Как в средневековой Европе пытались изменить образ рыцаря ( 4 фото )

Это интересно




В наши дни образ рыцаря романтизирован и построен на мифах. Во многом это связано с влиянием современной культуры на человека. Несмотря на то, что расцвет рыцарства в Европе пришелся ещё на XII—XIII века, интерес к той эпохе и воинам в доспехах существует и сегодня. Живым свидетельством являются многочисленные сериалы, художественные фильмы, книги и компьютерные игры, которые выходят каждый год. Именно поэтому в представлении многих людей рыцари отпечатались в образах странствующих воинов, которые отправлялись на поиски сокровищ, новых земель, спасали из замков прекрасных дев и сражались если не с драконами, то с разбойниками и злодеями.

Почему мы романтизируем рыцарство

Реальность, как известно, гораздо прозаичнее, чем каноны, которые были заданы в литературе еще в начале XIX века, когда в Европе проснулся интерес к эпохе Средневековья. Одним из ярких примеров неоготики стал приключенческий роман «Айвенго» шотландского писателя Вальтера Скотта. Ещё один шотландский писатель, Роберт Льюис Стивенсон, уже в конце XIX века романтизировал войну Алой и Белой розы в своем произведении «Черная стрела». Все эти произведения стали классикой приключенческой литературы и яркими примерами исторической прозы, которые остаются популярными и в XXI веке. Представления многих людей о рыцарстве выросли именно из книг этих известных и популярных во всем мире авторов.

При этом многие считают, что сегодня рыцарство мертво. На самом деле, скорее, наоборот. Те зачатки гуманизма, морали и кодекса чести, которые пытались вложить в рыцарство ещё в Средние века, дали свои всходы гораздо позднее. Многие исследователи считают, что рыцарство действительно сыграло свою роль в формировании современных благородных ценностей и наших представлений о них. И в этом аспекте рыцари оказались полезными для общества, хотя крестьяне средневековой Европы могли бы с этим обоснованно поспорить.


Само слово «рыцарство» сегодня часто рассматривается как кодекс чести и определенных норм морали для военного сословия, которое считало войну своей главной профессией. Во многих конфликтах, которые произошли уже после того, как с полей сражений исчезли доспехи и шлемы, мечи и алебарды, военные разных стран демонстрировали примеры рыцарского поведения в нашем лучшем понимании этого слова. Однако не стоит забывать, что в Средневековье всё было иначе, а сами рыцари были в первую очередь воинами, а не обычными людьми. Очень часто они легко переходили границы норм и чести, когда этого требовала военная обстановка. Часто на это накладывали отпечаток междоусобицы и феодальные войны. Это была другая, кровавая сторона рыцарского кодекса, попытки как-то повлиять на которую предпринимались уже в Раннем Средневековье.

Главными жертвами рыцарей часто становились крестьяне

Рыцарство начало формироваться ещё в VII веке на территории средневековой Франции и Испании. Со временем оно разделилось на две большие ветви: религиозную и светскую. К религиозной ветви относили рыцарей, которые принимали религиозный обет. Яркими примерами являются знаменитые тамплиеры и госпитальеры, два рыцарских ордена, которые активно воевали протии сарацинов (арабов) и остальных представителей нехристианской цивилизации. Светская ветвь рыцарства произошла от профессиональных воинов, которые находились на королевской службе или служили высокопоставленной знати. Если представители рыцарских орденов в первую очередь были опасны для всех, кто исповедовал отличную от них веру, то светские братства представляли опасность для всех, кто не был в подчинении их лорда.

Да, действительно, рыцари могли храбро сражаться за свои города, замки, лордов, проявлять благородство и защищать честь женщин. Тратить свое свободное время на улучшение военных навыков, тренировки с оружием и верховую езду, участвовать в рыцарских турнирах. Но в Средневековье многие справедливо считали самих рыцарей угрозой для общества. Будучи мелкими дворянами, они были облечены большей властью и богатством, чем крестьяне. Учитывая хорошую военную подготовку, наличие доспехов и оружия, они часто использовали крестьян и беднейших фермеров в своих интересах, нападали на них, грабили, угоняли и убивали скот.

Сражаясь за своих королей и лордов, рыцари часто сталкивались не друг с другом, а с обычными крестьянами, которые становились их главной жертвой. Это объясняется периодом феодальной раздробленности, когда все феодалы могли воевать друг с другом. Региональные конфликты возникали регулярно и могли быть очень жестокими, при этом люди одной веры, одного языка, одной национальности убивали друг друга с небывалым остервенением. В те годы большинство столкновений было связано не со сражениями одних рыцарей против других, а с набегами, грабежом и уничтожением крестьянских хозяйств, земель и угодий, на которых они работали.


Крестьяне были бесправными пешками в конфликтах между большими и малыми феодалами. При этом рыцари сжигали поля, постройки и поместья, которые принадлежали их соперникам, убивали крестьян. Иногда они грабили даже собственных подданных, что было особенно распространено во Франции во время Столетней войны. Жестокость в те годы была обычным делом. Граф Валеран, наткнувшись на крестьян, которые рубили дрова без разрешения, пленил их и отрезал им ноги, сделав их бесполезными для работы на их господина. Здесь важно понимать, что в те годы благосостояние знати напрямую зависело от количества и богатства крестьян. Именно поэтому нападение на крестьянские хозяйства было обычным способом, которым рыцари наказывали своих противников, подрывая их экономический потенциал.

Как церковь пыталась повлиять на рыцарство

Чтобы хоть как-то ограничить жесткость рыцарей, духовенство средневековой Европы пыталось создать «кодекс рыцарей». В разное время таких кодексов было создано несколько. Церковь была заинтересована в том, чтобы не только сделать жизнь более гуманной, но и защитить собственные экономические интересы. Представляя в те годы реальную власть и силу, священнослужители хотели обеспечить защиту двум из трех основных сословий: тех, кто молится, и тех, кто работает. Третьим сословием средневековой Европы были те, кто сражается, то есть и сами рыцари.

По иронии судьбы наши возвышенные представления о рыцарях и рыцарстве во многом основаны именно на рыцарских кодексах, которые создают им хорошую репутацию, хотя на самом деле создавались для того, чтобы остановить их беспредел и жестокость. Попыткой обуздать насилие в средневековой Европе стало движение «Мир и перемирие Божье», которое возглавлялось средневековой церковью, а позднее и гражданскими властями. Движение существовало с X по XII век, основным его назначением была защита священников, церковного имущества, паломников, торговцев, женщин, а также простых мирных жителей от насилия. Для нарушителей запретов предусматривались в первую очередь духовные санкции.


К примеру, в 1023 году епископом Варином из Бове для короля Роберта Благочестивого (Роберта II, короля Франции) и его рыцарей была предложена клятва из семи основных пунктов. Своеобразный кодекс рыцарской чести, который дает нам представление о тех правилах, которые требовалось принять в ответ на частое агрессивное поведение со стороны представителей рыцарства.

Не избивать случайных представителей духовенства. Епископ призывал рыцарей не нападать на невооруженных монахов, паломников и их товарищей, если они не совершают преступлений или это не является компенсацией за совершенные ими преступления. При этом епископ допускал возмездие за преступление, если священнослужители не загладят свою вину в течение 15 дней после вынесенного им предупреждения.

Не красть и не убивать сельскохозяйственных животных без причины. Запрет затрагивал всех домашних животных: коров, овец, свиней, коз, лошадей, мулов и ослов и строго действовал с первого марта до Дня всех душ (2 ноября). При этом епископ допускал, что рыцарь может убить домашних животных, если ему необходимо прокормить себя или своих людей.

Не нападать, не грабить и не похищать случайных людей. Епископ из Бове настаивал на том, чтобы рыцари давали клятву против жесткого обращения над мужчинами и женщинами из деревень, паломниками и торговцами. Запрещались грабеж, избиение, иное физическое насилие, вымогательство, а также похищение простых людей с целью получения за них выкупа. Рыцарей также предостерегали от грабежей и воровства у бедных людей, даже по вероломному наущению местного лорда.

Не сжигать и не разрушать дома без веской причины. Из этого правила епископ сделал исключение. Сжигать и разрушать дома можно было в том случае, если рыцарь обнаружил в них вражеского рыцаря или вора.

Не помогать преступникам. Епископ хотел, чтобы рыцари клялись не помогать и не укрывать преступников. Это было особенно важно, так как часто сами рыцари организовывали банды и становились настоящими мародерами.

Не нападать на женщин, если они не дают для этого повода. Запрет переставал действовать, если рыцарь узнавал о том, что женщины совершают против него какое-либо злодеяние. В первую очередь запрет распространялся на путешествующих без мужей знатных женщин, вдов и монахинь.

Не устраивать засады на безоружных рыцарей с момента Великого поста до конца Пасхи. Это был один из распространенных в средневековой Европе запретов, формально ограничивающий боевые действия в определенные периоды года.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация