Драгуны с «хвостами» и драгуны в шляпах ( 5 фото )

Это интересно




Драгун перуанской президентской гвардии носит каску с конским хвостом даже и сегодня…

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

М. Лермонтов. Бородино

Военное дело на рубеже эпох. В двух наших предыдущих материалах, посвященных кирасирам и их противникам, мы выяснили, что таковыми на первом месте являлись драгуны, тоже относившиеся к тяжелой (где-то к «средней коннице») кавалерии, то есть это были те же кирасиры, но только без кирас. Кстати, униформой они действительно были похожи, особенно в эпоху Наполеоновских войн. И у многих на касках действительно были конские хвосты, хотя не всегда и не у всех. И вот сегодня обо всех этих драгунах, как хвостатых, так и бесхвостых, мы сегодня и расскажем в очередном материале нашего кирасирского цикла.


Американский континентальный драгун 1778 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.175

Драгуны часто выручали вновь создаваемые армии, поскольку были для своего времени поистине универсальным типом кавалерии. Стали они первыми численным «континентальными» всадниками 13 мятежных колоний, когда они выступили против Великобритании во время Войны за независимость. А было так, что, воспользовавшись превосходством своих поселенцев и силой своих колоний в Америке, Великобритания вытеснила Францию и Голландию с континента. Но 13 колоний, становясь экономически все более и более сильными и экономически независимыми, потребовали для себя и большей независимости, поскольку были очень уж недовольны тем, что являются простыми источниками сырья и рынком готовой продукции для матушки-метрополии. В начале 1775 года между колонистами и британской регулярной армией произошли открытые столкновения, которые стали сигналом к началу американской Войны за независимость. К концу 1776 года, когда военные операции уже шли полным ходом, Джордж Вашингтон написал Конгрессу: «Исходя из опыта, накопленного мной в этой кампании в отношении полезности лошадей, я убежден, что война без них невозможна, и я хотел бы поэтому рекомендовать создать один или несколько конных корпусов». Конгресс с ним согласился и незамедлительно одобрил экипировку 3000 легких всадников, хотя это и было легче сказать, чем сделать. Во время войны численность американской регулярной кавалерии никогда не превышала 1000 человек, и редко собирали несколько сотен человек в одном месте. Тем не менее, уже в начале 1777 года из провинциальных ополченцев и отрядов добровольцев удалось сформировать сразу четыре полка континентальных легких драгун. Американские легкие драгуны напоминали своих британских коллег по организации и оснащению. В каждом полку было шесть рот, гипотетический состав которых составлял 280 человек, хотя на практике это число никогда не превышало 150. На головах они носили… жокейские шлемы, украшенные хвостом и усиленные медным гребнем, которые стали стандартным головным убором не только для драгун, но и для подразделений американской милиции. Не имея стандартного снаряжения и вооружения, каждый человек приходил к месту сбора с тем, что у него было, так что в их арсенале были даже индейские копья и томагавки. 2-й полк, например, вооружился 149 палашами, которые всадники полка драгун Брунсвика Принца Людвига побросали после поражения в битве при Беннингтоне в 1777 году. Но разношерстность вооружения на новоиспеченных драгун не повлияла, и сражались они отчаянно. Так, восемьдесят всадников 4-го (Мойланского) драгунского полка и 45 конной милиции Маккола под командованием полковника Уильяма Вашингтона отличались в битве при Купенсе, где в 1781 году разгромили 200 британских драгун Тарлтона вкупе с 50 всадниками 17-го британского полка легких драгун, а затем и заставили деморализованную британскую пехоту сложить оружие.


Польский национальный кавалерист, 1794 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.179

В Европе, напротив, сильные национальные традиции то там, то здесь приводили к появлению кавалерии в национальных мундирах, и если те или иные всадники демонстрировали сворю эффективность, то их, а также их униформу, заимствовали и все остальные. Вот, например, Польша. Основами польской армии в конце XVIII века были национальная пехота и кавалерия. В 1792 году в королевской армии было 17 500 пехотинцев и 17 600 кавалеристов, организованные в полки легкой кавалерии. Такое необычное соотношение между пехотными и кавалерийскими частями стало следствием славного прошлого польских конных войск. Польская кавалерия, гордость армии, была организована в народных бригадах (brygada kawalerii narodowej), три из которых принадлежали Великопольскому, Украинскому и Малопольскому уездам, а один – Литевскому. Каждая бригада состояла из двух полков с тремя или четырьмя эскадронами, общей численностью от 1200 до 1800 человек. Помимо народных бригад, существовали так называемые королевские полки, включая гвардейский полк Конной гвардии короны из 487 человек и шесть полков «Стражи короны», по 1000 человек в каждом. Полк уланов, полк №5, насчитывал 390 человек. Во время восстания 1794 года все полки стали частью народной армии со своей старой организацией и названиями, но едва ли их численность хотя бы на 50 процентов соответствовала табельной. Было сформировано также большое количество добровольческих кавалерийских полков и независимых эскадронов, обычно численностью от 100 до 700 человек. Помимо местных названий, их также называли в честь своих полковников, например, Гожиньский (620 человек), Закаржевский (600), Москожевский (640), Квасьневский (300), Домбровский (522) и так далее. Майор Красицкий сформировал гусарский полк из 203 человек, а всего польская кавалерия в период восстания насчитывала около 20 000 человек. Красный и темно-синий были доминирующими цветами в польской кавалерийской униформе, для которой характерны национальная куртка и шапка-рогатувка, а позднее уже и самый настоящий четырехугольный головной убор типа «уланка» или «конфедератка», принятый затем почти во всех европейских армиях. Самые старые рисунки национальных польских четырехугольных шапок датируются 1560 и 1565 годами, на которых изображены шапки профессора и краковского купца. Польские эмигранты из армии генерала Домбровского, воевавшей в составе французской армии в Италии в 1796-1800 годах, также сражались там в униформе, которая вскоре была официально принята во французской армии, а затем они появились и в армиях других стран.

Кстати, хвостов на головных уборах не было у всех драгун, носивших по моде своего времени шляпы-двууголки. В частности, их не было у королевских прусских драгун. Ну а королевством Пруссия стала после того, как с согласия германского императора герцог Фридрих Бранденбургский короновал себя королем восточной Пруссии под титулом Фридриха III (1713-1740). Таким образом, две большие территории были объединены в одно государство Пруссию, которое постепенно распространилось по всем направлениям путем заключения династических браков и банальных покупок… желаемых земель. Простираясь от Немана до Рейна, это было государство, которое не было ни этнически, ни географически однородным. Сильная армия была его основой и одним из самых главных факторов его сплоченности. Прусский король вложил большую часть своих доходов в армию, которая вскоре стала четвертой по величине армией в Европе.

Странный обмен был согласован во время встречи в 1717 году между герцогом Августом II Саксонским и Фридрихом. Чтобы пополнить свою истощенную военную казну, Август согласился взять коллекцию бесценного прусского фарфора, а взамен отдать ему кавалерийский полк численность 600 человек. Полк отправился в Пруссию, где стал 6-м драгунским полком, известным в народе как Порселланский (то есть «фарфоровый») полк.


Прусский драгун «фарфорового» полка, 1806 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.177

В 1744 году в Пруссии было уже 12 драгунских полков, число которых не менялось до 1802 года, когда к ним добавилось еще два полка. Причем 5-й и 6-й полки отличались тем, что в них было по десять эскадронов, тогда как у всех остальных только по пять. В 1806 году они насчитывали по 1682 человек, что делало их сильнейшими кавалерийскими полками эпохи Наполеоновских войн, причем в каждом их эскадроне было по 12 хорошо обученных метких стрелков, вооруженных нарезными карабинами. В их задачи входили разведка, патрулирование, охранение и перестрелка с вражескими стрелками.

До войны с Францией, начавшейся в 1806 году, прусская кавалерия имела очень высокие стандарты экипировки, обучения и качества конского состава: в полках драгун были выдающиеся лошади пород голштинской, тракенской и остфризской породы. Полковые офицеры наказывались, если у рядовых драгун лошади или снаряжение были в плохом состоянии, так что уходу за лошадьми в этих полках уделялось большое внимание. Причем по своему статусу и подготовке драгунские полки приравнивались к кирасирским. Прусская кавалерия, как и во времена Фридриха Великого, обладала высоким боевым духом и представляла собой серьезного противника для французов, о чем Наполеон счел нужным предупредить свою армию в специальном бюллетене, выпущенном перед началом кампании.

Во время сражений за Йену и Ауэрштедт 6-й драгунский полк под командованием полковника Иоганна Касимира фон Ауэра находился в восточной Пруссии в составе корпуса маршала Л’Эстока и таким образом избежал разгрома и расформирования, а отправился в Россию вместе с остальными силами корпуса. В 1807 году он принял участие в кровавой и нерешительной битве при Прейсиш-Эйлау, где ему пришлось сражаться в сильную метель. Ну а после Тильзитского мира большая часть прусской армии была расформирована и прекратила свое существование, включая и драгунские полки.

Собственно, драгуны были в каждом германском государстве XVIII-XIX вв., и в каждом они были свои, то есть носили собственную униформу. Вот, например, взять Ганновер. В 1714 году сын тогдашнего герцога Георг Людвиг стал королем Англии под именем Георга I, и Ганновер вступил в тесный союз с Великобританией, который продолжался с 1714 по 1837 год. В 1794 году во время Революционных войн Ганновер оказал существенную помощь Великобритании, поставив ей корпус из 18 000 человек для операций в Нидерландах. Однако Наполеон занял Ганновер в 1803 году и армию его распустил.

Тем не менее, группа офицеров-патриотов при поддержке герцога Кембриджского стала вербовать по стране добровольцев для поездки в Великобританию и участия в борьбе против Наполеона. В итоге к 1806 году из них сформировали Королевский легион, в котором было два полка тяжелых драгун, три полка легких драгун, десять батальонов пехоты и шесть артиллерийских батарей. Униформа обоих драгунских полков была похожа на униформу британских драгун, но у первого полка воротники и манжеты мундиров была темно-синего цвета, а у второго – черного.


Ганноверский драгун 1809 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.189

Когда в 1809 году Великобритания отправила войска под командованием герцога Веллингтона в Испанию, то среди них был и германский Королевский легион. В битве при Саламанке (1812 г.) оба полка драгун под командованием фон Бока атаковали пехотную дивизию генерала Фоя, прикрывавшей отступление французской армии. Залп, выпущенный дисциплинированными французскими войсками на близком расстоянии, скосил почти всю первую линию ганноверов первого полка, а оставшиеся драгуны были остановлены стеной из штыков. Но одна из раненых лошадей каким-то чудом упала на французских пехотинцев и на мгновение открыла проход в их рядах, через который устремились драгуны второй линии, и удар их был столь стремителен, что вскоре батальон из 500 человек сдался. Воодушевленные этим успехом, всадники 2-го драгунского напали на следующее каре, и деморализованные французы сложили оружие без боя, но вот атака на третий квадрат была отбита с большими потерями. Драгуны потеряли тогда 127 человек и вдвое больше лошадей. Считается, что атака бригады фон Бока являлась одним из редких случаев Наполеоновских войн, когда кавалерийская атака оказывалась успешной против каре пехоты. Интересно, что свои шляпы-двууголки ганноверцы носили уже углом вперед. Мода на ношение шляп менялась тогда очень быстро.

Продолжение следует…

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация