Новый Быт и Давидова пустынь ( 25 фото )

Путешествия




Продолжаю публикации о Чеховском районе, начатые постом «Город имени  Антона Павловича». Февраль этого года оказался для меня достаточно  плодотворным на поездки по Подмосковью, особенно если учесть тогдашнюю  рабочую загрузку. В конце месяца на автобусе от ст. метро «Лесопарковая»  (№ 1365 или 365к) я поколесил в город Чехов, а оттуда, с местного  автовокзала — на № 36 до села Новый Быт, где находится Вознесенская  Давидова пустынь.



Перелистывая свои старые рукописные дневники, обнаружил, что впервые посетил Новый Быт еще в марте 1999 г. Откуда,  кстати, такое название села? Естественно, оно послереволюционное,  наверняка давалось, чтобы противопоставить его закрытому советскими  властями монастырю («пережитку прошлого»). Где-то к концу 1920-х годов  была организована коммуна «Новый быт», ставшая затем совхозом, а уже в  переписи 1939 г. отмечен поселок совхоза «Новый быт»... На двух фото  выше частная застройка села (есть и многоквартирные дома, но в этот раз  не дошел до них).


 Очень интересное и когда-то красивое двухэтажное здание по улице  Школьной (д. 1а), слегка обезображенное кирпичной пристройкой. Наверняка  это была сельская школа, причем дореволюционной постройки. Она  пострадала от пожара и стоит заколоченная. Если кто-то из местных жителей сможет уточнить всю эту историю (кто и когда построил, когда сгорела), буду благодарен...


Памятник солдатам и ратникам народного ополчения, выходцам из этих  мест, служившим в русской армии в ходе Отечественной войны 1812 года.  Имена не перечислены, но хотя бы цифры названы — сколько из каждой  деревни ушло сражаться.  Вечная память и благодарность им...


Простой и строгий памятник тем, кто воевал и отдавал свои жизни в 1941-1945 годах.



Изумительно красивые и приметные — для сельской-то местности! — образцы каменной дореволюционной гражданской застройки. И здесь буду благодарен знатокам за уточнения.


Регулярно ходят автобусы и маршрутки, устойчивая связь с райцентром и столицей существует.


В мае 2015 г. на площади у монастыря был открыт памятник «Бойцам  спецназа — воинам России». Прообразом бронзового солдата стал реальный  человек, офицер пограничных войск Павел Юрьевич Платонов. 23 октября  2002 г. он находился в зале театрального центра на  Дубровке, когда туда  ворвались террористы, захватившие участников  мюзикла «Норд-Ост» и  зрителей в заложники. Платонов спрятал мобильный телефон, звонил и  отправлял СМС-сообщения (последнее  отправил 26  октября, за несколько  минут до начала штурма).  Отправленная Павлом информация помогла  оперативникам принять правильные  решения и спасти жизни многих  заложников и участников операции. Однако  Павел оказался в числе 130  заложников, погибших от рук террористов в тот  день. И жития его было 33  года...


Небольшая часть построек (причем, что обидно, позади памятника) еще в  полуразрушенном состоянии. Но двадцать лет назад было потяжелее. Цитата  из моего дневника за март 1999 г.: «Монастырь постепенно  восстанавливается (ворота, главный храм), часть построек еще занята под  жилье, училище, Баранцевскую сельскую администрацию (Баранцево рядом, за  р. Лопасня). Здесь нет уже унылой равнины, красивая всхолмленная  местность с хвойными деревьями».


Общий вид на монастырскую площадь и надвратную колокольню. Еще в 1515  г. преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в  Пафнутьев-Боровском монастыре, основал новую обитель в пустынной  местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому на  берегу реки Лопасни. По преданию, Давид происходил из рода князей  вяземских и носил в миру имя Даниил (отдал Богу душу в 1529 г.)


Церковная лавка и северо-западная башня монастыря.


Надкладезная часовня обители.


На первом плане — настоятельский корпус. За ним — церковь Успения  Пресвятой Богородицы, собор Всемилостивого Спаса, трапезный храм Всех  Святых.


Никольская церковь, Знаменская церковь, собор Вознесения Господня. Прямо как в сказке — ожившие иллюстрации Билибина.


Очень изящный братский корпус.


Еще один корпус монастыря... В 1930-е годы обитель была закрыта,  архимандрит Валентин и братия репрессированы. В корпусах и храмах  размещали все, что угодно: сельхозтехникум, общежития, гаражи, склады,  клуб, столовую, спортзал. В 1950-е годы было уничтожено и разграблено  большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили и  мирян (князей Оболенских, героя войны 1812 года генерала Дохтурова и  других).


Памятный знак в честь героев войны 1812 года.


Красивый крест памяти настоятелей этой обители.


В 1992 г. жители Нового Быта образовали православную общину, которой  был передан собор Всемилостивого Спаса. А в 1995 г. сюда был назначен  настоятелем иеромонах Герман и принято решение о возобновлении  монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. Возрождение из руин  происходило во второй половине 1990-х годов и продолжилось в «нулевые».


Могила архимандрита Германа.


Есть на территории монастыря два захоронения, явно не имеющих  отношения к церковным деятелям.  Первое принадлежит главе Чеховского  районе Геннадию Михайловичу Недосеке. Его «Хаммер» обнаружили сгоревшим в  ноябре 2004 г. недалеко от  деревни Покров. На водительском сидении  нашли фрагменты обгоревшего  тела. Первоначально Недосека занимался  бизнесом (его считали также криминальным авторитетом), контролировал  добычу нерудных  ископаемых в Серпуховском и Чеховском районах,  Центральный рынок Чехова и ряд коммерческих структур в районе. Но этот  человек действительно немало сделал, находясь на своей должности. Из  отзывов: «Из  всех глав районов Московской области Недосека был самым  активным. Он изгнал из города всех наркоманов. Сделал очень много для  жителей, строил жилье. Самым  крупным его проектом был ледовый дворец  "Олимпийский" в Чехове».


Второе захоронение принадлежит Антону Викторовичу Малевскому.  Правоохранительные органы прямо называли его лидером Измайловской ОПГ,  работавшим на рынке алюминия. Погиб он при весьма загадочных   обстоятельствах — будто бы совершая прыжок с маленького самолета в  Кении.

Люди крайне  неоднозначно относятся к этим могилам. Кто-то  и по сей день возмущается, другие же считают, что не будь их, активных донаторов —  и не было бы самой  пустыни, и  это покрывает грехи.


В тот день, когда в Азии и Европе вовсю уже бушевал страшный  короновирус, по монастырю преспокойно разгуливала экскурсия, прибывшая  на автобусе из Москвы. Стояла прохладная, но сухая и ясная погода. Я сел  в маршрутку до Чехова; две пожилые пассажирки, работницы из Средней  Азии, сидели в марлевых масках. Остальные — как раньше. Я ехал домой...

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация