История доспехов Страны восходящего солнца ( 30 фото )

Это интересно




Извлечение стрелы из глаза раненого самурая. Рис. Ангуса МакБрайда

Среди цветов — вишня, среди людей — самурай.

Японская поговорка

Доспехи и оружие самураев Японии. Несколько лет тому назад тема японского оружия и доспехов достаточно заметным образом прозвучала на «ВО». Многие о них тогда прочитали и имели возможность высказать свои суждения. Но время идет, появляются все новые и новые читатели, да и старые многое подзабыли, так что подумалось: а почему бы нам опять не вернуться к этой теме? Тем более что иллюстрации теперь уже будут совершенно другие. Что неудивительно, ведь японских доспехов сохранилось очень много.

Итак, сегодня мы вновь полюбуемся на эти поистине удивительные творения человеческих рук и фантазии, забыв при этом на время, что служило все это целям убийства одного человека другим. И понятно, что сам убийца вовсе не желал быть убитым, а потому скрывал свое тело под доспехами, которые совершенствовались от века к веку. Вот мы сегодня и познакомимся с тем, как этот процесс проходил в Японии. Ну а в качестве иллюстраций, поясняющих текст, будут использованы фотографии из Токийского национального музея.

И начнем с того, что вспомним, чем доспехи японских самураев нас всегда привлекали и привлекают. В первую очередь яркостью и красочностью, и, разумеется тем, что они не похожи на все остальные. Хотя совокупностью своих боевых свойств они практически ничем не отличаются от более прозаических на вид доспехов Западной Европы. С другой стороны, они такие прежде всего потому, что идеальным образом приспособлены именно к той среде обитания, в которой одетые в них самураи воевали друг с другом на своих чужедальних островах.

Древние воины эпохи Яёй (III в. до н.э. — III в. н.э.)

Япония всегда была краем земли, куда люди если и переселялись, то скорее всего лишь в случае крайней необходимости. Наверное, они при этом думали, что уж там-то их никто не достанет! Однако едва только они вступали на сушу, как им тут же приходилось вступать войну с аборигенами. Впрочем, побеждать местных жителей им обычно позволял более высокий уровень развития военного дела. Вот и в период между III в. до н.э. и II в. н.э. очередная группа переселенцев с азиатского материка принесла с собой сразу два новшества, которые были очень важными: навыки обработки железа и обычай погребать своих усопших в огромных курганах (кофун) и вместе с телами умерших класть туда утварь, украшения, а также оружие и доспехи.


Фигурка ханива, изображающая воина в доспехах кейко. Обнаружена в префектуре Гунма, город Ота. Датируется VI в. Эпоха Кофун. Высота 130,5 см. Является национальным сокровищем Японии


Вид сзади

А еще они лепили из глины и обжигали фигурки ханива – своего рода ушебти древних египтян. Только вот ушебти должны были работать за усопшего по зову богов, а то время как ханива были стражами их успокоения. Их закапывали вокруг могильников, а поскольку они обычно изображали не кого-нибудь, а вооруженных воинов, то археологам не составило большого труда сопоставить эти фигурки и найденные в этих курганах остатки оружия и доспехов.


Эта же фигурка крупным планом. Хорошо видны мельчайшие детали вооружения

Удалось узнать, что в эпоху, получившую название Яёи, воины Японии носили деревянные либо кожаные доспехи, имевшие вид кирасы на лямках. В холод воины надевали куртки из медвежьей шкуры, сшитые мехом наружу. Летом с кирасой носили с рубашкой-безрукавкой, ну а штаны были перетянуты ниже колен. Задняя часть кирасы из дерева почему-то над уровнем плеч выступала, тогда как кирасы из кожи дополнялись наплечниками из кожаных полос либо у них был напуск на плечи. Воины использовали щиты из досок тэ-датэ, имевшие умбон в виде солнечного диска с лучами, расходящимися от него по спирали. Нигде больше такого не было. Что это означало, неизвестно.


Шлем с нащечниками. Видимо, мастер, который лепил фигурку, лучше разбирался в доспехах, нежели в анатомии человеческого лица


Этот же шлем. Вид сбоку

Судя по конструкции, шлем собирался из четырех сегментов на заклепках с усилением в виде накладной пластины. Назатыльник был кожаным и укреплялся пластинками. Нащечники тоже кожаные, но снаружи усилены ремнями из толстой кожи.

Вооружались воины эпохи Яёи копьями хоко, прямыми мечами тёкуто, луками и явно заимствованными в Китае клевцами — алебардами с рукоятками разной длины. Звать воинов в бой и подбадривать их должен был звук бронзового колокольчика, звон которого еще и должен был отпугивать злых духов. Железо уже было известно, но вплоть до IV в. н.э. многие предметы вооружения все еще делали из бронзы.


Меч тёкуто


Клинок китайской алебарды


Боевой колокольчик


Бронзовый наконечник копья эпохи Яёй. Длины 82,2 см

Воины эпохи Ямато (III в. н.э. — 710 г.) и эпохи Хейан (794-1185 гг.)

В конце IV — начале V века в истории Японии произошло еще одно эпохальное событие: на острова завезли лошадей. И не только лошадей… В Китае уже была конница из всадников в тяжелом вооружении, использовавших высокое седло и стремена. Теперь перевес переселенцев над аборигенами стал решающим. Кроме пехоты, с ними теперь сражалась еще и конница, что позволило пришельцам с материка успешно оттеснять местных жителей все дальше и дальше на север.


Ханива коня с седлом и стременами

Но специфика войны здесь была такова, что, например, уже в V веке японские воины отказались от щитов, ну а о том, что всадников становилось все больше и больше, говорит нам конская упряжь, появившаяся в погребениях! Причем именно в это время главным оружием японского всадника стал вместо копья и меча большой лук асимметричной формы (одно «плечо» длиннее, чем другое) — юми. Впрочем, меч у них тоже был: прямой рубящий, заточенный, на одну сторону словно сабля.


Первые стремена, попавшие в Японию, мало чем отличались от тех, что археологи находят в Китае


Но затем они приобрели форму закрытого носка!


И наконец превратились вот в такие совершенно невообразимые для европейца стремена-лодочки!

Китайские записи, относящиеся к 600 году, сообщают, что стрелы у них имели наконечники, сделанные из железа и кости, что арбалеты у них были похожие на китайские, мечи прямые, а копья и длинные, и короткие, ну а доспехи – из кожи.


Наконечники стрел, ок. 600 г.


Схематическое изображение доспеха танко или мидзика-ёрой и шлем сёкаку с выступающим «клювом»


Воин в доспехе танко. Современный рисунок Суджима Суё

Интересно, что японцы уже тогда начали покрывать их своим знаменитым лаком из сока лакового дерева, что вполне объяснимо, ведь Япония — это страна с очень влажным климатом, поэтому использование лака с целью защиты от влаги было продиктовано необходимостью. Доспехи лиц высокого ранга еще и покрывали позолотой, чтобы сразу было бы видно, кто есть кто!


Кираса доспеха танко


Доспехи танко. Шлем сёкаку-цуки-кабуто («бодающийся баран»), кираса-до и детали латного воротника акабэ-ёрой


Шлем сёкаку-цуки-кабуто

Вот только самураями воинов того времени никто еще не называл! Хотя для них уже нашли слово, причем даже куда более возвышенное, чем самурай, — буси, которое на русский язык можно перевести как «боец», «воитель», «дружинник». То есть так подчеркивался профессиональный характер их занятия, ну а поскольку война не терпит неудобств, защитное снаряжении буси все время непрерывно совершенствовалось. Для пеших воинов делали доспехи из железных полос, называвшиеся танко (IV – VIII вв.), и более удобные для всадника доспехи кейко (V – VIII вв.), имевшие вид пластинчатой кирасы с юбкой до середины бедра воина. Длинные и выгнутые внутрь пластинки образовывали талию доспеха, который, видимо, здесь же и подпоясывался. Ну а на теле воина кейко держался при помощи широких наплечных ремней (ватагами) из хлопковой ткани, которые сверху вдобавок закрывали еще и воротник, и наплечники. Руки от кистей и до локтей закрывали наручи из узких продольных металлических пластин, соединявшихся шнурами. Ноги всадника ниже колен также были также защищены панцирными пластинами и такими же набедренниками, закрывавшими ему и бедра, и колени. Такие доспехи вместе с широкой «юбкой» очень походили на… современный бушлат, и затягивались поясом на талии. Наплечники составляли с воротником одно целое, так что надевать все это мог сам воин, не прибегая к помощи слуг.


Схематическое изображение доспеха кейко


Шлем доспеха кейко – мабидзаси-цуки-кабуто. Особенностью таких шлемов был перфорированный узорами козырек и чашка для плюмажа на макушке

В VIII веке появился другой вариант кейко, состоявший из четырех секций: передняя и задняя секции соединялись наплечными ремнями, тогда как две боковые следовало надевать каждую по отдельности. Видимо, все эти ухищрения имели перед собой одну цель – обеспечить максимальное удобство, равно как и максимальную защиту, именно воинам, стрелявшим из лука с коня!

Воины эпохи Камакура (1185-1333 гг.)

В эпоху Хэйан произошло неслыханное падение императорской власти и… победа сословия буси. Был создан первый сёгунат в Японии, а всех буси разделили на два сословия: гокэнин и хигокэнин. Первые непосредственно подчинялись сёгуну и были элитой; вторые – стали наемниками, служившими любому, кто им платил. Набирали их владельцы крупных поместий в качестве вооруженных слуг и вот они-то и стали самураями, то есть японскими «служивыми» людьми. Ведь и сам термин «самурай» — производное от глагола «сабурау» («служить»). Все воины перестали быть земледельцами, а крестьяне превратились в обычных крепостных. Хотя и не совсем обычных. От каждой деревни некоторое количество крестьян выделялось воинам качестве слуг либо в качестве воинов-копьеносцев. И эти люди, которых назвали асигару (букв. «легконогие»), хотя и не стали равными самураям, все же получили возможность с помощью личной храбрости выбиться наверх. То есть в Японии все было так же, как и в Англии, где слово knight (рыцарь) тоже произошло от старонорвежских терминов «слуга» и «служить». То есть изначально самураи были именно слугами у крупных феодалов. Они должны были охранять их поместья и имущество, а также их самих, и понятно, что они были преданы своему господину, с ним шли на войну, а также выполняли его различные поручения.


Меч, оформленный в стиле кусари-тати, эпоха Хэйан, XII в. Украшен жемчугом и золотыми накладками. Рукоять обтянута кожей акулы. Длина 104,0 см. Имеет статус национального сокровища Японии


Меч, известный как Иесуги-тати, период Камакура, XIII в. Оформлен в стиле хёго-гусари-тати. Подвески из медной проволоки хёго-кусари. Длина 105,4 см. Имеет статус национального сокровища Японии


Клинок этого меча

Доспехи, которые теперь носили люди воинского сословия (или, во всяком случае, стремились носить) в период Хэйан делались исключительно из пластинок с пробитыми в них отверстиями для шнуров. Шнуры были из кожи и из шелка. Ну а пластины были довольно большими: 5-7 см высотой и шириной 4 см. Они могли быть железными либо кожаными. В любом случае их покрывали лаком, чтобы защитить от сырости. Каждая пластинка, называвшаяся кодзанэ, должна была наполовину закрывать ту, что была от нее справа. Каждый ряд заканчивался ещё половиной пластинки для большей его прочности. Доспех получался многослойным и потому очень прочным.


Пластины эпохи Хейан. Хорошо видно, что они были сделаны из металла, загрунтованы и после этого покрыты черным лаком. Метрополитен-музей, Нью-Йорк


А вот так они накладывались одна на другую

Но был у него и серьезный недостаток: даже самые прочные шнуры со временем растягивались, пластинки расходились между собой и начинали провисать. Чтобы этого не случилось, оружейники начали использовать три вида пластин разного размера: с тремя, двумя и одним рядом отверстий, которые затем накладывались одна на другую и связывалась в исключительно жесткую конструкцию. Жесткость такой брони возрастала, защитные качества делались еще выше, но увеличивался и вес, поэтому такие пластинки стали чаще делать из кожи.


Тулья шлема хоси-кабуто эпохи Хэйан с характерными выступающими головками заклепок


Этот же шлем, подвергнутый реконструкции

В XIII веке появились новые пластинки, которые стали называться иёдзанэ, они были шире, чем кодзанэ. Из них стали собирать горизонтальные полосы, а затем соединять их вертикальной шнуровкой кэбики-одоси. При этом особый шнур (мими-ито), отличавшийся своим цветом от цвета основной шнуровки, оплетал края доспеха, и такой шнур обычно был и толще, и прочнее, чем все остальные шнуры.


Доспехи ака-ито-одоси — о-ёрой периода Хэйан, с пластинками, скрепленными красным (ака) шнуром (одоси). Выглядит он не слишком старым, поскольку в период Мейдзи это снаряжение подверглось реставрации. Обратите внимание на асимметричные нагрудные пластины сэндан-но-ита и кюби-но-ита, закрывающие подмышечные впадины. Позднее от них отказались

Ну а главным видом доспеха уже в эпоху Хейан стал доспех всадника — о-ёрой: прочный, напоминавший коробку и устроенный таким образом, что его передняя панцирная пластина опиралась своей нижней кромкой на луку седла, что снижало нагрузку на плечи воина. Общий вес такого доспеха составлял 27-28 кг. Это была типичная всадническая «броня», главной задачей которой было защитить ее хозяина от стрел.

Литература

Курэ М. Самураи. Иллюстрированная история. М.: АСТ/Астрель, 2007.

Тернбулл С. Военная история Японии. М.: Эксмо, 2013.

Шпаковский В. Атлас самураев. М.: «Росмэн-Пресс», 2005.

Брайант Э. Самураи. М.: АСТ/Астрель, 2005.

Продолжение следует…

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация