Курбе: странная эротика, социализм и многое другое ( 8 фото )

Это интересно




Любящие живопись современники Курбе, знали, конечно, о нем. И неудивительно – его новаторскую карьеру можно разделить на серию скандалов. «С 1848 г Курбе удостоился чести удивлять толпу, — писал критик Чампфлери в 1855 г. — Каждый год мы ожидаем новых сюрпризов, и до сих пор художник отвечал ожиданиям своих друзей, как. Другими словами, картины Курбе раздражали ретроградов, остальное большинство, казалось, этому радовалось.

Сегодня картины Курбе хранятся в величайших музеях мира, и теперь они рассматриваются как реализм, который показывал в почти фотографических деталях повседневную жизнь Франции.

И это, кстати, было тогда страшно немодно, потому что Салон ценил исторические картины и мифологические сцены превыше всего.

Критика издевалась над художником.

Но картины оценили Делакруа и Бодлер. Последний утверждал, что вызов Курбе «произвёл впечатление взрыва».


Автопортрет (Отчаявшийся мужчина), Гюстав Курбе

При уме и значительном таланте художника, его натурализм, приправленный, в жанровых картинах, социальной тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и обеспечил ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон.


«Веяльщицы», 1853 г.

Вот и получается, что в то время полотна Курбе были провокацией.

В них страсть художника к социалистическим идеалам, и он часто писал бедность. Вот несколько наиболее противоречивых работ Курбе и их предыстории.

(И, да, «Происхождение мира» не надо выкладывать в комментариях, все мы знаем это полотно и будем иметь его ввиду, читая о живописных провокациях Гюставе Курбе).

В конце концов Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны.

Терпеть не мог академистов, не участвовал в салонах, а на всемирных выставках устраивал себе отдельные помещения.

А дальше – интересно – в 1871 Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны.

Ну, и, конечно, поплатился за это после свержения Коммуны.

Его приговорили к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны.

Но Курбе с детства был бунтарем.

Остался им и в этом случае – он не стал ничего платить и просто уехал в Швейцарию, где и умер в 1877 году, отказавшись возвращаться во Францию.


Погребение в Орнане (1849–50)

В тот год, когда Курбе написал это, его карьера была на подъеме.

Он показал работу, изображающую сцену ужина в Орнане в Салоне 1849 года — вот она не была провакационной, и получил за нее золотую медаль и положительные отзывы критиков.

И вдруг он выносит эту картину. Все! Начался скандал — «Как будто торнадо пронесся через выставочный зал», — писал тогда критик Кастаннари.

Другой критик насмешливо писал, что картина пример «уродливого культа».

Однако это и было целью Курбе — он хотел нарисовать что-то реальное и без прикрас, историческую картину современности.

В ней он предлагает мрачное видение похорон в селе, которое выглядит страшно для сытых обывателей Парижа, и люди там из низшего класса (писано с натуры – позировали крестьяне). «Фу»! Не тема для живописи!

Композиция с открытой дырой в центре преднамеренно искажена, и люди на ней не идеализированы так, как это обычно рисовали персонажей исторических картин.

Когда-то «оплеванная» критиками картина теперь висит в Музее Орсе и считается одной из лучших работ мастера.


Молодые дамы на берегах Сены (1856–57)

Посмотрите на эту картину. Что вы видите? Невинный сюжет? Как бы не так.

Картина вызвала скандал.

Она про эротику!

Впрочем, по-порядку:

Самый противоречивый аспект этого полотна вряд ли сейчас кажется трансгрессивным: девушки явно находятся в Париже в 1850-х годах.

Однако, в то время большинство художников создавали свои работы так, как будто они про прошлое.

Но Курбе, верный своим целям Реалиста, преднамеренно привлек внимание к стилю одежды, тогда современному.

На выставке в Салоне 1857 г, даже критик Чампфлери, один из давних защитников Курбе, не мог не сказать, что художник сбился с пути.

А еще сексуальность работы, как добавление к спору. Оба платья слегка приподняты, как бы намекая на эротический подспудный ток.

«Независимо от того, выберете ли вы потенциальную гомосексуальную связь между двумя женщинами, или нет — остается ленивый эротизм, исходящий из каждой детали композиции», — писал историк искусства Доминик де Фон-Ре.

Критики хорошо поняли всё это и страшно взволновались.


Встреча (1854)

Встреча Курбе с меценатом во французской деревне, на первый взгляд кажется простой, но в итоге она разрушила одну из самых больших дружб, которые были у художника в то время.

Патроном был Альфред Бруйас, он давно стал одним из самых важных коллекционеров Курбе. Чтобы увековечить дружбу, Курбе создал эту работу, в которой художник изображен справа, с Бруйасом в центре и его слугой Каласом слева. Курбе в типичной форме представил себя как рабочего с рюкзаком и тростью, намекающими на долгое путешествие, ведущее к этой случайной встрече.

Критики обвинили Курбе в нарциссизме, и художник, так явно написавший себя, не стал оправдываться – не в его характере это было, а зря.

Картина в Париже, которая, как сообщается, привлекла более 5 миллионов посетителей, была спародирована как «урок вежливости, данный Курбе двум буржуа»; другой писатель назвал это «Поклонением Курбе, реалистическим подражанием Поклонению волхвов».

Бруйас, чувствуя себя опозоренным, пытался ответить собственным заявлением, но его игнорировали.

Он спрятал картину до 1868 года, потом передал ее Музею Фабра в Монпелье, который в настоящее время владеет произведением.


Совсем недавно некоторые художники посчитали эти скандалы примером антирыночной чувствительности Курбе. Марсель Дюшан, никогда не удовлетворяющий потребности коллекционеров, однажды охарактеризовал отношение Курбе как таковое: «Мистер Коллекционер, я рисую картину, вы можете брать ее или не брать, но я не буду ее менять, это вы должны соблюдать мои решения».

Вот так.

Еще две работы, неизменно вызывающие возмущение критиков и обывателей.


Кажется, и сегодня это самое возмущение вызывают.

Но ведь это реализм!

А как вы относитесь к Курбе? Пишите.

Автор: Татьяна Андрющенко

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация