Тройственный пакт глазами СССР ( 7 фото )
- 14.06.2020
- 12 117
Рихард Зорге
21 сентября 1940 года Рихард Зорге, советский разведчик — нелегал под агентурным псевдонимом «Рамзай», сообщает о готовности Японии подписать японо-германское соглашение. По его словам, японцы готовы подписать пакт и оказывают давление на посла Германии в Японии Отто Ойгена о скорейшем его подписании, тот же, в свою очередь, лишь ожидает согласия о подписании документа Италией. Также Зорге сообщает, что немцы будут пытаться привлечь к этому пакту Советский Союз[1].
Японский плакат, посвящённый подписанию Тройственного пакта
Тройственный пакт подписывается тремя державами 27 сентября 1940 года. В. М. Молотов пишет: «Пакт не является для Советского Союза чем-либо особенно неожиданным, как потому, что он представляет собой, по сути дела, оформление уже сложившихся отношений между Германией, Италией и Японией — с одной стороны, Англией и Соединенными Штатами Америки — с другой стороны, так и потому, что Советское правительство было информировано Германским правительством о предстоящем заключении тройственного пакта еще до его опубликования»[2]. В подтверждение слов Молотова можно привести выдержку из военного дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франца Гальдера за 30 сентября: «Фюрер направил Сталину извещение о заключении пакта с Японией за 24 часа до его подписания»[3]. В целом к Тройственному пакту советское руководство относилось достаточно неоднозначно, так И. В. Сталин писал в своём письме Чан Кайши от 16 октября 1940 года: «…Мне кажется, что заключение тройственного союза несколько ухудшает положение Китая, а отчасти также Советского Союза. Япония была до последнего времени одна, после же Тройственного пакта она уже не одна, так как имеет таких союзников, как Германия и Италия. Но ввиду противоречивого характера Тройственного пакта он, этот пакт, при известной международной обстановке может обратиться против Японии, так как он подрывает основы нейтралитета Англии и Северной Америки в отношениях с Японией»[4]. Как мы видим, пакт Сталиным считался противоречивым.
8 октября от Зорге снова поступает информация о трёхстороннем пакте. Он сообщает о заявлении военного атташе Германии Мацке и посла Отта о том, что пакт 3-х государств направлен исключительно против Америки. Оба, однако, согласны с тем, что позднее этот пакт при новых политических обстоятельствах может быть направлен и против СССР.[5]
13 октября, Берлин. Риббентроп пишет письмо Сталину, в котором делает «беглый обзор событий» за прошедший год. К концу письма он плавно подходит к Трёхстороннему пакту, приглашая, между тем, Молотова в Берлин «для дальнейшего выяснения вопросов, имеющих решающее значение для будущего наших народов, и для обсуждения их в конкретной форме»[6]. Через 9 дней, 22 октября, Риббентроп получает телеграмму от посла Германии в СССР Вернера фон дер Шуленбурга, в которой последний приводит дословный перевод ответного письма Сталина. В письме Сталин сообщает, что Молотов сможет посетить Берлин с 10 по 12 ноября, также он добавляет: «Что касается обсуждения ряда проблем совместно с Японией и Италией, то, в принципе не возражая против этой идеи, я считаю, что этот вопрос должен будет подвергнуться предварительному рассмотрению»[7].
15 ноября газета «Правда» напишет: «Во время пребывания в Берлине 12–13 ноября сего года Председатель Совета Народных Комиссаров СССР и народный комиссар иностранных дел т. В. М. Молотов имел беседу с рейхсканцлером г. А. Гитлером и министром иностранных дел г. фон Риббентропом. <…> Тов. В. М. Молотов имел также беседу с рейхсмаршалом г. Герингом и заместителем г. Гитлера по партии национал-социалистов г. Гессом»[8]. И вправду, Молотов, записав 9 ноября для себя некоторые директивы, на следующий день отправился в Берлин. Эти некоторые директивы если и не диктовались самим Сталиным[9], то, как минимум, были согласованы с ним, поэтому представляют огромный интерес для историков. В связи с исследуемой темой конкретно для нас представляет интерес первый пункт:
«1. Цель поездки
а) Разузнать действительные намерения Г[ермании] и всех участников Пакта 3-х (Г[ермании], Я[понии]) в осуществлении плана создания «Новой Европы», а также «Велик[ого] Вост[очно]-Азиатского Пространства»; границы «Нов[ой] Евр[опы]» и «Вост[очно]-Аз[иатского] Пр[остранства]»; характер госуд[арственной] структуры и отношения отд[ельных] европ[ейских] государств в «Н[овой] Е[вропе]» и в «В[осточной] А[зии]»; этапы и сроки осуществления этих планов и, по крайней мере, ближайшие из них; перспективы присоединения других стран к Пакту 3-х; место СССР в этих планах в данный момент и в дальнейшем
б) подготовить первоначальную наметку сферы интересов СССР в Европе, а также в ближней и средней Азии, прощупав возможность соглашения об этом с Г[ерманией] (а также с И[талией]), но не заключать какого-либо соглашения с Германией и И[талией] на данной стадии переговоров, имея в виду продолжение этих переговоров в Москве, куда должен приехать Риббентроп в ближайшее время»[10].
Встреча делегации Молотова 12 ноября 1940 г. в Берлине на Ангальтском вокзале
Беседа Молотова с Гитлером (посередине Густав Хильгер)
12 ноября у Молотова состоятся две беседы с Риббентропом и Гитлером, в них активно обсуждается возможность сотрудничества СССР с государствами, подписавшими Пакт 3-х[11]. На следующий день Молотов снова встречается с Риббентропом, последний при их встрече зачитывает проект соглашения четырёх держав и два проекта секретных протоколов: о разграничении главных сфер интересов и о проливах[12]. Молотов покидает Берлин.
Беседа Молотова с Риббентропом
Вернер фон дер Шуленбург
25 ноября у посла Германии в СССР Шуленбурга состоится беседа с Молотовым. В беседе Молотов сообщает условия, на которых Советский Союз готов принять проект пакта 4-х[13]. Таким образом Германия предлагала один открытый текст (см. проект соглашения) и 2 секретных протокола к нему (см. секретный протокол № 1, секретный протокол № 2), а Советский Союз соглашался на принятие основного открытого текста, но также требовал составления 5 секретных протоколов (см. условия СССР). На следующий день Шуленбург отправил телеграмму с предложениями Молотова Риббентропу.
В. Г. Деконозов
19 декабря новоиспечённый посол СССР в Германии Владимир Георгиевич Деканозов при вручении Гитлеру верительных грамот был заверен последним, что «переговоры, которые происходили здесь с В. М. Молотовым, теперь, вероятно, будут продолжены в служебном порядке»[14]. Деканозову же было невдомёк, что за день до этого, 18 декабря, Гитлером была подписана директива №21, план «Барбаросса». Для Деконозова, как и для всего советского правительства вопрос заключения соглашения повис в воздухе.
=========================================================
Проект соглашения.
Соглашение между державами Тройственного пакта — Германией, Италией и Японией, с одной стороны, и Советским Союзом — с другой стороны.
Правительства держав Тройственного пакта — Германии, Италии и Японии, с одной стороны, и правительство СССР, с другой стороны, движимые желанием на благо всех заинтересованных народов учредить в своих естественных сферах интересов в Европе, Азии и Африке новый порядок и создать твердый и прочный фундамент для их общих усилий в этом направлении, согласились в следующем.
Статья 1
В Тройственном пакте, заключенном в Берлине 27 сентября 1940 г., Германия, Италия и Япония согласились всеми возможными средствами противостоять превращению войны в мировой конфликт и совместно сотрудничать в деле скорейшего восстановления мира во всем мире. Они выражают готовность расширить свое сотрудничество с народами других стран, стремящихся к достижению той же цели. Советский Союз заявляет, что он одобряет цели держав Тройственного пакта и, со своей стороны, согласен следовать той же политической линии, что и державы Тройственного пакта.
Статья 2
Германия, Италия и Япония и Советский Союз обязуются уважать естественные сферы интересов друг друга. Поскольку эти сферы интересов соприкасаются друг с другом, державы будут постоянно консультироваться между собой о шагах, предпринимаемых для разрешения возникающих проблем.
Германия, Италия и Япония, со своей стороны, заявляют, что они признают существующие границы Советского Союза и будут уважать их.
Статья 3
Германия, Италия и Япония и Советский Союз обязуются не входить в блоки государств и не поддерживать никаких международных блоков, направленных против одной из четырех держав.
Четыре державы будут всеми силами помогать друг другу экономически, а также будут дополнять и расширять соглашения, существующие между ними.
Статья 4
Соглашение вступает в силу с момента подписания и заключено сроком на 10 лет. Правительства четырех держав заблаговременно, до истечения срока действия соглашения, будут консультироваться друг с другом относительно его продления.
Составлено в четырех оригиналах на немецком, итальянском, японском и русском языках.
Москва, 1940 г.[15]
=========================================================
Проект
Секретный протокол № 1
В связи с подписанием сегодня соглашения, заключённого между ними, представители Германии, Италии и Японии и Советского Союза заявляют следующее.
Германия заявляет, что, без учета тех территориальных изменений, которые произойдут в Европе после заключения мира, ее основные территориальные интересы лежат в Центральной Африке.
Италия заявляет, что, без учета тех территориальных изменений, которые произойдут в Европе после заключения мира, ее основные территориальные интересы лежат в Северной и Северо-Восточной Африке.
Япония заявляет, что ее основные территориальные интересы лежат в районе Восточной Азии к югу от Японской империи.
Советский Союз заявляет, что его основные территориальные интересы лежат к югу от территории Советского Союза в направлении Индийского океана.
Четыре державы заявляют, что, сохраняя за собой право регулировать отдельные несущественные вопросы, они будут взаимно уважать территориальные интересы друг друга и не станут создавать препятствий для их осуществления.
Москва, 1940 г.[16]
=========================================================
Проект
Секретный протокол № 2
к соглашению, заключенному между Германией, Италией и Советским Союзом.
По случаю подписания сегодня соглашения между Германией, Италией и Японией и Советским Союзом представители Германии, Италии и Советского Союза заявляют следующее.
Германия, Италия и Советский Союз придерживаются мнения, что в их общих интересах освободить Турцию от взятых ею на себя международных обязательств и постепенно вовлечь ее в политическое сотрудничество с ними. Они заявляют, что будут преследовать эту цель посредством тесных консультаций в соответствии с общим планом действий, который будет определен в будущем.
Германия, Италия и Советский Союз заявляют о своем согласном намерении заключить с Турцией многосторонний договор, в котором три державы признают существующие границы Турции.
Германия, Италия и Советский Союз будут совместно работать над заменой ныне действующей конвенции о Проливах, заключенной в Монтрё, новой конвенцией. По этой конвенции Советский Союз получит неограниченное право прохода через Проливы в любое время для своего Военно-морского флота, тогда как все прочие державы, за исключением черноморских держав, а также Германии и Италии, в принципе откажутся от права прохода через Проливы своих военных судов. За коммерческими судами в принципе будет, конечно же, оставлено право свободного прохода через Проливы.
Москва, 1940 г.[17]
=========================================================
Условия СССР.
СССР согласен принять в основном проект пакта четырех держав об их политическом сотрудничестве и экономической взаимопомощи, изложенный г. Риббентропом в его беседе с В. М. Молотовым в Берлине 13 ноября 1940 года и состоящий из 4 пунктов, при следующих условиях:
Если германские войска будут теперь же выведены из Финляндии, представляющей сферу влияния СССР, согласно советско-германского соглашения 1939 года, причем СССР обязывается обеспечить мирные отношения с Финляндией, а также экономические интересы Германии в Финляндии (вывоз леса, никеля);
Если в ближайшие месяцы будет обеспечена безопасность СССР в Проливах путем заключения пакта взаимопомощи между СССР и Болгарией, находящейся по своему географическому положению в сфере безопасности черноморских границ СССР, и организации военной и военно-морской базы СССР в районе Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды;
Если центром тяжести аспираций СССР будет признан район к югу от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу;
Если Япония откажется от своих концессионных прав по углю и нефти на Северном Сахалине на условиях справедливой компенсации.
Сообразно с изложенным должен быть изменен проект протокола к Договору 4-х держав, представленный г. Риббентропом о разграничении сфер влияния, в духе определения центра тяжести аспираций СССР на юге от Батума и Баку в общем направлении к Персидскому заливу.
Точно так же должен быть изменен изложенный г. Риббентропом проект протокола - Соглашения между Германией, Италией и СССР и Турцией в духе обеспечения военной и военно-морской базы СССР у Босфора и Дарданелл на началах долгосрочной аренды с гарантией 3-х держав независимости и территории Турции в случае, если Турция согласится присоединиться к четырем державам.
В этом протоколе должно быть предусмотрено, что в случае отказа Турции присоединиться к четырем державам Германия, Италия и СССР договариваются выработать и провести в жизнь необходимые военные и дипломатические меры, о чем должно быть заключено специальное соглашение.
Равным образом должны быть приняты: третий секретный протокол между СССР и Германией о Финляндии; четвертый секретный протокол между СССР и Японией об отказе Японии от угольной и нефтяной концессий на Северном Сахалине; пятый секретный протокол между СССР, Германией и Италией с признанием того, что Болгария, ввиду ее географического положения, находится в сфере безопасности черноморских границ СССР, в связи с чем считается политически необходимым заключение пакта о взаимопомощи между СССР и Болгарией, что ни в какой мере не должно затрагивать ни внутреннего режима Болгарии, ни ее суверенитета и независимости[18].
=========================================================
[1] Военная разведка информирует. Документы Разведуправления Красной Армии. Январь 1939 — июнь 1941 г. 464 стр.
[2] СССР — Германия. 1939-1941. Секретные документы. 241-242 стр.
[3] Гальдер Ф. Военный дневник. Ежедневные записи начальника Генерального штаба Сухопутных войск 1939-1942 гг.
[4] Кошкин А. А. Японский фронт маршала Сталина. Факты. Документы. 80 стр.
[5] Военная разведка информирует. Документы Разведуправления Красной Армии. Январь 1939 — июнь 1941 г. 477 стр.
[6] СССР — Германия. 1939-1941. Секретные документы. 243–250 стр.
[7] Там же. 253–254 стр.
[8] Там же. 303–304 стр.
[9] Безыменский Л. А. Гитлер и Сталин перед схваткой.
[10] 1941 год: В 2 кн. Кн.1. — М.: Междунар. фонд «Демократия», 1998. 349 стр.
[11] Там же. 356–366 стр.
[12] Там же. 385–392 стр.
[13] 1941 год: В 2 кн. Кн.1. — М.: Междунар. фонд «Демократия», 1998. 415–416 стр.
[14] Там же. 455–457 стр.
[15] СССР — Германия. 1939-1941. Секретные документы. 300–301 стр.
[16] Там же. 302 стр.
[17] Там же. 302–303 стр.
[18] 1941 год: В 2 кн. Кн.1. — М.: Междунар. фонд «Демократия», 1998. 416–417 стр.
Материал взят: Тут