Подарок от вероятного противника: БПЛА D-21 в Советском Союзе и Китае ( 7 фото )
- 16.06.2020
- 11 093
БПЛА D-21 на транспортировочной тележке. Фото US Air Force
В 1969 г. Центральное разведывательное управление и военно-воздушные силы США начали эксплуатацию новейшего беспилотного разведчика Lockheed D-21. Применение такого летательного аппарата оказалось чрезмерно сложным и не гарантировало желаемый результат. Из-за этого уже в 1971 г. полеты прекратились – всего лишь после четвертого пуска. Однако к этому времени вероятные противники в лице СССР и КНР успели узнать о новой американской технике и даже изучить ее.
Недолгая эксплуатация
Разработка будущего D-21 стартовала в начале шестидесятых годов и заняла несколько лет. На сроках сказывались особые требования заказчика и общая сложность проекта. Кроме того, на определенном этапе понадобилась смена носителя и переработка БПЛА. Летные испытания начались в 1964 г., а к концу десятилетия изделие пошло в малую серию.
9 ноября 1969 г. в рамках операции Senior Bowl состоялся первый боевой вылет. Бомбардировщик B-52H доставил БПЛА в зону сброса и отправил в самостоятельный полет. D-21B должен был пролететь над китайским полигоном Лобнор, провести съемку и повернуть в сторону океана, где следовало сбросить контейнер с пленками. Однако в бортовой аппаратуре произошел сбой, и БПЛА не повернул.
Выработав топливо, он совершил нештатную, но удачную посадку на территории Казахской ССР. Вскоре беспилотник обнаружили и отправили предприятиям авиационной промышленности для изучения. В ЦРУ узнали истинную судьбу своего БПЛА лишь через несколько десятилетий.
Летательный аппарат D-21B со стартовым ускорителем под крылом бомбардировщика B-52. Фото US Air Force
Второй и третий D-21B справились с прохождением по маршруту, но разведданные получить не удалось. 20 марта 1971 г. состоялся четвертый полет, завершившийся аварией. По неизвестной причине беспилотник упал в китайской провинции Юньнань, его обнаружили и вывезли для изучения. Через несколько месяцев операцию Senior Bowl остановили.
«Черная кошка»
Первый примененный D-21B случайно достался советским специалистам. Машина не имела опознавательных знаков, но ее облик и технические возможности указывали на вероятное происхождение. Поскольку настоящее обозначение изделия оставалось неизвестным, к нему приклеилось прозвище «Черная кошка».
Поврежденный БПЛА вывезли из Казахстана и доставили в НИИ ВВС. Затем отдельные узлы и агрегаты передали профильным предприятиям авиационной промышленности – КБ Туполева, ОКБ-670 и т. д. Им предстояло изучить иностранную новинку и сделать выводы, в т.ч. в контексте ее копирования или создания аналогичного беспилотника. За несколько месяцев советские специалисты установили общие особенности «Черной кошки», а также определили примерные тактико-технические характеристики.
При изучении особое внимание уделили конструкции планера: материалам, технологиям изготовления, компоновочным и иным решениям. Большой интерес вызвали конструкция прямоточного воздушно-реактивного двигателя и средства охлаждения, позволявшие снизить тепловые нагрузки. Изучить целевое оборудование нормально не удалось, поскольку в отсеке сработал самоликвидатор.
Полет беспилотника с применением ускорителя. Фото US Air Force
Советский «Ворон»
В ходе изучения D-21B было установлено, что советская промышленность вполне способна скопировать и изготовить подобную конструкцию, либо создать ее прямой аналог с применениями тех же или близких материалов и технологий. Более того, можно было создать и более удачный БПЛА с расширенными возможностями.
Этим решили воспользоваться, и 19 марта 1971 г. Правительство постановило начать разработку собственного проекта. Советский вариант «Черной кошки» получил шифр «Ворон». Головным разработчиком назначили ММЗ «Опыт» (КБ Туполева) ; также к работам привлекли другие предприятия, участвовавшие в изучении.
К концу года был подготовлен аванпроект «Ворона». Он предлагал строительство дальнего сверхзвукового беспилотника-разведчика с летными характеристиками на уровне D-21B и иным составом целевого оборудования. В район старта «Ворон» должен был прибывать под крылом самолета-носителя Ту-95. Затем начинался самостоятельный полет по заданному маршруту со сбором разведданных разного рода.
Учитывая особенности американской машины, советский «Ворон» предложили оснастить более развитым и эффективным комплексом целевой аппаратуры. В приборном отсеке скомпоновали панорамный фотоаппарат с повышенными характеристиками полосы захвата и разрешения. Также удалось разместить комплекс радиотехнической разведки с возможностью сбора данных во всех основных диапазонах.
Общие виды БПЛА «Ворон». Графика Alternathistory.com
Собственная силовая установка состояла из одного ПВРД РД-012 с тягой 1350 кгс, разрабатывавшегося в ОКБ-670. Оригинальный D-21B после сброса с носителя разгонялся при помощи твердотопливного ускорителя. Схожее решение использовали в советском проекте.
Изделие «Ворон» могло иметь длину более 13 м при размахе крыла 5,8 м. Масса в момент сброса носителем – 14,1 т, собственный вес без ускорителя – 6,3 т. Расчетная скорость полета на высоте 23-24 км превышала 3500 км/ч. При этом БПЛА мог показывать дальность на уровне 4500-4600 км. Общий радиус действия комплекса увеличивался за счет носителя в виде Ту-95.
Судьба аванпроекта
Разработку общего облика изделия «Ворон» завершили к началу 1972 г., и вскоре должна была решиться дальнейшая судьба проекта – а вместе с ним и перспективного направления. Заказчик рассмотрел представленные наработки и решил не продолжать проект.
В целом «Ворон» мог стать весьма эффективным средством для ведения разведки в военное и мирное время. Высокие летно-технические характеристики облегчали решение основных задач в разных районах земного шара и обеспечивали высокую живучесть при преодолении ПВО противника.
Компоновка изделия. Графика Alternathistory.com
Однако имелись недостатки. Главные – сложность и дороговизна производства. Присутствовали и иные проблемы. Так, основой разведывательного комплекса должен был стать аэрофотоаппарат, но это позволяло проводить съемку только в светлое время суток. Предложенные системы РТР давали ограниченный объем разведданных. Разработка принципиально новых всепогодных оптических и радиотехнических систем требовала времени.
Имелся еще один фактор, ставивший под сомнение необходимость авиационных средств разведки. К началу семидесятых были созданы первые космические аппараты такого назначения, имевшие ряд важных преимуществ перед самолетами и БПЛА. На них сосредоточили усилия, а работы по «Ворону» свернули.
Китайская тайна
20 марта 1971 г. последний из примененных D-21B упал на территории КНР. Крушение не осталось незамеченным, и китайская армия быстро нашла обломки. В этот момент сложилась любопытная ситуация. В НОАК не имели полных данных по американской разведывательной авиации и не знали о существовании беспилотных разведчиков. Поэтому обломки характерной формы посчитали элементами фюзеляжа пилотируемого самолета SR-71. Были начаты поиски пилотов и двигателей, отсутствовавших на месте падения.
Поиски ожидаемо не дали никаких результатов. Вскоре ученые и инженеры, прибывшие на место аварии, установили, что это не SR-71, а совершенно новая неизвестная машина, без пилотов и с одним двигателем. Поисковую операцию свернули и начали подготовку к эвакуации обломков.
Тепловые нагрузки на планер «Ворона». Графика Alternathistory.com
Вывезенные обломки изучили в профильных организациях и сделали те или иные выводы. Что было дальше – неизвестно. Однако какие-либо сведения о создании китайского аналога D-21 отсутствуют.
Возможно, Китай попытался скопировать иностранную разработку, но не преуспел в этом деле, после чего закрыл и засекретил проект. Также можно предположить, что китайские специалисты, изучив «трофей», трезво оценили свои возможности и уровень отечественной промышленности, и потому собственный проект даже не разрабатывался. Либо американская концепция дальнего сверхзвукового разведчика по каким-либо причинам не заинтересовала НОАК.
После изучения (или без него) обломки D-21B отправили в Китайский музей авиации (г. Пекин). В течение многих лет эти объекты, представляющие историческую и техническую ценность, оставались под открытым небом на одной из запасных площадок. Позже разбитую центральную секцию фюзеляжа и центроплана привели в приемлемый вид и сделали экспонатом в одном из залов.
Подарок от вероятного противника
По совокупности затрат, полученных результатов и т. д. проект дальнего разведывательного БПЛА Lockheed D-21 считается неудачным. В общей сложности было построено 36 одноразовых беспилотников, из которых лишь 4 использовали в реальной разведывательной операции. Два из них потеряли на маршруте, причем над территорией вероятного противника, а от двух других не удалось получить контейнеры с данными.
Останки фюзеляжа D-21B в китайском музее. Фото Wikimedia Commons
В результате двух аварий ценнейшие секретные изделия попали в руки советских и китайских специалистов, что могло провести к самым серьезным последствиям. Впрочем, дальнейшие события развивались не по самому опасному сценарию.
Советская промышленность тщательно изучила «трофей» и даже разработала свой вариант подобного БПЛА. Кроме того, на основе собранных данных определили новые требования к зенитным системам. Однако «Ворон» не дошел до строительства и полетов, а снятый с вооружения D-21 более не рисковал попасть под огонь советских ЗРК. Китайские специалисты ограничились только изучением, без серьезных практических работ.
По результатам исследования полученных БПЛА в СССР и КНР смогли установить уровень развития авиастроения в США и определить круг освоенных перспективных технологий. Кроме того, были изучены интересные и многообещающие зарубежные наработки и решения. Все эти данные в дальнейшем находили применение в собственных проектах разного рода. Вероятно, в том или ином виде те данные могут использоваться до сих пор.
Таким образом, БПЛА D-21 представляет интерес не только с исторической и технической точки зрения. Это изделие отличала крайне любопытная «биография». Его создание заняло много времени и потребовало особых усилий, а эксплуатация не дала никаких реальных результатов. Зато неудачи в ходе применения стали настоящим подарком другим странам, притом весьма полезным в тот период.
Материал взят: Тут