Аль-Марджани — мечеть в столице Татарстана, культурный памятник Казани ( 5 фото )
- 02.08.2020
- 7 566
На строительство мечети Аль-Марджани дала разрешение сама Екатерина II, которая в то время была проездом в Казани. У мечети также есть и другое название – Юнусовская, в честь купеческого рода, обеспечивавшего ее содержание.
Однако свое настоящее название мусульманский храм получил благодаря просветителю Шигабутдину Марджани, который служил в нем верой и правдой целых сорок лет. Аль-Марджани — мечеть, которую можно назвать архитектурной достопримечательностью. Также она имеет и большое историческое значение. Это первое каменное сооружение, возведенное в Казани после захвата Иваном Грозным в 1552 году.
Архитектурное строение
Мечеть Аль-Марджани (Казань) состоит из двух этажей. На южной стороне постройки находится главный вход. Первый этаж выделен под хозяйственные нужды, на втором располагаются молельные залы. Все здание мечети перекрыто богато украшенными сводами. На втором этаже своды декорированы голубой, зеленой и золотистой лепниной с позолоченными рисунками растений. Все выдержано в стиле традиционного татарского искусства.
Между залами располагается лестница, ведущая на минарет. От минарета винтовая лестница ведет на округленный балкон для муэдзина. Сам минарет практически не имеет никакого декора. Но оконные проемы в виде высоких арок декорированы элементами татарского искусства. Аль-Марджани — мечеть, которую считают настоящим сокровищем архитектуры.
История возникновения памятника
Казань – татарский край со своей колоритной культурой и традициями. И мечеть Аль-Марджани — яркое тому подтверждение. После посещения Казани императрицей Екатериной II в 1767 году было принято решение начать строительство первого памятника татарского культурного наследия. Огромную роль в возведении сыграла семья Юнусовых, они не только выделили значительную сумму денег на строительство, но и взяли мечеть полностью на свое обеспечение.
Купеческие семьи Гизетуллиных, Галикеевых, Валишиных и Казаковых также выделили средства на строительство. Но именно семья Юнусовых активно участвовала в развитии мечети. Позже, когда постройка была уже возведена, Ибрагим Юнусов старался ее усовершенствовать. Например, вместо деревянной ограды он построил каменный забор, сделал кирпичную пристройку с северной стороны здания, тем самым удлинив его. Позже он увеличил михраб.
Купцом Усмановым был перестроен минарет, а за счет средств купцов Гизетуллина и Валишина была сооружена ажурная металлическая ограда вокруг кругового балкона минарета. В итоге современники могут лицезреть настоящий памятник архитектуры — мечеть Аль-Марджани. Татарстан может гордиться таким наследием.
Имам Шигабутдипа Марджани
В настоящее время Аль-Марджани (мечеть) носит название выдающегося имама, который был не просто религиозным деятелем. Шигабутдип Марджани также прославился как первоклассный педагог, общественный деятель. Именно он впервые освятил историю татар.
Когда мечеть была построена, купец Юнусов начал приглашать лучших служителей и учителей, в число которых попал и Марджани, он в то время после окончания обучения в Бухаре перебрался в Самарканд. По приказу Юнусова туда за ним отправились люди, чтобы доставить общественного деятеля в Казань. Марджани согласился. Несмотря на его молодой возраст, ему было доверено возглавить проповедь по пятницам и общаться с прихожанами. Так он стал имам-хатыбом. Позже Марджани получил статус «имам-мударрис» и начал преподавать в медресе.
Вклад Марджани в современную историю
Просветитель внес огромный вклад в развитие мечети. По его воле было возведено новое медресе, хотя купец Юнусов был против такой перестройки. Однако Марджани заручился поддержкой других меценатов, после многочисленных испытаний ему все же удалось построить новое учебное здание. На этом имам не остановился. Он также прославился своим нестандартным подходом к обучению. Помимо религиозных предметов, в мечети преподавали астрономию, геометрию и историю. Марджани стремился объединить глубину мусульманской религии с современностью. Он настаивал на том, чтобы татары изучали русский язык, однако был против игнорирования родного языка. Возможно, поэтому в советское время была единственным мусульманским храмом Аль-Марджани. Мечеть начали посещать многочисленные иностранные делегации в основном из мусульманских стран.
Также мечеть помогает и молодым мусульманским предпринимателям. Удивительно, но Татарстан насыщен не только архитектурными памятниками, но и местами культурного наследия, одним из которых и является мечеть Аль-Марджани (Казань). Адрес расположения: ул. К. Насыри, д. 17.
Материал взят: Тут