Тираны в юбках, швейцарский революционер и антифеминизм ( 4 фото )

Это интересно

Я в мужские антифеминистические паблики никогда не хожу. Даже если для дела надо. Даже если требуется в ходе работы над постом увязать некоторые исторические моменты с нашей суровой действительностью. Я вам больше скажу - из обычных ламповых блогов, посвященных отношениям МиЖ, меня обычно как ветром выносит после первой страницы комментариев, если политика модерирования недостаточно жесткая. Набежавшие доморощенные психологи и социологи не устают разъяснять всю бесполезность существования баб, описывать их (нашу) гнилую меркантильную сущность, выданную самой природой в базовой комплектации при рождении, и приводить доказательства существования особой женской логики, которая и не логика вовсе, а полный идиотизм. И почему меня это так нервирует, спросите вы? Наверное, потому, что я, будучи женщиной, существо «слабое, хрупкое, нетерпеливое, немощное» - в полном соответствии с научными трудами нашего сегодняшнего героя, который свое стойкое женоненавистничество умудрялся вплетать в политическую и религиозную пропаганду, причем довольно успешно. Любое современное нам антифеминистическое движение он мог бы возглавить как нефиг делать под аплодисменты восторженных почитателей. Немного извиняет его то, что жил и творил он в шестнадцатом веке. А вот его ярым последователям открыть бы календарь, почитать, чего там пишут: двадцать первый век, то да се…


Джон Нокс. Изображение с сайта encyclopedia.christian.by

Шотландский проповедник Джон Нокс очень не любил женщин. Хотя как сказать - не любил… Не был он неудачником на половом фронте, был дважды женат на вполне приятных женщинах, детей у него в общей сложности штук пять было.

В профессиональной деятельности тоже не сказать, что какие-то проблемы с самореализацией. Происходил из шотландской дворянской семьи, получил хорошее образование, знал древние языки, отлично разбирался в Священном писании, готовился в католические священники. Собственно, и стал католическим священником, но потом набрался радикальных протестантских идей от проповедника Джорджа Уишарта и перековал себя в такого же непримиримого протестанта. Для идейного вдохновителя Нокса - Уишарта - все кончилось плохо: его сожгли за ересь. Протестанты не потерпели такого хамства, взяли штурмом замок Сент-Эндрюс и убили окопавшегося там кардинала Битона, виновника смерти Уишарта. Нокс в заварухе не участвовал, но, когда пришли французы с целью отомстить за кардинала и прищучить всяких там поганых еретиков-протестантов, его загребли вместе со всеми и отправили на галеры, где он ударно трудился целых полтора года. Понятно, что рабский труд на галерах характер отнюдь не смягчает и в нежную фиалку человека не превращает, а ломает его или закаляет, если изначально есть что закалять. Нокс закалился, прямо как сталь, и был полон решимости протестантскую борьбу продолжать и внедрять в массы свои идеи.

После освобождения Нокс отправился в Англию, потому что там правил протестантски настроенный король Эдуард VI и ничто не мешало читать пламенные проповеди в протестантском духе. Правда, Нокс не совсем сходился во взглядах с тамошней официальной церковью, представители которой, с его точки зрения, сопли жевали и носились со своей пошлой епископальной системой, унаследованной от католичества, как курица с яйцом. Только радикальный кальвинизм, только хардкор! Некоторые сторонились Нокса из-за его непримиримой позиции и неготовности к компромиссам, некоторые пальцем у виска крутили, но все же пока не били и работать протестантским лайф-коучем не запрещали. Пусть льет воду на мельницу Реформации, пусть мочит папистов, все на пользу.

Однако юный король оказался слаб здоровьем и умер после шести лет нахождения на престоле. Его опекуну герцогу Нортумберленду не удалось пропихнуть на трон королевскую родственницу протестантского вероисповедания - свои права на корону отстояла старшая сестра покойного короля, Мария Тюдор, ярая католичка, полная решимости взасос дружить с Испанией и реставрировать католичество на английской территории. Узнав об этом, Нокс первым делом зашел на сайт airbnb (не реклама) и забронировал себе жилье в Женеве, Швейцария. Конечно, пастор Шлаг Нокс совсем не умел ходить на лыжах, однако отчетливо осознавал, что лыжи надо смазывать максимально оперативно. Чтобы не спалиться - причем в самом прямом смысле этого слова. Королева Мария, ласково прозванная впоследствии Кровавой Мэри, любила немножко позажигать - дровишки под ногами особо деятельных критиков католической доктрины. Конечно, поначалу она выказывала некоторую терпимость и призывала к умеренности, но такую фигуру, как Нокс, вряд ли обошла бы своим высочайшим вниманием. Лично бы коробок спичек купила. Поэтому только лыжи Швейцария.


А. Мор. Мария Тюдор. Изображение из Википедии

В Швейцарии Нокс, прямо как Ленин, занимался революционной деятельностью и выпускал трактаты и памфлеты. Вдохновленный восшествием на престол Марии Тюдор, он накатал произведение, за которое ему до сих пор икается на том свете его до сих пор помнят и любят - «Первый трубный глас против чудовищного правления женщин», в котором смешались кони, люди, тупые бабы, ненависть к католичеству и право народа убить тирана, если он, тиран, баба действует против Бога.

Так вот, с чего я начала - Нокс женщин не любил. То есть самих-то вполне любил, но не слишком высоко оценивал их умственные и нравственные качества и совсем из себя выходил, когда женщины пытались идти против своей природы и своего предназначения, определенного для них лично Богом. У Нокса были совершенно четко обозначенные представления о том, что есть женщина и для чего она нужна, почерпнутые из трудов ученых отцов церкви - в частности, Блаженного Августина, по поводу которого не сошлись во мнениях Арамис и Д’Артаньян. Женщина должна служить мужчине, ни для чего больше она не пригодна. Дай ей что-то самостоятельно решать - тут же нарвешься на крупные неприятности. Вон как Ева уговорила Адама яблочко скушать - и все, накрылась медным тазом райская жизнь, пошел Адам добывать пищу в поте лица своего. Даже сегодня, когда средний городской житель обливается потом только в спортзале или максимум по воскресеньям на огороде у тещи если теща с таким же непримиримым характером, как у Нокса, все равно все неприятности первых людей обычно ставят в вину Еве. Какого черта более совершенный человек, мужчина, послушно сожрал немытый фрукт, предложенный глупой бабой, не уточняется.

И получилось так, что у этих глупых и развращенных последовательниц Евы внезапно оказалась в руках государственная власть - в Англии и Шотландии. Ничего сенсационного, история и раньше знала примеры женщин-правительниц, но у Джона Нокса пригорело именно от нахождения на тронах Марии Тюдор и малолетней Марии Стюарт, за которую правила ее мать, француженка Мария де Гиз. Трудно сказать, что больше бесило яростного обличителя - принадлежность всех упомянутых Марий к женскому полу или их католическое вероисповедание. Возможно, он даже разбираться не стал. Что вижу, то пою, стоит передо мной женщина-королева-католичка - я по ней асфальтовым катком пройдусь, не пощадив ни пола, ни должности, ни религии. В совокупности, так сказать.


Мария де Гиз. Изображение из Википедии

Один из главных тезисов ноксовской работы гласил: допустить женщину к управлению Камазом или к власти - противно природе, оскорбительно для Бога, это деяние, противоречащее Его воле. Тогда сразу возникает вопрос: а кто же женщину допускал к власти в шестнадцатом веке, какая, простите, сволочь взяла на себя такой грех и так ужасно оскорбила Бога, трудоустроив, например, Марию Тюдор на должность английского монарха? Пушкин Папа римский? А вот и нет. Если ты старшая (или единственная) дочка почившего короля, братья твои умерли, салического закона в твоей стране нет - будь любезна, впрягайся, то есть надевай корону и бери власть в руки, неси ответственность за страну, а что поделать? Для человека, жившего в те темные времена, вполне естественно было понимать, что это именно Бог привел данную тетеньку к власти и поставил управлять всеми, в том числе мужчинами. Не хотел бы Бог ее правления, дал бы ее папеньке побольше сыновей - для гарантии.

Но чихал наш любимый Джон Нокс на такие хлипкие доводы. Нельзя допускать бабу к трону - и все тут. А если она все-таки туда влезла - она тиран по умолчанию. Узурпатор. Вот мужчине-правителю, чтобы стать тираном, хоть какие-то тиранические действия совершить необходимо: грубо отобрать власть у более законных наследников, поубивать побольше невинного народу, рассовать оппозицию по тюрьмам, присвоить чужое имущество. И то мало будет для приобретения репутации тирана, еще и отцом нации обзовут и в ножки поклонятся. А тут проще. Баба? У власти? Все, тиран. И можно тебя уже идти свергать, вооружившись вилами и топорами.

Кстати, вот эта мысль - о праве народа на свержение тирана - она главная в памфлете, хотя и основательно закопана в шелуху жено- и католиконенавистничества. Она предвещает новый тип взаимоотношения народа и власти и новый принцип распределения ролей. Слишком прогрессивной эта идея была для того времени, не все оценили.

Памфлет вышел, собрал много лайков и коментов в стиле «аффтар, пеши исчо», автор остался доволен: еще бы, уделал этих католических куриц! И все бы хорошо, но ту на престол Англии опять взошла (что ты будешь делать!) женщина - Елизавета Тюдор, наследница своей старшей сестры. Поскольку она симпатизировала идеям протестантизма, о католических репрессиях можно было забыть, и Нокс засобирался в Англию - предложить свои услуги как протестантского пропагандиста и попросить помощи для Шотландии, стонущей под игом французских католических теток. И был чрезвычайно удивлен, что дверь новая королева захлопнула прямо у него перед носом, то есть запретила въезд в страну. Наложила, так сказать, на Нокса персональные санкции.

А все потому, что прочитала его хайповое творение про чудовищное правление женщин. И обиделась. Это еще раз доказывает (как будто нужны доказательства!), что Елизавета была самой что ни на есть женщиной, а вовсе не переодетым мужиком. Мужик похихикал бы в кулак, да и все. А Елизавета страшно оскорбилась. Нокс понял, что налажал. Надо было в своем памфлете прямо указывать имена и должности, чтобы протестантская королева, на которую вся надежда, на свой счет всякие обзывательства не принимала. Попытался обратиться к королеве через Сесила: мол, я Священное писание наизусть знаю, я ее величество так пропиарю с помощью библейских аналогий - пальчики оближете! Вот, допустим, пусть она, как Дебора, поведет свой народ туда, куда надо, а?

Хрен тебе, через Сесила же ответила Елизавета. Я на троне не потому, что у меня какая-то особая миссия и спецзадание, а потому что Бог меня сюда привел. Это Его святая воля. И никакая я не курица, и мозги у меня есть. Так что давай, дорожный сундук, пристань, Шотландия.

Пришлось Ноксу отправиться в родную Шотландию и замутить там протестантскую революцию, которая в итоге и победила, покончив с католическим французским владычеством. Правда, пришлось прибегнуть к помощи Англии. Сесил однажды пришел к королеве и сказал: Елизавета Генриховна, тут Нокс просит денег и войска ввести, может, поможем? Зачем нам под боком католическая Шотландия с французским управлением? Гораздо симпатичнее выглядит Шотландия протестантская, которая с удовольствием будет есть у нас с рук. Нокс? - переспросила Елизавета. Если для него важна половая принадлежность спонсора, пусть он сам себя и спонсирует. Этому ни денег, ни войск не дам! Так можно и не с ним переговоры вести, а, например, с графом Арраном, если вам так психологически легче, возразил Сесил. На том и порешили.

В общем, революция победила, Мария де Гиз умерла, Эдинбургский договор был заключен, французские войска с территории Шотландии выведены, а протестантская религия объявлена официальной. Так что шотландская королева Мария Стюарт, вернувшаяся на родину после смерти своего мужа - французского короля, оказалась совсем в другой стране - не в той, которую знала в детстве. Вскоре после возвращения Мария имела беседу с Ноксом, который в изысканных выражениях заверил ее, что она никто и звать ее никак, потому что женщина и католичка. Это несколько разнилось с представлением Марии о самой себе как королеве и хозяйке своей страны, но ничего поделать она не могла, только плакала и глаза платочком вытирала.


Samuel Sidley. Мария, королева Шотландии, и Джон Нокс. Изображение с сайта maria-stuart.ru

Нокс все время высказывался о королеве как об идолопоклоннице и агенте Госдепа Рима. Характер его с возрастом не улучшался, а тут еще бабы как взбесились: так и полезли к тронам, будто там им и место! Тут тебе и Екатерина Медичи, и Мария Венгерская, и Жанна Наваррская! Ни стыда ни совести, ей-Богу! Хотя Жанна Наваррская, как и Елизавета Английская, протестантка, все равно срамота. А Мария Стюарт уж такая зараза, что плюнул бы в нее и взашей из дворца бы вытолкал! Нокс так бурно радовался истории с убийством секретаря Марии, Давида Риччо, что принужден был бежать в Англию. А то как бы от радости не лопнуть.

В Шотландию он вернулся незадолго до свержения Марии Стюарт. То-то старик порадовался! Но в новом правительстве солидной должности ему не нашлось, потому что кому нужен такой бескомпромиссный товарищ, режущий правду-матку по поводу и без повода. Так что трудился священник-проповедником, считается основателем пресвитерианской церкви. Умереть, как ни странно, ему удалось своей смертью. Хорошо, что в политику глубоко не полез после победы протестантских лордов, а то если бы не зарубили на улице из-за политических разногласий, то свои же коллеги точно чернильницей в лоб бы съездили на первом же заседании - при его-то манере общаться и излагать свою позицию!

Мораль: даже в шестнадцатом веке идеи о неполноценности женщин, подкрепленные железобетонным авторитетом отцов церкви, не всегда выдерживали столкновение с суровой реальностью и в особых случаях влекли за собой денежные и репутационные потери для тех, кто их, идеи, транслировал. Сейчас же, когда двадцать первый век вовсю шагает по планете, с такими идеями надо быть в разы осторожнее. Что и с какой стороны прилетит - неизвестно. Но прилетит обязательно. Практика показала.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация