только вам, и можно просто ждать, пока кто-то первый сделает шаг навстречу. Но это неверная стратегия — беседуйте, дружите и знакомьтесь только ради самих себя! Пусть поначалу каждая вторая беседа будет неловкой, а старых друзей придется силой вытягивать раз в месяц в бар — хорошая, поддерживающая дружба как раз тот случай, когда за результат стоит побороться.
Материал взят: Тут