Кирасиры в боях и походах ( 8 фото )
- 16.07.2020
- 5 232
Прусский король Фридрих Великий в сражении при Лейтене 5 декабря 1757 года. Картина Хуго Унгевиттера
Собрав же за ними оружие и сняв доспехи с врагов…
Вторая книга Маккавейская 8:27
Военное дело на рубеже эпох. XVIII век начался, новые кирасиры появились на полях сражений. На кого же в первую очередь тогда стали все равняться, с кого брать пример? А вот с кого: со шведов!
После окончания Тридцатилетней войны, в которой шведская армия во главе с королем Густавом Адольфом и командующими Банером, Хурном и Тостерсоном одержала серию побед над имперскими армиями, роль Швеции в континентальных делах была ограничена Прибалтикой. Военное дело понемногу зачахло, но в 1675 году Карл XI вступил на престол Швеции и начал серию значительных военных реформ.
В конце XVII века в Швеции проживало 2,5 миллиона человек, из которых лишь 5 процентов жили в городах. У ее самого важного конкурента, России, было в десять раз больше людей, и, следовательно, гораздо больше ресурсов для набора армии. Постоянное нахождение большого количества людей под ружьем разрушило бы шведскую экономику, поэтому король ввел административную организацию Indelningsverkt, при которой солдаты и офицеры регулярной армии имели право работать на королевской земле, на которой им были выделены фермы. Были типовые проекты по строительству ферм, в зависимости от ранга владельца. Люди из одного графства принадлежали к одному отряду, поэтому они хорошо знали друг друга, и моральный дух поэтому был у них выше, чем у наемников. Хотя, если подразделение несло серьезные потери, округ мог быть опустошен. Ему тогда просто не хватило бы рабочей силы!
Ударной силой шведской армии стали конные полки, хоть их и было немного. Основной организацией полка было четыре эскадрона по 125 человек. В мирное время солдаты обрабатывали землю и принимали участие в учениях. В военное время все силы полка сходились в точке сбора и отправлялись в основной армейский лагерь, где уже проходили непрерывную подготовку.
Во времена Карла XI в шведской армии была введена униформа по образцу французской, эпохи Людовика XIV. Кавалерия была разделена на национальные конные и драгунские полки, с одним эскадроном Трабант-Гарде (Королевской гвардии) и корпусом дворян (адельсфанан). В 1685 году королевским указом было определено специальное испытание для лезвий кавалерийских палашей: они должны были гнуться в обоих направлениях и выдерживать сильный удар о сосновую доску. Клинок получал клеймо только в том случае, если проходил это испытание. Кирасы носили только королевские трабанты. Дешевизна армии была одним из принципов политики Карла XII.
В 1697 году королем Швеции стал Карл XII. Он продолжил военные реформы и превратил кавалерию в мощную боевую силу, которая зарекомендовала себя во многих сражениях против датчан, саксов, поляков и русских во время Великой Северной войны (1700-1721). Насколько опасными были эти сражения, наглядно иллюстрирует пример Королевской гвардии; из 147 солдат, отправившихся на войну в 1700 году, только 17 вернулись назад в 1716 году.
Шведский кирасир-трабант 1709 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.155
Надо отметить, что создание первых национальных массовых армий стало серьезным испытанием для экономики стран Европы. Да, до этого приходилось оплачивать наемников, но зато свои «мужики» были под руками и платили налоги. Теперь же приходилось отрывать людей от полей и ферм, брать в армию ремесленников, и всю эту массу кормить, поить и обмундировывать по моде. Причем никто даже и не помышлял о том, чтобы по-настоящему упростить обмундирование. Великий реформатор Петр I даже не дал себе труда подумать над тем, что смысл регулярной армии не в позументах и треугольных шляпах, а в тактике, и… тут же переодел всю свою армию на западный манер, хотя имел перед глазами прекрасно обмундированных стрельцов! Вот и отнял бы у них бердыши и обучил по-новому, а одежду оставил старую: для зимы, весны и осени – длинный кафтан-шинель и высокие, козловой кожи, сапоги, а на голову треух-шапку и полусферическую каску с небольшими полями, а для лета – короткий кафтан и шапку с отворотом по краю. И все! И была бы ему огромная экономия, а врагам… чисто подсознательно было бы страшно видеть столько людей, одетых совершенно непохожим образом. И бороды солдатам надо было оставить – страшнее бы смотрелись! Но традиционного мышления был он человек и додуматься до такого не мог.
Правда, попытки удешевить и без того дорогую кирасирскую форму делались. Но не очень-то они удались. Вот как выглядел, например, традиционный европейский кирасир 1710 г. Кафтан из лосиной кожи под кирасу, которая могла быть и двойной, и одинарной, то есть только на грудь. На голове традиционная треуголка, но с металлической «подкладкой». На нее столь же традиционный галстук – кроат. Высоченные кожаные ботфорты. Вооружение: прямой длинный палаш, два пистолета в кобурах у седла и карабин. Кирасы могли быть полированными либо крашенными в черный цвет.
Европейский кирасир 1710 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.161
Во Франции средневековая конница была реорганизована в 1665 году, когда все конные подразделения преобразовали в 17 полков регулярной кавалерии с ротами численностью по 250-300 человек. В соответствии с более ранней традицией, некоторые из них назывались жандармами, тогда как другие — легионерами. Первые четыре (включая 1-й шотландский и 2-й английский) принадлежали королю; остальное — королеве и различным принцам. Каждой ротой командовал капитан-лейтенант, равный по званию полковнику армейской конницы. Корнет — лейтенант-полковник, сержант — капитан, бригадир — лейтенант. Четыре жандарма делили между собой одного слугу, который заботился о них и перевозил их снаряжение на вьючном коне.
Жандармерия не являлась гвардией, но имела практически такой же статус. На поле боя ее держали в качестве кавалерийского резерва в количестве 2-3 тысяч человек, обычно вместе с гвардией, и направляли в огонь в критические моменты боя, независимо от потерь. Жандармы участвовали во всех французских кампаниях, причем с заметным успехом, но ко времени Семилетней войны во французской армии было всего лишь 10 отрядов жандармов.
Кираса, конец XVII в. Германия. Вид спереди. Вес наспинной пластины 6577 г.; вес нагрудной пластины 6350 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Как и гвардии, им было разрешено носить красные камзолы, а вот нагрудные кирасы можно носить под ними. У каждой роты были свои знаки отличия, вышитые серебряной нитью на кобурах, вальтрапах и карабинных ремнях. Они были вооружены нарезным карабином, двумя пистолетами и палашом, а на голове носили стальной «колпак» (calotte de fer) под шляпой.
Крепежные ремни кирас. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Однако больше всего внимания кирасирам среди европейских монархов уделял Фридрих II. Когда он вступил на престол в Пруссии в 1740 году, то имел в своем распоряжении 22 544 всадника, половина из которых служила именно в кирасирских полках. Сразу после его коронации он сформировал гвардейский кирасирский полк (после 1756 года это был кирасирский полк из трех эскадронов, номер 13 в списке армии). Он также изменил название 10-го кирасирского полка на полк жандармов, 11-го — на лейб-карабинеров, а 3-го — на лейб-кирасир, и все эти полки включил в состав своей гвардии. У других полков были черные кирасы, но у кирасиров были блестящие металлические кирасы.
Французский жандарм 1750 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.165
В начале Войны за австрийское наследство, в битве при Мольвице в 1741 году Фридрих узнал о своей победе только в самом конце. Австрийская кавалерия разбила своих прусских противников и едва не захватила прусского короля, но его превосходная пехота превратила поражение в победу. Как потом писал Фридрих, у него была возможность увидеть на поле боя, насколько плохой была кавалерия, которую он унаследовал от своего отца. Большинство офицеров не знало службы, конники боялись лошадей, мало кто умел ездить хорошо, а учения проводились пешком, как в пехоте. Хуже всего было то, что всадники верхом передвигались очень медленно. Он решил реорганизовать свою конницу и издал многочисленные правила и инструкции, которые больше всего касались именно кирасирских полков, которые стали лучшими в Европе.
Фридрих постановил, что новобранцы для кирасирских полков должны быть здоровыми и сильными, не менее 160 см роста, чтобы носить тяжелые кирасы. Отобранные были в основном сыновья крестьян, которые знали, как обходиться с лошадьми. Рост в холке 157 см был объявлен минимально допустимым для лошадей, а самыми востребованными лошади стали голштинской породы. Голштинские лошади разводились при монастырях в долине Эльбы с XIII века, где местные кобылы скрещивались с неаполитанскими, испанскими и восточными жеребцами. Первые правила по коневодству были изданы в 1719 году, а в 1735 году государственные конезаводы в Пруссии уже начали разводить лошадей голштинской породы для армии. Они были очень популярны и экспортировались во многие европейские страны. Это были большие, черные и темно-коричневые, крепко сложенные и динамичные в движении кони.
К концу того века униформа прусских и других европейских кирасиров стала практически повсеместно белой; цвет был единственным напоминанием, что они когда-то она выделывалась из отбеленной кожи. Кирасиры были вооружены карабином, двумя пистолетами и палашом, а полки состояли из пяти эскадронов, в каждом из которых было около 150 человек.
Прусский кирасир 1756 г. Рис. из книги: V.Vuksic, Z. Grbasic. Cavalry. The history of fighting elite 650BC – AD1914. L.: Cassell, 1994. P.165
В битве при Россбахе в 1757 году пять кирасирских полков, в общей сложности 23 эскадрона, под командованием генерал-майора Зейдлица дважды атаковали французские войска и в итоге решили исход сражения в пользу Пруссии.
Кираса из королевского арсенала Хайдарабада. 1778-1779 гг. Принадлежала Али Хану (правил в 1762–1803 годах), который возглавлял государство Хайдарабад в период его экономического роста, во время которого он стал важным культурным центром Индии. Необычная цельная конструкция нагрудника и задней панели, которая напоминает стилизованный торс человека, возможно, отражает европейское влияние. Обе пластины выкованы из тигельной стали, которая в литературе также упоминается как полированная сталь из-за тонкого рисунка ряби, видимого в структуре металла. Полированная сталь часто использовалась для лезвий меча и кинжала, но редко для доспехов, причем только самого высшего качества. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Продолжение следует…
Материал взят: Тут