Закрытие первого зимнего сезона охоты по зайцу прошло без зайцев ( 1 фото )
- 29.07.2020
- 9 495
Закрывать сезон я решил основательно! На самый конец января синоптики спрогнозировали ясную безветренную и морозную погоду. Что ж, после продолжительных ветров и буранов такая погода давала мне надежду увидеть зайца.
А чтобы увеличить свои шансы, я взял на работе два дня в счет отпуска, с пятницы по понедельник включительно. Итого, вместе с выходными, четыре дня. По моим прикидкам, этого вполне должно было хватить для добычи хотя бы одного зайца и успешного закрытия своего первого зимнего охотничьего сезона.
В четверг, 26-го числа, после работы, я загрузил свой охотничий скарб в машину, забросил сумку с сыновскими вещами, и мы с ним выдвинулись к моим родителям, его дедам.
ЗАВАЛИЛО СНЕГОМ
Зима в этом году выдалась снежная и морозная, такая, какой и должна быть в Сибири, вот только за несколько предыдущих, довольно мягких и теплых зим мы уже успели избаловаться, привыкнув к не слишком суровому зимнему периоду (человек вообще быстро привыкает к хорошему). Теперь же зима напоминала нам о том, какой она должна быть: стоило ослабнуть морозам — и тут же налетал ветер, заволакивая небо снежными тучами, засыпающими все вокруг большим количеством снега. Ослабевала, улегалась метель, и на пост снова заступал Мороз-воевода, обходящий свои владения. Снега в эту зиму было так много, что по родительской улице я ехал словно по снежному туннелю.
К моему приезду отец расчистил от снега ворота во двор, и заехать я смог без проблем, однако со снегом еще предстояло бороться. Буран, который прошел накануне нашего с сыном приезда, завалил снегом весь двор, заметя абсолютно все дорожки, подступы к бане, дровнику и углярке, сравняв пышные снежные сугробы вровень с крышами сараев. Где-то из-за сугробов доносилось повизгивание родительской собаки Макара, громко требующей ужина, однако абсолютно невидимой за нанесенными сугробами. Что ж, нужно браться за лопату… Но сперва переодеться и поужинать.
КАК В ДЕТСТВЕ
Как же хорошо в родительском доме! Словно попадаешь в детство, перешагивая порог отчего дома, заходя с темной морозной улицы в светлую и теплую прихожую, наполненную знакомыми и родными запахами, аппетитными ароматами приготовленного мамой ужина, встречаемый лаской и заботой родителей. Подумать только, с какой силой я рвался прочь от родительского дома в юности, и как сильно тянет меня теперь обратно…
Наскоро поужинав и переодевшись, я отправился на борьбу со снегом. Конечно же, победить его за один вечер мы с отцом были не в состоянии, но основные дорожки были пробиты, в результате чего мы смогли набрать угля и дров, а Макар получил свой ужин. Пока чистил снег, думал о предстоящей охоте, и это добавляло мне сил и рвения.
МОРОЗ И СОЛНЦЕ
Синоптики не обманули в том, что утро пятницы будет ясным и морозным, но вот с температурой воздуха, как всегда, не угадали. Вместо обещанных -18…-21° С, уличный термометр уверенно показал -26° С. Значит, в низине у Аламбая будет гораздо холоднее, наверняка ниже -30° С.
В своем прогнозе я, как и метеорологи, оказался прав, мороз возле реки Аламбай, да еще и на рассветном солнышке, давил как следует! Но, как и метеорологи, я не угадал с градусами. По прибытии на место машина уверенно показывала -40° по Цельсию. Выходить в такой мороз из автомобиля не хотелось, но охота пуще неволи…
Выбрались из машины, достали лыжи, ружье, рюкзаки. Мороз пощипывал нос и щеки, легкий ветерок обжигал руки. Я натянул перчатки, ну вот, теперь можно и выдвигаться. Снег весело заскрипел под лыжами. Да… Громко же мы идем.
Пошли своим проверенным маршрутом, беря ближайший околок «в клещи». Вот тут-то и начались странности.
ЗВЕРИ УДИВЛЯЛИ
Поведение зайца за минувшую неделю изменилось. Заяц здесь жировал, бегал по кустам вокруг околка, устраивал игрища (судя по количеству и расположению следов), но внутрь околка не шел. То есть приходил со стороны Аламбая, резвился, жировал и снова уходил. Что за чертовщина? Может, дело к весне? Так ведь еще весь февраль впереди…
У следующего околка все повторилось. Заяц не шел внутрь околка и не устраивал в нем лежку. И у последующих околков – тоже. Пройдя около двух километров, решили вернуться обратно, обхватив те околки, которые пока остались без нашего внимания. Но ситуация была везде идентична первому околку. Решили пройти по берегу Аламбая.
На берегу Аламбая нас ждало несколько открытий. Первое: к концу января сюда забрела лисица. Всю зиму здесь не было следов рыжей плутовки, она ходила пусть и рядом, но другими маршрутами, и вот наведалась. Может, в этом причина перемены поведения зайцев? Распугала их Патрикеевна.
Второе: на берегу Аламбая обнаружилось множество расположенных близко друг к другу лежек. Косули! По три-четыре лежки в одном месте. Здесь они лежали во время бурана! Такое количество лежек косуль мы видели впервые.
Берег в данном месте образовывал на спуске дополнительный ярус, поросший кустарником, все пространство которого (яруса, а не кустарника, конечно же) было испещрено заячьими следами. Решили попытать счастья. Отец пошел по среднему ярусу, а я с ружьем двинулся по верху берега.
Результат не заставил себя ждать, на довольно далеком расстоянии впереди меня из кустов выскочил беляк, совершил немыслимый кульбит и снова исчез в чаще кустов. Русло реки в этом месте изгибалось, и я рванул наперерез предполагаемой траектории движения зайца. Решение я принял правильное, вот только скорость у нас с зайцем была разная. Еще не достигнув края своего берега, я увидел нашего беляка, выскакивающего на противоположный берег и удирающего в сторону леса. Понимая всю бесполезность своей затеи, я несколько раз выстрелил ему вслед, и под звуки этого торжественного салюта в его честь косой был таков.
Ну, что ж, плюс один к увиденному за этот сезон зайцу. Хотелось бы, конечно, к добытому, а не увиденному, но тут уж как получилось.
Раз зайцы обнаружились в русле реки, то мы решили пройтись вдоль берега. Подняли еще двух косых, посмотрели, как здорово они улепетывают от нас по другому берегу. Стрелять я даже не пытался, слишком уж далеко.
ВИДЕЛИ, НО НЕ ДОБЫЛИ
Вернулись к машине. Пообедали и поехали на другой берег. На том берегу заяц тоже был (судя по многочисленным следам), но густые заросли кустарника и начинающийся лес не позволили нам увидеть косого. Я дошел до места отхода первого зайца и внимательно изучил след. Как ни странно, но пара-тройка дробин пересекала заячий след, видимо, уже на излете они достигли этого берега. Хммм… Если бы я стрелял с полного чока и контейнерным патроном?.. Может, был бы толк? Прошел по следу зайца до самой чащи, после чего развернулся и отправился к машине.
Намотали мы в тот день не менее 15 км, подняли четырех зайцев, трех из них видели, а вот добыть ни одного не получилось. Ну, что ж, по крайней мере, заяц есть! Вот только почему не заходит в околки? Выдвинулись домой, поскольку уже порядком устали, да и дома еще были дела. Мне предстояло съездить на вокзал, встретить приезжающую с Барнаула сестру, а затем откопать от снега вход в баню, поскольку завтра планировалось ее затопить.
На следующее утро дали о себе знать и борьба со снегом в четверг и пятницу, и вчерашний выход на охоту – в теле ощущалась усталость. Тем не менее мы предприняли новую попытку взять зайца, которая, впрочем, не увенчалась успехом. В этот день зайца нам даже не довелось увидеть. Что удивительно, не увидел я и охотников. Казалось бы, последние выходные перед закрытием сезона… Я ожидал увидеть достаточно много людей, желающих успешно закрыть сезон по зайцу, но мы не встретили в тот день никого из охотничьей братии, даже следов охотничьих не видели.
Вечером мы натаскали в баню воды, я достал заготовленные березовые веники.… Ну что тут объяснять? Баня, она и есть баня! Прошло уже два дня, а заяц по-прежнему не был добыт. Папа, почувствовав недомогание, отказался вставать на лыжи третий день подряд, и тогда я поехал один. Добыть зайца в одиночку я не очень рассчитывал, потому отправился разведать новые места.
Прогулялся я неплохо, намотал около семи километров под ярким морозным солнышком.
Поднял одного зайца, но поскольку тот поднялся слишком далеко, то стрелять я не стал, и заяц скрылся в густом ельнике. Набродившись вдоволь, насмотревшись на заячьи следы, наслушавшись птичьего щебетания, я вернулся к машине, перекусил бутербродами с чаем и, оценив степень своей усталости, решил ехать домой.
На обратном пути обнаружил многочисленные следы нескольких снегоходов там, где с утра их не было. Ага, повыползали, значит…
«ГЕНИАЛЬНЫЙ» ПЛАН
Дома отец сообщил, что у него есть план. Причем план абсолютно беспроигрышный, по его мнению. Суть плана была проста как яйцо: идем по двум берегам Аламбая и поднимаем зайца. Заяц либо побежит по руслу реки, либо стреканет на какой-то берег, и вот тут-то мы его и!.. Поскольку других идей все равно больше не было, решили воспользоваться этой.
План наш провалился. Мы не только не взяли зайца, но даже не увидели его. Конечно, немножечко было обидно за такой результат, ведь хотелось добыть трофей. Причем обидно было как-то так по-детски, словно ты старался изо всех сил, а тебя не похвалили и шоколадку не дали. Но я успокаивал себя тем, что зайцу удрать было важнее, чем мне получить трофей, ведь он мог лишиться жизни, а я лишился только блюда из зайчатины.
Как бы там ни было, сезон прошел не зря. Добыты наши первые трофеи, получен бесценный опыт, разведаны новые места. Предстоит еще многое узнать и очень многому научиться, но начало этому уже положено.
Евгений Горских, г. Барнаул
А чтобы увеличить свои шансы, я взял на работе два дня в счет отпуска, с пятницы по понедельник включительно. Итого, вместе с выходными, четыре дня. По моим прикидкам, этого вполне должно было хватить для добычи хотя бы одного зайца и успешного закрытия своего первого зимнего охотничьего сезона.
В четверг, 26-го числа, после работы, я загрузил свой охотничий скарб в машину, забросил сумку с сыновскими вещами, и мы с ним выдвинулись к моим родителям, его дедам.
ЗАВАЛИЛО СНЕГОМ
Зима в этом году выдалась снежная и морозная, такая, какой и должна быть в Сибири, вот только за несколько предыдущих, довольно мягких и теплых зим мы уже успели избаловаться, привыкнув к не слишком суровому зимнему периоду (человек вообще быстро привыкает к хорошему). Теперь же зима напоминала нам о том, какой она должна быть: стоило ослабнуть морозам — и тут же налетал ветер, заволакивая небо снежными тучами, засыпающими все вокруг большим количеством снега. Ослабевала, улегалась метель, и на пост снова заступал Мороз-воевода, обходящий свои владения. Снега в эту зиму было так много, что по родительской улице я ехал словно по снежному туннелю.
К моему приезду отец расчистил от снега ворота во двор, и заехать я смог без проблем, однако со снегом еще предстояло бороться. Буран, который прошел накануне нашего с сыном приезда, завалил снегом весь двор, заметя абсолютно все дорожки, подступы к бане, дровнику и углярке, сравняв пышные снежные сугробы вровень с крышами сараев. Где-то из-за сугробов доносилось повизгивание родительской собаки Макара, громко требующей ужина, однако абсолютно невидимой за нанесенными сугробами. Что ж, нужно браться за лопату… Но сперва переодеться и поужинать.
КАК В ДЕТСТВЕ
Как же хорошо в родительском доме! Словно попадаешь в детство, перешагивая порог отчего дома, заходя с темной морозной улицы в светлую и теплую прихожую, наполненную знакомыми и родными запахами, аппетитными ароматами приготовленного мамой ужина, встречаемый лаской и заботой родителей. Подумать только, с какой силой я рвался прочь от родительского дома в юности, и как сильно тянет меня теперь обратно…
Наскоро поужинав и переодевшись, я отправился на борьбу со снегом. Конечно же, победить его за один вечер мы с отцом были не в состоянии, но основные дорожки были пробиты, в результате чего мы смогли набрать угля и дров, а Макар получил свой ужин. Пока чистил снег, думал о предстоящей охоте, и это добавляло мне сил и рвения.
МОРОЗ И СОЛНЦЕ
Синоптики не обманули в том, что утро пятницы будет ясным и морозным, но вот с температурой воздуха, как всегда, не угадали. Вместо обещанных -18…-21° С, уличный термометр уверенно показал -26° С. Значит, в низине у Аламбая будет гораздо холоднее, наверняка ниже -30° С.
В своем прогнозе я, как и метеорологи, оказался прав, мороз возле реки Аламбай, да еще и на рассветном солнышке, давил как следует! Но, как и метеорологи, я не угадал с градусами. По прибытии на место машина уверенно показывала -40° по Цельсию. Выходить в такой мороз из автомобиля не хотелось, но охота пуще неволи…
Выбрались из машины, достали лыжи, ружье, рюкзаки. Мороз пощипывал нос и щеки, легкий ветерок обжигал руки. Я натянул перчатки, ну вот, теперь можно и выдвигаться. Снег весело заскрипел под лыжами. Да… Громко же мы идем.
Пошли своим проверенным маршрутом, беря ближайший околок «в клещи». Вот тут-то и начались странности.
ЗВЕРИ УДИВЛЯЛИ
Поведение зайца за минувшую неделю изменилось. Заяц здесь жировал, бегал по кустам вокруг околка, устраивал игрища (судя по количеству и расположению следов), но внутрь околка не шел. То есть приходил со стороны Аламбая, резвился, жировал и снова уходил. Что за чертовщина? Может, дело к весне? Так ведь еще весь февраль впереди…
У следующего околка все повторилось. Заяц не шел внутрь околка и не устраивал в нем лежку. И у последующих околков – тоже. Пройдя около двух километров, решили вернуться обратно, обхватив те околки, которые пока остались без нашего внимания. Но ситуация была везде идентична первому околку. Решили пройти по берегу Аламбая.
На берегу Аламбая нас ждало несколько открытий. Первое: к концу января сюда забрела лисица. Всю зиму здесь не было следов рыжей плутовки, она ходила пусть и рядом, но другими маршрутами, и вот наведалась. Может, в этом причина перемены поведения зайцев? Распугала их Патрикеевна.
Второе: на берегу Аламбая обнаружилось множество расположенных близко друг к другу лежек. Косули! По три-четыре лежки в одном месте. Здесь они лежали во время бурана! Такое количество лежек косуль мы видели впервые.
Берег в данном месте образовывал на спуске дополнительный ярус, поросший кустарником, все пространство которого (яруса, а не кустарника, конечно же) было испещрено заячьими следами. Решили попытать счастья. Отец пошел по среднему ярусу, а я с ружьем двинулся по верху берега.
Результат не заставил себя ждать, на довольно далеком расстоянии впереди меня из кустов выскочил беляк, совершил немыслимый кульбит и снова исчез в чаще кустов. Русло реки в этом месте изгибалось, и я рванул наперерез предполагаемой траектории движения зайца. Решение я принял правильное, вот только скорость у нас с зайцем была разная. Еще не достигнув края своего берега, я увидел нашего беляка, выскакивающего на противоположный берег и удирающего в сторону леса. Понимая всю бесполезность своей затеи, я несколько раз выстрелил ему вслед, и под звуки этого торжественного салюта в его честь косой был таков.
Ну, что ж, плюс один к увиденному за этот сезон зайцу. Хотелось бы, конечно, к добытому, а не увиденному, но тут уж как получилось.
Раз зайцы обнаружились в русле реки, то мы решили пройтись вдоль берега. Подняли еще двух косых, посмотрели, как здорово они улепетывают от нас по другому берегу. Стрелять я даже не пытался, слишком уж далеко.
ВИДЕЛИ, НО НЕ ДОБЫЛИ
Вернулись к машине. Пообедали и поехали на другой берег. На том берегу заяц тоже был (судя по многочисленным следам), но густые заросли кустарника и начинающийся лес не позволили нам увидеть косого. Я дошел до места отхода первого зайца и внимательно изучил след. Как ни странно, но пара-тройка дробин пересекала заячий след, видимо, уже на излете они достигли этого берега. Хммм… Если бы я стрелял с полного чока и контейнерным патроном?.. Может, был бы толк? Прошел по следу зайца до самой чащи, после чего развернулся и отправился к машине.
Намотали мы в тот день не менее 15 км, подняли четырех зайцев, трех из них видели, а вот добыть ни одного не получилось. Ну, что ж, по крайней мере, заяц есть! Вот только почему не заходит в околки? Выдвинулись домой, поскольку уже порядком устали, да и дома еще были дела. Мне предстояло съездить на вокзал, встретить приезжающую с Барнаула сестру, а затем откопать от снега вход в баню, поскольку завтра планировалось ее затопить.
На следующее утро дали о себе знать и борьба со снегом в четверг и пятницу, и вчерашний выход на охоту – в теле ощущалась усталость. Тем не менее мы предприняли новую попытку взять зайца, которая, впрочем, не увенчалась успехом. В этот день зайца нам даже не довелось увидеть. Что удивительно, не увидел я и охотников. Казалось бы, последние выходные перед закрытием сезона… Я ожидал увидеть достаточно много людей, желающих успешно закрыть сезон по зайцу, но мы не встретили в тот день никого из охотничьей братии, даже следов охотничьих не видели.
Вечером мы натаскали в баню воды, я достал заготовленные березовые веники.… Ну что тут объяснять? Баня, она и есть баня! Прошло уже два дня, а заяц по-прежнему не был добыт. Папа, почувствовав недомогание, отказался вставать на лыжи третий день подряд, и тогда я поехал один. Добыть зайца в одиночку я не очень рассчитывал, потому отправился разведать новые места.
Прогулялся я неплохо, намотал около семи километров под ярким морозным солнышком.
Поднял одного зайца, но поскольку тот поднялся слишком далеко, то стрелять я не стал, и заяц скрылся в густом ельнике. Набродившись вдоволь, насмотревшись на заячьи следы, наслушавшись птичьего щебетания, я вернулся к машине, перекусил бутербродами с чаем и, оценив степень своей усталости, решил ехать домой.
На обратном пути обнаружил многочисленные следы нескольких снегоходов там, где с утра их не было. Ага, повыползали, значит…
«ГЕНИАЛЬНЫЙ» ПЛАН
Дома отец сообщил, что у него есть план. Причем план абсолютно беспроигрышный, по его мнению. Суть плана была проста как яйцо: идем по двум берегам Аламбая и поднимаем зайца. Заяц либо побежит по руслу реки, либо стреканет на какой-то берег, и вот тут-то мы его и!.. Поскольку других идей все равно больше не было, решили воспользоваться этой.
План наш провалился. Мы не только не взяли зайца, но даже не увидели его. Конечно, немножечко было обидно за такой результат, ведь хотелось добыть трофей. Причем обидно было как-то так по-детски, словно ты старался изо всех сил, а тебя не похвалили и шоколадку не дали. Но я успокаивал себя тем, что зайцу удрать было важнее, чем мне получить трофей, ведь он мог лишиться жизни, а я лишился только блюда из зайчатины.
Как бы там ни было, сезон прошел не зря. Добыты наши первые трофеи, получен бесценный опыт, разведаны новые места. Предстоит еще многое узнать и очень многому научиться, но начало этому уже положено.
Евгений Горских, г. Барнаул
Материал взят: Тут