Мелихово, село и усадьба ( 25 фото )
- 01.07.2020
- 11 480
Всем доброго дня!
Сегодня выполняю обещанное — выкладываю остаток УЖЕ ОТСНЯТЫХ МАТЕРИАЛОВ по Чехову и Чеховскому району. И конечно, без Мелихова никак не обойтись. Отчетливо понимаю, что и до меня о Мелихове (название склоняется, по мнению специалистов) написано, нарисовано, снято огромное количество материала. Но моя поездка — всего-навсего маленькое сентиментальное путешествие. Это мой субъективный взгляд на одно из культовых мест России, не более того...
Как я уже писал в постах «Город имени Антона Павловича» и «Новый Быт и Давидова пустынь», из Москвы в город Чехов можно добраться на электричке или на автобусе от ст. метро «Лесопарковая» (№ 1365 или 365к). Чтобы далее попасть в Мелихово, у местного автовокзала следует сесть на автобус № 25 до таинственного Нерастанного (не пропустите остановку, всего-то минут 20 езды). Мелихово — это не только музей-усадьба, но и небольшое село. Туриста здесь встречают магазинчик и кафе. Ассортимент в последнем весьма скромен, то, что называется выпечкой — крайне посредственного качества (всех на учебу в Казань!). Прихватите с собой лучше термос и бутерброды!
Но зато среднерусская природа не только летом или ранней осенью, но и поздней весной удивит вас необычными красками.
Сельская застройка живописно расположена вдоль больших и длинных прудов, к счастью, не замусоренных. «Маленькая Голландия», извините за штамп.
Есть и вполне себе традиционные бревенчатые избушки, требующие серьезного ремонта.
Возводится и более капитальное жилье со всеми удобствами.
Обычные (но у с утеплением и отоплением) дачки тоже присутствуют. Постоянных жителей совсем немного, и Мелихово фактически уже превратилось в небольшой дачный поселочек.
Но с заборами беда у нас повсеместная — делаем из всего, что под рукой. Впрочем, есть места, где красиво проведена «заборизация», и я их со временем покажу.
Очарование порой скрывается за кажущейся простотой...
На территории села есть школа, построенная Антоном Павловичем. Это филиал музея, и с вас там тоже потребуют «предъявить билетик». Чехов построил школы еще в двух селах. В Талеже она не сохранилась, сгорела, в Новоселках использовалась как школьное здание аж до 1971 года, а теперь является литературной экспозицией музея-заповедника.
Музейный магазин, кассы и КПП «в одном флаконе».
Памятник писателю на фоне театрально-выставочного зала. «...жизнь в четырех стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита — это не жизнь», — отмечал писатель в письме издателю А. С. Суворину еще в октябре 1891 года. К покупке подмосковного имения побудили также излишняя суетность, дороговизна городской жизни. Переезд в Мелихово из Москвы состоялся весной 1892 года. С Мелиховом связаны семь самых лучших лет в недолгой жизни Чехова, они были, наверное, и самыми успешными в его творческой биографии. До семьи Чеховых имением владел художник Н. П. Сорохтин, после них — фабрикант С. Н. Коншин (до 1908 года) и барон Н. Д. Стюарт (до 1917 года).
Сарайчик под названием «Театральный двор».
«Амбулатория» — экспозиция о работе земского врача конца XIX — начала XX века.
Скромный и очень трогательный памятник-бюст — просто «Чехову».
Флигель-кухня, построенный Чеховым в 1893 году.
Пожарный сарай, который писатель построил в 1895-1896 годах для села Мелихово.
Флигель, в котором была написана пьеса «Чайка» (1895-1896). С флигеля, единственного сохранившегося в аутентичном состоянии, что называется, сдувают пылинки, экскурсии туда не водят, хранят фонды.
Одноэтажный главный дом усадьбы, совсем не похожий на «помещичий», с разных ракурсов и при разном освещении. Обычно он проходит в описаниях как дом «1840-х годов с последующими переделками, восстановленный в 1960-х годах». На самом деле все куда печальнее. После революции всевозможные Шариковы и Швондеры пытались «сбросить с корабля современности» русское культурное наследие. Вот и в Мелихово даже имя Чехова никого не останавливало. Дом использовался как общежитие, и сельские люмпены до того его ушатали, что позднее пришлось возводить заново. Так что перед нами скорее качественный новодел.
Мелихово как филиал Серпуховского музея учредили еще в 1940 году, но дальше пришла война, и лишь через четыре года, к сорокалетию со дня смерти писателя, всерьез начали увековечивать его память. В воссоздании обстановки чеховского дома активное участие приняли сестра писателя, Мария Павловна, и его племянник, художник Сергей Михайлович. И, пожалуй, музей-заповедник не стал бы поистине объектом всероссийского значения без его многолетнего директора Юрия Константиновича Авдеева... В январе 1960 года, в дни столетия со дня рождения Чехова, засветились огни в окнах главного дома. Будто наделенный волшебной силой, он стал притягивать к себе все, что когда-то отсюда ушло...
Реконструированный колодец и колокол, созывавший всех членов семьи Чеховых на обед. Ведь они могли быть заняты в саду или огороде. «У всех Чеховых есть одно замечательное свойство, — полагала Т. Л. Щепкина-Куперник, — их слушаются цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принимается хорошо». Это и понятно, ведь Чеховы труженики, а не баре. Все разговоры о том, что Чехов-де не любил деревню по меньшей мере наивны. Чехов любил среднерусскую природу, но как писатель-врач вскрывал социальные язвы русской деревни, а как земский деятель приложил массу усилий для решения местных проблем.
Комната Павла Егоровича Чехова. (Поездка состоялась «до карантина», в прошлом году, и я спокойно прошел в дом и осмотрел интерьеры.)
Уголок кабинета Антона Павловича. Интересно, что на фотографии в книге «Течение мелиховской жизни» (1989) над креслом висит ружье, а не картинка, и рядом с конвертом нет никакой статуэтки...
«Пушкинская» — комната-коридор с витражными окнами. Освещение в доме было не ахти: солнце било в окна плюс электричество. Никто бы не дал, конечно, выключать свет, задвигать шторы, снимать стеклянный колпак над посудой в столовой, использовать вспышку. Большинство фотографий в доме получились средненькими, что меня несколько расстроило, я их здесь и приводить не буду.
Вот такая вышла поездка в Мелихово. Чтобы закрыть тему Чеховского района, планирую совершить еще несколько поездок. В первом посте о городе Чехове кое-что осталось за кадром. Мне хотелось бы еще показать усадьбу Садки (кажется, ее занимает воскресная школа) и Иоанно-Предтеченский храм, старую малоэтажную застройку города, музей памяти 1941-1945 годов. И не одной культурой жив любой регион, без экономики никак нельзя. Хотелось бы посетить чеховские предприятия, например, кондитерскую фабрику, полиграфкомбинат, логистические комплексы района и др. Буду благодарен за любую информацию, за советы и содействие, за уточнения и поправки. Еще предполагаю съездить в Крюково и Новоселки, возможно, в Талеж и Васькино.
А среди следующих постов о городах будут недавно посещенные Бронницы, Егорьевск и Павловский Посад (последний сыграл особую роль в моей судьбе). Покажу январские материалы по Владимиру, Суздалю и Гусь-Хрустальному, августовские — по Тюмени, Тобольску и Ялуторовску. Отдельно — Казань и окрестности, возможно — Дмитров и что-то еще...
Материал взят: Тут