Германцы и кельты — по ту сторону римской границы ( 1 фото )
- 06.07.2020
- 4 301
Даже в период своего высшего могущества Римская империя занимала меньшую часть Европы. По ту сторону римской границы — лимеса — простирался мир варваров, среди которых выделялись три большие группы племен — кельты, германцы и славяне. Многие из них сыграли огромную роль и в истории Древнего Рима, и в эпоху Средневековья.
И кельты, и германцы (о славянах речь пойдет дальше) относились к индоевропейским народам и, следовательно, являлись дальними родственниками. Однако они существенно различались по языку и культуре, и их историческая роль тоже не была одинаковой.
Кельты заявили о себе в Европе намного раньше германцев, слово «кельты» упоминает еще Геродот. Ученые считают, что прародина кельтов находилась между Рейном и Дунаем, а сами эти названия, как и многие другие в тех краях, кельтского происхождения. В I тыс. до н. э. в течение нескольких веков кельты в поисках плодородных земель заселили огромные пространства: Галлию (нынешнюю Францию), вскоре ставшую центром их мира, Северную Италию, часть Германии и Испании, Швейцарию, Австрию, Чехию, Британские острова, некоторые территории Балканского полуострова и Малой Азии. У них были разные названия и самоназвания: галлы и галаты, гельветы и аквитаны, бритты и скотты.
Многочисленные племена кельтов говорили на сходных языках и имели похожие черты в культуре. Они занимались скотоводством, земледелием и охотой, знали ремесла, добившись особенно многого в обработке металлов и в ювелирном деле. Наряду с отдельными хуторами и деревнями у кельтов существовали и крепости — оппидумы («укрепленные места»). Как правило, они являлись «столицами» отдельных племен, а также центрами ремесла и торговли.
Кельты отличались воинственностью; успешные походы, которые они совершали, обогащали вождей, знать и дружинников, усиливая общественное неравенство.
С германцами Рим впервые столкнулся при Гае Марии, разгромившем вторгшиеся в Италию племена кимвров и тевтонов. Кельты называли германцами одно из зарейнских племен; римляне восприняли это название и распространили на все племена, живущие к востоку от Рейна. Подробные описания германцев имеются в сочинениях Цезаря (I в. до н. э.) и Тацита (конец I в. н. э.), а также у многих более поздних римских авторов.
В течение нескольких веков германцы соседствовали с Римской империей, и их взаимоотношения отнюдь не сводились к военным действиям. Германцы, особенно жившие вблизи лимеса, торговали с Римом, перенимали у римлян блага цивилизации, нередко нанимались на службу в римские войска. По мере ослабления Рима натиск германцев на римские границы усиливался, пока не вылился в Великое переселение народов и падение Рима.
Прародина древних германцев — юг Скандинавского полуострова, Ютландия и прилегающие к ней районы нынешней Германии; отсюда германцы расселились до Рейна на западе и Дуная — на юге. Для такой огромной территории их численность была относительно невелика (около 3 — 4 млн человек) ; жили они обособленными маленькими поселениями типа хуторов. Земли вокруг хватало, и обычно одна и та же семья обрабатывала свой участок из поколения в поколение. Главным богатством у германцев считался скот.
Родственные германские семьи составляли род, несколько родов — племя; последние, в свою очередь, нередко объединялись в большие, но обычно непрочные союзы племен. Все взрослые мужчины — свободные члены племени — считались равными между собой. Бедняков германцы не знали — земли хватало на всех, а частной собственностью они еще не обладали. Правда, у германцев были рабы, но немного, и их положение значительно отличалось в лучшую сторону по сравнению с римскими рабами.
Во главе племен и их союзов стояли вожди, выделявшиеся знатностью происхождения и воинскими доблестями; их принято называть королями или — чтобы не путать с королями более позднего времени — конунгами. Вокруг конунга группировалась знать, объединявшаяся в дружины. В мирное время конунг не имел власти ни судить, ни управлять, зато в сражении он вел за собой племя, служа примером храбрости. А для дружинника, как писал Тацит, «вернуться живым из боя, в котором пал вождь, — значит на всю жизнь покрыть себя позором и бесчестьем». Война обогащала прежде всего конунгов и дружинников.
Материал взят: Тут