"Потерянный горизонт" Капры, или Шедевр как он есть ( 8 фото )

Это интересно

В последнее время я про кино пишу по бОльшей части в Дзене. И о фильме "Потерянный горизонт" Капры я собиралась написать там. Но потом поняла, что этот материал я лучше приберегу для друзей из ЖЖ. Начинала я смотреть эту ленту очень скептически. Почему? Потому что после "Горького чая генерала Йена" я не ждала от нее ничего хорошего. Опять будет экзотика, китайщина, любовь-морковь, страшные туземцы и швед, играющий китайца. А чего бы еще вы ждали, увидев вот такие афиши?



Как выяснилось, угадала я лишь один момент, и то частично. Тибетца Чанга играл англичанин Г.Б. Уорнер. Все остальное было настолько неожиданным, что к середине фильма я уронила челюсть, а к концу, подняв ее с пола, сказала: "Вау!".

Чанг с гостями.


Надо сказать, что фильм начинается вполне традиционно для приключенческого жанра. Британский политик Роберт Конвей, которому прочат министерский пост, помогает эвакуировать европейцев и американцев из китайского города Баскул, где бушует гражданская война. Кстати "Горький чай" начинается примерно так же что, сами понимаете, энтузиазма в процессе просмотра мне не прибавило. На последнем самолете улетает Роберт, его брат Джордж, антрополог Лаветт, мошенник Барнард и разбитная девица Глория Стоун. Но через несколько часов полета обнаруживается, что самолет летит вовсе не в Пешавар, а в противоположную сторону. Дальше - больше: за штурвалом - не знакомый пилот Феннер, а какой-то китаец. Самолет совершает жесткую посадку в горах Тибета. Вот так пять таких разных людей оказываются в загадочной стране Шангри-Ла, расположенной в цветущей долине.


И вот на этом вся приключенщина (в плохом смысле) кончается. Нет-нет, сюжет будет живым и увлекательным (Р. Рискин - мастер своего дела), интерьеры и пейзажи величественными (на фильм угрохали 2 с половиной миллиона долларов, сумасшедшую для 30-х годов сумму, на 776 000 превысив бюджет), да и без экзотики (длиннокосые тибетские девушки и очаровательные детишки в смешных одежках) не обойдется. Но это будет лишь обрамлением для грандиозного замысла Капры: рассказать о стране, где люди не знают о зависти, стяжательстве, болезнях.


Фильму не повезло. Во время второй мировой сцены, где военщина показывалась с отрицательной стороны, вырезали, как недостаточно патриотические. Потом (в период охоты на ведьм) вырезали те, что прославляли коммунистические идеалы. В результате чего от гениального фильма остались рожки да ножки. Во второй половине XX века из этих огрызков собрали оригинальную версию, благо звуковая дорожка сохранилась полностью. Ну, почти собрали, не хватило 7 минут. На этих местах в фильме зрители увидят фотографии актеров.


Знаете, фильмы 1930-х годов - это нередко еще такие "игрушечки". Только-только в кино пришел звук и кинематографисты еще пробовали свои силы и ставили эксперименты. А вот так можем сделать? А вот эдак? И иные ленты той поры выглядят ученическими работами. Но "Потерянный горизонт" практически гениален от и до. И, что интересно, за 83 года существования не устарел ни на минуту. Его постулаты по-прежнему актуальны. Он призывает остановиться и подумать: так ли ты живешь? Что интересно, именно в этом году многие люди так и сделали, благодаря эпидемии.

Джордж (Д.Ховард), Мария (Марго) (Фамилии нет, это творческий псевдоним.- К-К), Роберт (Р. Колман).


В общем, я не буду особенно раскрывать, что там дальше произошло, но горячо рекомендую фильм посмотреть. Есть ли у него недостатки? Есть. Непонятны мотивы поступка Марии (опять же, не буду говорить какого). По идее она должна была бы действовать совершенно не так, прямо-таки на 180 градусов не так. И еще. "Последний горизонт" снимали в 1936 году, когда женщин в лучшем случае считали таким "отдыхом воина". Поэтому когда будете смотреть, отнеситесь с пониманием к некоторым моментам. В частности, к тому, что если кто-то потребует у жителя Шангри-Ла уступить его жену, он с легким сердцем это сделает, потому что он проповедует умеренность и щедрость. При этом мнение жены на счет того, с кем из мужчин она хочет быть, не имеет никакого значения. Кстати, в книге Хилтона, по которой поставлен фильм, вопрос о желании женщины поднимался:
"Конвэй спросил о спорах из-за женщин. Неужели их не бывает?
— Очень редко. Ибо не сочтено благопристойным взять женщину, которая нравится другому мужчине.
— Предположим, кто-то так сильно жаждет обладать ею, что ему уже наплевать на благопристойность?
— Тогда, мой дорогой сэр, со стороны того, другого, будет благопристойным уступить ее. Но еще потребуется и согласие самой женщины. Вы бы удивились, Конвэй, узнав, как успешно помогает решению этих проблем небольшая доза обоюдного доброжелательства."

Р. Конвей (Р. Колман)


Фильм поставлен по ныне прочно забытому одноименному роману Хилтона. Но каждый из нас хоть чуть-чуть, но знаком с этой вещью. Потому что название "Шангри-Ла", такое привычное, придумал он.

Картинки с сайта https://www.imdb.com/title/tt0029162/

Долго думала, где я видела Колмана, сыгравшего главную роль в фильме. Потом вспомнила: в фильме "Под двумя флагами". Кстати, он воевал в первой мировой, был ранен и всю жизнь прихрамывал.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация