Последний день Пномпеня: штурм 16 апреля 1975 года ( 11 фото )
- 17.07.2020
- 5 404
Аэродром Почентонг. Солдаты тащат боеприпасы, выгруженные с самолета
Взятие Пномпеня 17 апреля 1975 года было, конечно, самым большим триумфом красных кхмеров за всю их историю. В этот день они превратились из партизан в правящую организацию и власть в Камбодже, переименованной ими в Демократическую Кампучию.
Однако сами по себе бои за Пномпень (кхмеры произносят это название несколько иначе: Пнёмпынь) получили очень скупое отражение в литературе. Настолько, что может сложиться превратное впечатление, что красные кхмеры будто бы и проблем никаких не имели, просто вошли в город без сопротивления и стали там бесчинствовать.
Мои изыскания в этой теме также показали, что история последнего дня Пномпеня (имеется в виду республиканский Пномпень) более сложная и интересная, чем принято считать. Источниками послужили: всё та же сингапурская газета The Straits Times и книга бывшего начальника Генерального штаба Кхмерской республики, генерал-лейтенанта Сат Сутсакана.
Для Сингапура это были важные события, которые происходили совсем рядом с ними, через Сиамский залив. Красные были повсюду: во Вьетнаме, в Камбодже, в Таиланде, в Малайзии, да и в самом Сингапуре тоже хватало своих маоистов. Для них очень важно было знать, ограничится «красный прилив» юго-восточным Индокитаем или пойдет дальше к ним, от чего зависел, в частности, важный вопрос, когда следует распродавать имущество и сматываться в Европу.
Генерал Сутсакан был начальником Генерального штаба в последние дни обороны Пномпеня и удрал из города в самый последний момент. Он — самый высокопоставленный свидетель этих событий. Воспоминания со стороны красных кхмеров мне неизвестны, и трудно даже сказать, есть ли они вообще.
Окружение
Генерал-лейтенант Сат Сутсакан вернулся в Пномпень в самое подходящее время, 20 февраля 1975 года, причем вернулся из Нью-Йорка, где принимал участие в 29-й Генеральной ассамблее ООН в составе делегации Кхмерской республики. Через три недели, 12 марта 1975 года, он получил назначение начальника Генерального штаба Кхмерской республики.
В это время бои шли в радиусе примерно 15 км от Пномпеня. На северо-западе, в Кхмер Кром, находилась 7-я дивизия, на западе, в 10 км от аэродрома Почентонг, по шоссе № 4 в Бек Чан располагались части 3-й дивизии. На юге, в Такмау, по шоссе № 1 и по реке Бассак, оборонялась 1-я дивизия. На востоке от Пномпеня был Меконг, позиции на котором оборонялись парашютной бригадой и местными вспомогательными частями.
Меконг, долгое время бывший важной транспортной артерией, связывавшей Пномпень с Южным Вьетнамом, к этому моменту был уже потерян. Красные кхмеры заблокировали движение судов по реке еще в январе 1975 года. 30 января в город пришло последнее судно. В начале февраля красные кхмеры захватили левый (восточный) берег Меконга прямо напротив столицы, но к 10 февраля были оттуда выбиты. В середине февраля 1975 года кхмерская морская пехота попыталась открыть сообщение по Меконгу, но сделать этого ей не удалось. Таким образом, с февраля 1975 года город был окружен, и единственной ниточкой, связывавшей его с союзниками, был аэродром Почентонг, на котором садились транспортные самолеты, доставлявшие боеприпасы, рис, топливо. В начале февраля 1975 года красные кхмеры предприняли попытку штурма аэродрома, которая была отбита с большим уроном для них.
9 марта 1975 года красные кхмеры атаковали позиции 7-й дивизии в Прек Пхнеу, в 19 км от Пномпеня, но и тут их атаки были отражены.
В городе находилось, по самым приблизительным подсчетам, около 3 млн. человек, по большей части беженцы. Столица подвергалась ракетным обстрелам, с 20 января в большей части Пномпеня были отключены водоснабжение и электроэнергия. Военные запасы топлива имелись на 30 дней, боеприпасов – на 40 дней и риса – на 50 дней. Правда, журналисты упоминали, что лонноловские солдаты почти не получали продовольствия и потому поедали человечину с трупов убитых ими красных кхмеров.
Это была жестокая война. Вот и причина упорства лонноловских солдат. На фото military dependent — дети солдат рядом со штабелем ящиков со снарядами к 105-мм гаубице; жены и дети солдат были с ними на позициях, и потому лонноловские солдаты сражались в первую очередь за свои семьи
Численность противостоящих сторон теперь почти невозможно определить сколько-нибудь точно. Красных кхмеров было 25-30 тысяч человек. Лонноловских солдат было в столице порядка 10-15 тысяч, не считая гарнизонов в других городах. Но определенно сказать нельзя, у самого командования лонноловскими войсками не было точных цифр; штабная документация, конечно, пропала.
Крушение обороны
Красные кхмеры в предчувствии близкой победы атаковали в разных местах, постепенно расшатывая оборону столицы. В конце марта им удалось снова захватить левый берег Меконга напротив Пномпеня, откуда с 27 марта начались ракетные обстрелы.
Утром 2 апреля 1975 года маршал Лон Нол с семьей на вертолете перелетел на аэродром Почентонг, где его ожидал самолет. На нем глава Кхмерской республики вылетел на Бали, формально совершая визит в Индонезию. Потом он перебрался на Гавайи, где купил на прихваченные в Пномпене деньги виллу.
Красные кхмеры постепенно теснили силы 7-й дивизии на северном фланге обороны Пномпеня; возникла угроза прорыва. По данным сингапурской газеты, вроде бы даже красные кхмеры осуществили прорыв, но эта информация была неточной. 4 апреля 1975 года была проведена контратака, в которой участвовало около 500 солдат, бронетранспортеры М113 и самолеты, которым удалось заткнуть брешь в обороне. Правда, Сутсакан пишет, что на северный фланг были брошены последние резервы, которые были уничтожены за несколько часов интенсивного боя. Имел ли он в виду эту, упомянутую в газете контратаку, или какие-то другие бои, неясно.
По всей видимости, Сутсакан был прав в том, что резервов уже не было, оборона разваливалась на глазах. К 11 апреля 1975 года красные кхмеры потеснили на восток части 3-й дивизий так, что бои шли в 350 метрах от полосы аэродрома Почентонг. Рухнул северный фланг, и уже 12 апреля красные кхмеры стали обстреливать город из 81-мм минометов.
Схема обороны Пномпеня в конце марта — начале апреля 1975 года: 1 — примерный периметр обороны на середину марта 1975 года; 2 — примерная линия обороны на 11-13 апреля 1975 года; 3 — примерная линия обороны на утро 16 апреля 1975 года. Синие значки: армия Лон Нола, красные — силы красных кхмеров
13 апреля 1975 года, бульвар Монивонг. Это длинный бульвар, идущий от моста Монивонг на юге города до Японского моста на севере через весь центр. Дым на горизонте поднимается над горящим складом боеприпасов на шоссе № 5
13 апреля президент Кхмерской Республики Саукам Хой вместе с приближенными на 36 вертолетах бежал из Пномпеня. Его примеру последовало посольство США. Последний самолет, севший в Почентонге, забрал персонал посольства, и после него больше самолетов не было.
Ранним утром 14 апреля 1975 года красные кхмеры взяли аэродром. Время можно установить довольно точно, поскольку Сутсакан пишет, что в 10:45 правительственное здание бомбили; две 250-фунтовые бомбы разорвались в 20 ярдах от здания, в котором он находится. Этот удар упоминает также американский журналист Сидней Шанберг. Бомбы сбросил Т-28 Trojan, захваченный красными кхмерами в Почентонге вместе с летчиком и наземным персоналом. На уговоры летчика стать первым летчиком Демократической Кампучии, на подготовку вылета, на сам вылет требовалось некоторое время. Так что можно считать, что красные кхмеры взяли аэродром не позднее 8 часов утра 14 апреля 1975 года.
После обеда, как пишет Сутсакан, пришло известие о том, что красные кхмеры выбили 1-ю дивизию из Такмау. Оборона Пномпеня была полностью разрушена.
Последние бои
Остаток дня 14 апреля, ночь и весь день 15 апреля 1975 года шли бои на подступах к городу. Судя по всему, бои шли весьма упорные. Даже пешком можно пройти от Почентонга до центра Пномпеня за 3-4 часа, а красные кхмеры за полтора дня добрались только до предместий столицы. Их сдерживали обороной и контратаками, и каждый шаг к столице стоил им крови. Лишь вечером 15 апреля 1975 года красные кхмеры вступили в западный сектор Пномпеня и завязали уличные бои.
15 апреля 1975 года: лонноловские войска к северу от района Туол Корк (запад Пномпеня); красные кхмеры наступают с северо-запада, со стороны железной дороги
Обстрел поджег обширный район, застроенный деревянными домами, по берегам реки Бассак, недалеко от моста Мониронг. Ночь на 16 апреля 1975 года была светлой: горели жилые кварталы, потом загорелся и взорвался армейский склад с топливом и боеприпасами.
К утру 16 апреля красные кхмеры захватили весь западный сектор Пномпеня и осадили Королевский университет, превращенный в опорный пункт. Лонноловские войска занимали сектор столицы длиной с севера на юг около 5 км и шириной с запада на восток 3 км. Отступать им было некуда. С трех сторон были красные кхмеры, а за спиной у них был Меконг, за которым тоже были красные кхмеры.
Предместья Пномпеня были тем еще местечком. Потому неудивительно, что красные кхмеры старались ворваться в город вдоль главных дорог
Пожар в городской застройке и бегство жителей. Фото сделано, очевидно, вечером 15 апреля 1975 года
Основные усилия красных кхмеров 16 апреля сосредоточились на штурме с юга. Ночью в южном секторе, в предместьях, как следует из последнего сообщения Сиднея Шанберга, шел непрерывный бой, минометный обстрел. Лонноловцы бросили в бою свои М113, а красные кхмеры били прямой наводкой реактивными снарядами и поджигали дома. Утром красным кхмерам удалось прорвать оборону и перейти реку Бассак по мосту Объединенных Наций. После этого они стали пробиваться по бульвару Преах Нородом в сторону президентского дворца. В полдень 16 апреля над Пномпенем кружил самолет С-46, направленный для вывоза иностранных журналистов, еще остававшихся в городе. Пилот вел по рации переговоры с журналистами, сидевшими в отеле Le Phnom, но посадку осуществить не смог. С его борта была сделана фотография, на которой ясно виден дым над районами боев.
Да, это было далеко не триумфальное вступление в город для красных кхмеров; они вынуждены были сражаться за каждую улочку и за каждый дом. Бои шли весь день и всю ночь с 16 на 17 апреля 1975 года. Управления лонноловскими войсками уже фактически не было; части и отряды сражались по своему разумению. Во всяком случае, Сат Сутсакан ничего об этих боях в своей книге не написал. Однако, как видно из последующих событий, бои шли всю ночь и даже утром, распавшись на сражения за отдельные позиции и дома.
Последний день Пномпеня: штурм 16 апреля 1975 года. 1 — Королевский университет; 2 — Радио Пномпеня и Министерство информации Кхмерской республики; 3 — олимпийский стадион, с которого улетел генерал Сутсакан утром 17 апреля; 4 — президентский дворец
Около полуночи премьер-министр Кхмерской республики Лонг Борет, Сутсакан и некоторые другие руководители послали в Пекин телеграмму, адресованную Сиануку, с предложением мира. Они ожидали ответа, совещались и решали, что будут делать дальше. У них были планы создания правительства в изгнании, продолжения сопротивления, но обстоятельства были уже сильнее их. Тяжелая ночь. В 5:30 утра 17 апреля они все еще совещались в доме премьер-министра, решив сражаться. В 6 утра поступил ответ из Пекина: Сианук отверг их предложения.
Война проиграна. Красные кхмеры на подходе, мира не будет, никаких возможностей сопротивления нет. Сутсакан пишет, что он и премьер Лонг Борет сидели около 8 утра 17 апреля у него дома и молчали, ожидая развязки. Она была неожиданной. В доме появился генерал Тхач Ренг, который предложил им лететь; у него остались спецназовцы и несколько вертолетов. Тут же они поехали на олимпийский стадион Пномпеня, где была посадочная площадка. После некоторой возни с двигателем в 8:30 вертолет с Сутсаканом на борту взлетел и через час прибыл в Компонг Тхом. Там были войска, еще сопротивлявшиеся красным кхмерам. После полудня вертолет прилетел в район камбоджийско-таиландской границы. Генерал улетел последним; премьер, пожелавший пересесть в другой вертолет, улететь на смог и был позже арестован красными кхмерами.
Около 9 часов утра 17 апреля 1975 года красные кхмеры овладели всем городом. Попавший в плен бригадный генерал Мей Сичан в 9.30 утра по Радио Пномпеня отдал приказ сдаваться и сложить оружие. Командование красных кхмеров разместилось в здании Министерства информации. Сингапурская газета опубликовала имя первого красного коменданта города – Хем Кет Дара, назвав его генералом. Однако вряд ли это был крупный командир, потому что больше ни в каком другом источнике он не упоминается.
Сдающиеся лонноловские солдаты
Последствия победы
Победа красных кхмеров была, конечно, триумфальной. Они не отказали себе в удовольствии отпраздновать победу и уже днем 17 апреля устроили митинг с транспарантами.
Торжествующие победители и приветствующие их жители Пномпеня
Но победа была неокончательной. В столице еще вспыхивали стычки с группами и отрядами бойцов, не пожелавших сдаться. Некоторая часть лонноловских солдат вырвалась из города и присоединилась к антикоммунистическим отрядам. Можно себе представить, что это были за люди: готовые воевать с коммунистами до последнего патрона и пожирать мясо с трупов убитых коммунистов. Уже в июне 1975 года дядя Сианука бригадный генерал принц Нородом Чандрангсал возглавил антикоммунистические отряды, численностью около 2 тысяч человек, которые вели бои в районе Пномпеня, в провинциях Компонгспы и Свайриенг. Были и другие антикоммунистические группы. Красным кхмерам потребовался целый сухой сезон с октября 1975 года по май 1976 года, чтобы разгромить эти отряды и в основном покончить с сопротивлением.
Что же касается известного выселения жителей Пномпеня, то оно объясняется тем, что для всей скопившейся в нем массы населения не было достаточно риса и воды. 5 мая 1975 года сингапурская газета сообщила, что население пьет воду из кондиционеров и ест кожаные изделия: признаки острой жажды и острого голода. Это неудивительно ввиду долгой блокады города, израсходования и уничтожения запасов риса, а также разрушения водоснабжения. У красных кхмеров не было автотранспорта, чтобы обеспечить город продовольствием. Потому выгнать население к рису и воде было весьма разумным решением. Заодно опустевшая столица становилась более безопасной. Более того, был введен запрет на въезд в Пномпень; в город привозили только рабочих из окрестных поселков. Но и при таких мерах безопасности в столице при красных кхмерах далеко не всегда было спокойно.
Эти сведения позволяют только в самых общих чертах восстановить обстоятельства сражения за Пномпень. Однако и они показывают, что последний день Пномпеня был совсем не таким, каким его часто представляют.
Автор:Дмитрий Верхотуров
Материал взят: Тут