Кто не любит ржаной хлеб? ( 2 фото )
- 16.07.2020
- 3 983
«Каждый казак получал на день 3 фунта черного хлеба. Хлеб был великолепный. Начальство говорило: «Не хлеб, а пряник». Но молодые казаки не ели его и меняли у торговок на белый, у нас на Дону черного хлеба нет и к нему не привыкли».
В очередной раз листаю мемуары Евгения Ивановича Балабина, генерала, командира бригады Донской казачьей дивизии (в 1916 году). Эти его слова относятся к петербургской жизни - лейб-гвардии Казачий Его Величества полк 1-й Гвардейской Кавалерийской дивизии в 1900-м году. Так вот, как видите, молодые казаки, прибывающие с Дона, в своей прежней жизни даже не видели черного хлеба. Это я о якобы единой русской кухне, утвердившейся по всей Российской империи.
Причем, что интересно. Ладно бы весь юг питался исключительно пшеничным хлебом. Но в тех же украинских губерниях (где, казалось бы, рожь и не везде растет), черный хлеб вполне обычен. Российский этнограф Афанасий Шафонский описывает быт малороссийских мест вполне детально: «В Светлый праздник Велик-день или просто Воскресенье именуемый, - ибо тот день, который в Великой России воскресение, в Малой России неделя, а что неделя, то тыждень зовется, - пасха состоит не из творога, но из кулича, при котором во время освящения кладут жареные барашки, или поросенки, жареную рыбу, колбасы, ветчинное сало, черный хлеб, крашеные яйцы, хрен, соль и все оное».
То есть самое простое объяснение – черный хлеб едят в ареале произрастания ржи, а белый – пшеницы, - не очень верно. Оно скорее, относится к более ранним временам. Да, археологические данные показывают, что в X–XIII вв. рожь на Среднерусской равнине среди зерновых доминировала. В XIII–XV вв. объем выращиваемой ржи по-прежнему превышал общий объем яровых культур.
В XVI–XVII вв. ржаной хлеб на Руси ели все – и бедные, и богатые люди. Это потом уже стало зазорным иметь на дворянском столе кислый ржаной хлеб. Но до Петровских времен отношение к нему было вполне спокойным. Иногда к ржаной муке примешивали ячную (ячменную).
«Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней», - пишет автор «Домостроя». Так что на Руси знали разные виды хлеба.
«В Малороссии неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной России в ржаном хлебе все спасенье, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб как лакомство, а в замену ему яшный – из ячменя», - отмечал еще в 1873 году путешественник и этнограф Сергей Максимов.
Не сомневаюсь и в том, что люди, бежавшие еще в XV веке на Дон, питались главным образом ржаным хлебом. Бежали ведь не от хорошей жизни, не от изобилия калачей и пшеничных булок. А вот там уже происходит привыкание к местным традициям. Которые, кстати, говоря, тоже менялись во времени. Любопытно, что первые переселенцы, пополнявшие ряды казачества еще в XVII-XVIII веках, все-таки еще сеяли озимую рожь, о чем рассказывает генерал Василий Потто, в 1890-х годах начальник военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа. А вот потом эта традиция совсем угасла.
Так что ситуация с черным хлебом на Дону к концу XIX века достаточно парадоксальна. Этнически русское население практически не употребляет ржаной хлеб. Хотя соседи-малороссы его хоть и редко, но едят. При этом такие же казаки-переселенцы, скажем, в Оренбурге в эти же века рожь активно сеют и употребляют. Хотя, как вы понимаете, эту культуру им тоже пришлось принести с собой.
В очередной раз листаю мемуары Евгения Ивановича Балабина, генерала, командира бригады Донской казачьей дивизии (в 1916 году). Эти его слова относятся к петербургской жизни - лейб-гвардии Казачий Его Величества полк 1-й Гвардейской Кавалерийской дивизии в 1900-м году. Так вот, как видите, молодые казаки, прибывающие с Дона, в своей прежней жизни даже не видели черного хлеба. Это я о якобы единой русской кухне, утвердившейся по всей Российской империи.
Причем, что интересно. Ладно бы весь юг питался исключительно пшеничным хлебом. Но в тех же украинских губерниях (где, казалось бы, рожь и не везде растет), черный хлеб вполне обычен. Российский этнограф Афанасий Шафонский описывает быт малороссийских мест вполне детально: «В Светлый праздник Велик-день или просто Воскресенье именуемый, - ибо тот день, который в Великой России воскресение, в Малой России неделя, а что неделя, то тыждень зовется, - пасха состоит не из творога, но из кулича, при котором во время освящения кладут жареные барашки, или поросенки, жареную рыбу, колбасы, ветчинное сало, черный хлеб, крашеные яйцы, хрен, соль и все оное».
То есть самое простое объяснение – черный хлеб едят в ареале произрастания ржи, а белый – пшеницы, - не очень верно. Оно скорее, относится к более ранним временам. Да, археологические данные показывают, что в X–XIII вв. рожь на Среднерусской равнине среди зерновых доминировала. В XIII–XV вв. объем выращиваемой ржи по-прежнему превышал общий объем яровых культур.
В XVI–XVII вв. ржаной хлеб на Руси ели все – и бедные, и богатые люди. Это потом уже стало зазорным иметь на дворянском столе кислый ржаной хлеб. Но до Петровских времен отношение к нему было вполне спокойным. Иногда к ржаной муке примешивали ячную (ячменную).
«Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней», - пишет автор «Домостроя». Так что на Руси знали разные виды хлеба.
«В Малороссии неохотно едят ржаной хлеб, в средней и северной России в ржаном хлебе все спасенье, пшеничный только по праздникам, в самой северной холодной России ржаной хлеб как лакомство, а в замену ему яшный – из ячменя», - отмечал еще в 1873 году путешественник и этнограф Сергей Максимов.
Не сомневаюсь и в том, что люди, бежавшие еще в XV веке на Дон, питались главным образом ржаным хлебом. Бежали ведь не от хорошей жизни, не от изобилия калачей и пшеничных булок. А вот там уже происходит привыкание к местным традициям. Которые, кстати, говоря, тоже менялись во времени. Любопытно, что первые переселенцы, пополнявшие ряды казачества еще в XVII-XVIII веках, все-таки еще сеяли озимую рожь, о чем рассказывает генерал Василий Потто, в 1890-х годах начальник военно-исторического отдела при штабе Кавказского военного округа. А вот потом эта традиция совсем угасла.
Так что ситуация с черным хлебом на Дону к концу XIX века достаточно парадоксальна. Этнически русское население практически не употребляет ржаной хлеб. Хотя соседи-малороссы его хоть и редко, но едят. При этом такие же казаки-переселенцы, скажем, в Оренбурге в эти же века рожь активно сеют и употребляют. Хотя, как вы понимаете, эту культуру им тоже пришлось принести с собой.
Материал взят: Тут