Владимир Сорокин и его поздние тексты ( 1 фото )

Это интересно

Как я уже говорил, Владимир Сорокин не только хороший рассказчик, но и обладатель абсолютного музыкального слуха. Судя по обрывочным мемуарам, он (или его родители, неважно) планировал карьеру пианиста-вирутоза – и, по моему мнению, мог бы стать звездой международного уровня – но повредил руку. В результате чуткость к звукам оказалась перенесена в литературу, вернее, в концептуальные тексты.


Да, это не литература в точном значении слова, но оформление концепций, реющих на ветру эпохи, в форме стихов, рассказов и повестей. Сорокин фиксировал то, что слышал вокруг себя, безоценочно, эстетски, вполне аморально. Или, если угодно, ам-би-ва-лент-т-тно. Вот эта вот нейтральность записи больше всего бесит его недоброжелателей. Они сами матерятся, как бомжи у помойки, но их же собственная матерщина, превращённая в текст, подписанный хладнокровным дэнди Сорокиным, шокирует их до крайности.

Но сейчас я хотел сказать не о стилистических достоинствах произведений Сорокина, а другой его чуткости, о его способности слышать слабейшие шелестения социо-политических тенденций. Вот тут вот его в остранённости не упрекнушь. Уж кто-кто, но Владимир Сорокин умеет держать нос по ветру и каждый раз оказывается прозорливей всяких экспертов – благодяря своему тонкому слуху, чувствительному к малейшей фальши.

Например, в тот момент, когда российская «громада двинулась, и, разбивая волны», начала разворачиваться резко вправо, Сорокин написал несколько «сатирических» пьес, которые очень понравились бы патриотично настроенным ультраправым консерваторам, если бы их не пугало само имя Владимира Сорокина, прочно ассоциировавшееся с «демократической оппозицией». Ну что поделать – я писал уже, что репутация в стране берёзового ситца несравненно мощнее реальности. Кроме того, Сорокин принял активное участие в инспирированном КГБшниками раскручивании брэнда «новые русские», участие настолько активное, что даже переписал свою старую (хорошую) пьесу «Пельмени» в духе свежих тенденций. Безупречный слух – эти тексты о «новых русских» не выглядят пародией и создают впечатление, будто Сорокин и впрямь верит в существование нуворишей в малиновых пиджаках – Сорокин удалось пройти по тончайшей грани, не скатившись в стёб при живописании стёбной темы.

Владимир Сорокин для создания фильма-манифеста о «новых русских» даже скооперировался с вернувшимся из-за границы сыном Аллы Гербер. Увы, при замечательной музыкальности, Сорокин не слишком удачен в выборе соавторов. Впрочем, возможно, просто автор «Сердец четырёх» разбирается в кино, примерно, как свинья в апельсинах. Худшего режиссёра для сценария «Москва» найти очень трудно. Зельдович ещё и сценарий переделал, чтобы кино уж точно провалилось... А музыкальное сопровождение фильма «Москва» замечательное.

Но, не разбираясь в людях, Владимир Сорокин всё же чрезвычайно, чрезвычайно чувствителен к сейсмическим колебаниям эпохи. Когда трон под ВВП пошатнулся, Сорокин со снайперской точностью выстрелил серией памфлетов против опричнины и, с той же непревзойдённой чуткостью, переключился на критику насквозь прогнившего Запада, едва лишь стало ясно, что Гарант Стабильности места своего в обозримом будущем не покинет.

Уже в 2013 году, до всякого крымнаша, Сорокин опубликовал «Теллурию», в которой объяснял непонятливым, что такие же гадости, как в России, творятся повсюду, просто русские просты и откровенны, а коварные жители Запада – притворяются. И что полюбому жить в России (даже распавшейся на десяток тысяч кущевок) краше и приятней и вкуснее, чем в мерзких, лживых, холодных, бездушных берлинах и лондонах.

В принципе, в настоящий момент Владимир Сорокин занят тем же, чем занимаются Раша Тудей и Юлия Латынина – усиленно дискредитирует западные ценности в глазах дорогих россиян. Это тоже говорит о ясности восприятия мастера – он знает, что самый приямой путь к сердцу русскоязычного читателя лежит через оправдание ксенофобии и садизма. Единственный недостаток Владимира Сорокина, мешающий ему стать всенародным любимцем, типа «Захара Прилепина» и Виктора Шендеровича, заключается в том, что Сорокин слишком умён и не умеет это скрывать. Ну, вот, не научился он этому простому ремеслу за долгие годы концетуального творчества.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация