Какой была эпоха Средневековья? ( 3 фото )
- 21.05.2016
- 3 301
Лично мне интересно смотреть фильмы, в которых есть момент с передвижением во времени, и интереснее всего смотреть, когда передвижение идет в прошлое. Там, так много интересного и неизведанного, давайте сегодня изведаем эпоху Средневековья.
— Почему вы выбрали именно эту историческую эпоху?
Средневековье я не выбирала, оно само выбралось. Мне нравится средневековая миниатюра. Музеи и библиотеки оцифровывают свои коллекции, манускрипты стали доступны. Иллюстраций в рукописях бесчисленное множество, они прекрасны и часто непонятны. А мне нравится разгадывать загадки. В детстве я хотела стать следователем, раскрывать хитрости и героически бороться со злодеями.
Другие эпохи тоже интересны. Учась на истфаке, я специализировалась на отечественной истории с 1917 года, занималась диссидентами. После защиты диплома оставляли на кафедре, но научный руководитель — завкафедрой, полковник КГБ-ФСБ, нежной фразой: «Ты же понимаешь, что должна будешь со мной спать», — сбил мой исследовательский пыл. К тому же корочки кандидата наук во второй половине 1990-х не выглядели ценной вещью.
— Что из того, что вы знаете про Средневековье, вы предпочли бы забыть?
Я так много забываю нужной информации, что предпочла бы всё-таки истории и обычаи помнить.
Например, любовные забавы из самого начала Средних веков. Позор «смрада супружеской измены» (выражение закона бургундов) смывался смертью изменницы. Законы различались только деталями: кто может убить неверную и что лучше очищает: болотная тина, меч, огонь или вода. Могли и просто развестись. А вот если жена сама осмеливалась уйти от мужа, её надлежало задушить и бросить в болото, поскольку сделать она это могла только ради супружеской измены. Так было у бургундов и галло-римлян (надеюсь, ничего не путаю). Франки даже мужчин ограничивали: если свободный вступал в связь с чужой рабыней, и сие получало огласку, то виновник превращался в раба. Закон суров, но это закон.
Из зрелого Средневековья неловко вспоминать, что врачам приходилось принимать анализы буквально — пробуя мочу пациентов на вкус. Медики с XIII века чуть ли ни всю медицинскую диагностику сводили к уроскопии, зато и высот в ней достигли.
— Как вы думаете, почему появился миф об отсутствии гигиены в Средние века?
Потому что кто-то пытается засунуть в одну кадушку для купания людей VII и XVI века из разных мест и социальных слоёв. А массы верят всему, что написано в интернете. Вырвали из контекста, притянули за уши, смешали в кучу всякое из разных времен и культур, сенсационный заголовок, шок читателя — лайк, шер, репост. В какой-то момент интернет-посты с потерянным авторством попадают в книги, зачастую слово в слово, в том числе книги авторов со степенями, и отделить миф от правды становится непросто. Кто пишет, что британская королевская семья — рептоиды тоже, ведь, «доказательства» приводят.
Одним из авторов мифа стал французский историк Жюль Мишле, который ввёл понимание Возрождения как особого исторического периода. В 1862 году в книге «Ведьма» Мишле восклицал «Тысяча лет без бань!».
Он не прав, однако миф никогда не является полным вымыслом, в нем всегда часть — реальные события, явления, факты. Сейчас есть два мифа: о грязном средневековье и о чистом средневековье. Обе позиции однобоки.
Гигиена тела в Средние века стояла неизмеримо ниже, чем в Античности или в XIX веке, но бани существовали, ванны были широко распространены. Нарушение правил личной гигиены стало характерно для второй половины XVI века и эпохи барокко, а это стали отодвигать во времени назад и образовалось общепринятое мнение.
Если коротко. Культурные конструкции наши и средневекового человека — разные, что для нас грязь, для них таковым не являлось. Церковь учила, что благочестивый христианин должен заботиться о душе, а не о теле. Но Средневековье не было наполнено одной духовностью.
Об индивидуальных привычках домашнего купания в Средние века известно мало. Омовения воспринималось часто как медицинская процедура. В Италии, в христианской части Испании, в Англии и Германии рядом с водоёмами появлялись водолечебные заведения. Самым знаменитым стало заведение в Путеолах /Поццуоли на севере Неаполитанского королевства, о нем вещала популярная в XIII веке поэма Петра Эболийского, сохранились её иллюстрированные списки.
В XIII веке публичные бани — купальни существовали во многих городах, включая и маленькие городки. Купальни со временем стали пристанищем проституции, а это сурово осуждалось Церковью. В том же XIII веке появилось нижнее белье, которое можно было менять — отпала практическая необходимость содержать тело в чистоте. Теперь одежду от загрязнения нечистым телом защищало белье. А одежда-то стоит дорого, её надо беречь. Важно, чтобы были вымыты открытые части тела — лицо и руки.
При этом к воде относились настороженно. Медики определяли воду как одну из возможных внешних причин болезней. Считалось, что при погружении тела в воду, особенно горячую, открываются поры, через которые вода проникает внутрь. Тем самым тело становится уязвимым, может заразиться. В Европе не были приняты бани с высокой температурой, а в одной порции тёплой воды в кадках зачастую мылось много людей: хозяева, слуги и другие лица. Нам это кажется странным, но человек средневековья не отделял себя кардинально от окружающих. Так, долгое время ели из одной посуды, спали по два или несколько человек в одной постели; секс, отправление естественных потребностей не были окружены стеной стеснительности. И, кстати, обзаводиться особой тарелкой или вилкой стали изначально вовсе не из гигиенических соображений, а из-за социального престижа. Неудивительно, что вода, в которой помылось много людей, служила источником заражений. Чума; сифилис, завезенный в конце XV века из Америки; остальные болезни учили избегать воды.
Кстати говоря, часто бывает, что в постах про чисто вымытую средневековую Европу приводится как типичные картинки средневековой бани, на самом деле показывает сцену из времен Древнего Рима и клеймит пороки роскоши и похоти. {Например: «Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение „для благородных“» GUNTER_SPB в Журнале ЖЖ}. Это иллюстрация к сочинению языческого автора I в. н.э. Валерия Максима «Достопамятные деяния и изречения римлян» — сборника рассказов о древних героях, обычаях и морали, широко распространенного в Средние века. Писатель книгу посвятил Тиберию, поэтому на таких банных миниатюрах всегда присутствует пара — император Тиберий в сопровождении Валерия Максима. Подобные картинки — к главе 1 книги 9 «О роскоши и похоти», эпизод о богатом римлянине Сергие Орате, который первый, ради наслаждения придумал «висячие» бани.
[Гай Сергий Сил Ората — претор 97 г. до н.э., известен своим гурманством и страстью к роскоши; считается изобретателем (80 до н.э.) гипокаустов — способа отопления пола и стен, применявшегося затем в термах. Ората построил себе баню над подвалом, наполненным горячим воздухом (гипокаустом) и использовал его для разведения рыб.]
Так художники XV века представляли древнеримские развлечения в термах разгульного язычника Сергия Ората. Понятно, что миниатюристы опирались на современные им образцы, но всё же контекст меняет дело, так же как проституция и чистота немного разные вещи.
— Какая из средневековых легенд вас поражает больше всего?
В легендах можно утонуть, лучше вспомнить короткую молитву одной молодой бретонской незамужней крестьянки: «Матерь Божья, зачавшая без греха! Помоги мне грешить без зачатия!». Это совершенно чудесное порождение народной веры записано в начале Нового времени.
— Почему в Средние века было так много непристойных изображений из рубрики 18+?
Это они для нас с вами 18+, а для человека средневековья, который был гораздо ближе к природе, они таковыми не являлись. Пикантных картинок не так много, просто они растиражированы, а наше сознание выхватывает их.
По поводу значения иллюстраций с фаллосами на полях рукописей есть мнение, что никакого скрытого символизма в них нет, цель их — привлечь внимание читателя, развлечь и помочь ориентироваться в тексте. Что служили они чем-то вроде закладок для облегчения поиска нужного места в книге. По поводу закладок соглашусь, а об отсутствии смысла — далеко не во всех случаях.
Сегодня нам трудно интерпретировать эти изображения, то, что в наши дни кажется непристойным, в какие-то времена было абсолютно нормальным. Заложенные символ, сатира, намёк, послание были понятны. Так, по поводу фрески, условно называемой «Древо плодородия» из Масса-Мариттимы, регион Тоскана, примерно 1265 г., проводятся целые научные конференции, проясняющие что же хотел сказать автор: возможно и что-то политическое.
Возьмём, к примеру, одну из известных картинок на полях «Романа о Розе», экземпляра XIV века из Национальной библиотеки Франции, Français 25526, стр. 160r (+ подобная на 106v).
[Средневековый бестселлер «Роман о Розе» /Le Roman de la Rose — вершина французской дидактико-аллегорической поэзии, получившей огромное распространение в XIII в.; одно из самых великих произведений средневековой литературы. Первая часть романа написана в 1220-е годы Гильомом де Лоррис, который не успел довести своё произведение до конца (оно обрывается на 4058 стихе). Завершил роман в 1260-70-е годы ученый клирик Жан де Мён (ок. 1237-1305). Вторая часть содержит около 18 000 стихов.]
Автор второй части «Романа о Розе» Жан де Мён в числе прочего показывает, что современный ему мир полон зла и противоречий, он особо ополчается против женщин — их кокетства, непостоянства, двуличия и против пороков монашества. Я сам «Роман о Розе» не читала (русский перевод сделан недавно и не сильно доступен), но, кажется, у этих изображений нет прямой связи с текстом. Могу ошибаться. Героями соседних неприличных иллюстраций выступают монахи обоих полов. На мой взгляд, на картинках соединение пародии на монашество с распространенным сюжетом о женщинах, которые могут чародейским искусством удалять мужской детородный орган.
Такое поверье вошло в более поздний трактат «Молот ведьм», написанный в 1466 году. Там сказано, что это действо — всем известное злодеяние:
«Наконец, что нужно думать о тех ведьмах, которые такие члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно? Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнезда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: «Нет, этот не тронь, — и при этом добавила, — он принадлежит одному попу». [«Молот ведьм», глава 7. Генрих Крамер и Якоб Шпренгер. Перевод Николая Цветкова]
В трактате разъясняется, что физически орган на месте, но под дьявольским наваждением обманываются чувства зрителей: «Никоим образом не должно верить, что подобные члены вырываются или отделяются от тела благодаря чародейству, они скрываются демонами так, что нельзя их ни видеть, ни осязать».
«Прекрасный XIII век», век расцвета готики, принес в искусство эмоции и смех. Поля рукописей служили пространством, где художники и заказчики могли пошалить, иногда изобразив скандальные и неприличные сюжеты. Помимо развлечения, маргиналии выступали своего рода местом сопротивления церковной цензуре. Отношение Церкви к смеху было терпимым, если не задевались фундаментальные основы христианства и пародии не выходили за пределы «низких» жанров.
— Почему вы выбрали именно эту историческую эпоху?
Средневековье я не выбирала, оно само выбралось. Мне нравится средневековая миниатюра. Музеи и библиотеки оцифровывают свои коллекции, манускрипты стали доступны. Иллюстраций в рукописях бесчисленное множество, они прекрасны и часто непонятны. А мне нравится разгадывать загадки. В детстве я хотела стать следователем, раскрывать хитрости и героически бороться со злодеями.
Другие эпохи тоже интересны. Учась на истфаке, я специализировалась на отечественной истории с 1917 года, занималась диссидентами. После защиты диплома оставляли на кафедре, но научный руководитель — завкафедрой, полковник КГБ-ФСБ, нежной фразой: «Ты же понимаешь, что должна будешь со мной спать», — сбил мой исследовательский пыл. К тому же корочки кандидата наук во второй половине 1990-х не выглядели ценной вещью.
— Что из того, что вы знаете про Средневековье, вы предпочли бы забыть?
Я так много забываю нужной информации, что предпочла бы всё-таки истории и обычаи помнить.
Например, любовные забавы из самого начала Средних веков. Позор «смрада супружеской измены» (выражение закона бургундов) смывался смертью изменницы. Законы различались только деталями: кто может убить неверную и что лучше очищает: болотная тина, меч, огонь или вода. Могли и просто развестись. А вот если жена сама осмеливалась уйти от мужа, её надлежало задушить и бросить в болото, поскольку сделать она это могла только ради супружеской измены. Так было у бургундов и галло-римлян (надеюсь, ничего не путаю). Франки даже мужчин ограничивали: если свободный вступал в связь с чужой рабыней, и сие получало огласку, то виновник превращался в раба. Закон суров, но это закон.
Из зрелого Средневековья неловко вспоминать, что врачам приходилось принимать анализы буквально — пробуя мочу пациентов на вкус. Медики с XIII века чуть ли ни всю медицинскую диагностику сводили к уроскопии, зато и высот в ней достигли.
— Как вы думаете, почему появился миф об отсутствии гигиены в Средние века?
Потому что кто-то пытается засунуть в одну кадушку для купания людей VII и XVI века из разных мест и социальных слоёв. А массы верят всему, что написано в интернете. Вырвали из контекста, притянули за уши, смешали в кучу всякое из разных времен и культур, сенсационный заголовок, шок читателя — лайк, шер, репост. В какой-то момент интернет-посты с потерянным авторством попадают в книги, зачастую слово в слово, в том числе книги авторов со степенями, и отделить миф от правды становится непросто. Кто пишет, что британская королевская семья — рептоиды тоже, ведь, «доказательства» приводят.
Одним из авторов мифа стал французский историк Жюль Мишле, который ввёл понимание Возрождения как особого исторического периода. В 1862 году в книге «Ведьма» Мишле восклицал «Тысяча лет без бань!».
Он не прав, однако миф никогда не является полным вымыслом, в нем всегда часть — реальные события, явления, факты. Сейчас есть два мифа: о грязном средневековье и о чистом средневековье. Обе позиции однобоки.
Гигиена тела в Средние века стояла неизмеримо ниже, чем в Античности или в XIX веке, но бани существовали, ванны были широко распространены. Нарушение правил личной гигиены стало характерно для второй половины XVI века и эпохи барокко, а это стали отодвигать во времени назад и образовалось общепринятое мнение.
Если коротко. Культурные конструкции наши и средневекового человека — разные, что для нас грязь, для них таковым не являлось. Церковь учила, что благочестивый христианин должен заботиться о душе, а не о теле. Но Средневековье не было наполнено одной духовностью.
Об индивидуальных привычках домашнего купания в Средние века известно мало. Омовения воспринималось часто как медицинская процедура. В Италии, в христианской части Испании, в Англии и Германии рядом с водоёмами появлялись водолечебные заведения. Самым знаменитым стало заведение в Путеолах /Поццуоли на севере Неаполитанского королевства, о нем вещала популярная в XIII веке поэма Петра Эболийского, сохранились её иллюстрированные списки.
В XIII веке публичные бани — купальни существовали во многих городах, включая и маленькие городки. Купальни со временем стали пристанищем проституции, а это сурово осуждалось Церковью. В том же XIII веке появилось нижнее белье, которое можно было менять — отпала практическая необходимость содержать тело в чистоте. Теперь одежду от загрязнения нечистым телом защищало белье. А одежда-то стоит дорого, её надо беречь. Важно, чтобы были вымыты открытые части тела — лицо и руки.
При этом к воде относились настороженно. Медики определяли воду как одну из возможных внешних причин болезней. Считалось, что при погружении тела в воду, особенно горячую, открываются поры, через которые вода проникает внутрь. Тем самым тело становится уязвимым, может заразиться. В Европе не были приняты бани с высокой температурой, а в одной порции тёплой воды в кадках зачастую мылось много людей: хозяева, слуги и другие лица. Нам это кажется странным, но человек средневековья не отделял себя кардинально от окружающих. Так, долгое время ели из одной посуды, спали по два или несколько человек в одной постели; секс, отправление естественных потребностей не были окружены стеной стеснительности. И, кстати, обзаводиться особой тарелкой или вилкой стали изначально вовсе не из гигиенических соображений, а из-за социального престижа. Неудивительно, что вода, в которой помылось много людей, служила источником заражений. Чума; сифилис, завезенный в конце XV века из Америки; остальные болезни учили избегать воды.
Кстати говоря, часто бывает, что в постах про чисто вымытую средневековую Европу приводится как типичные картинки средневековой бани, на самом деле показывает сцену из времен Древнего Рима и клеймит пороки роскоши и похоти. {Например: «Вот типичная картинка XIV века — мы видим весьма роскошное заведение „для благородных“» GUNTER_SPB в Журнале ЖЖ}. Это иллюстрация к сочинению языческого автора I в. н.э. Валерия Максима «Достопамятные деяния и изречения римлян» — сборника рассказов о древних героях, обычаях и морали, широко распространенного в Средние века. Писатель книгу посвятил Тиберию, поэтому на таких банных миниатюрах всегда присутствует пара — император Тиберий в сопровождении Валерия Максима. Подобные картинки — к главе 1 книги 9 «О роскоши и похоти», эпизод о богатом римлянине Сергие Орате, который первый, ради наслаждения придумал «висячие» бани.
[Гай Сергий Сил Ората — претор 97 г. до н.э., известен своим гурманством и страстью к роскоши; считается изобретателем (80 до н.э.) гипокаустов — способа отопления пола и стен, применявшегося затем в термах. Ората построил себе баню над подвалом, наполненным горячим воздухом (гипокаустом) и использовал его для разведения рыб.]
Так художники XV века представляли древнеримские развлечения в термах разгульного язычника Сергия Ората. Понятно, что миниатюристы опирались на современные им образцы, но всё же контекст меняет дело, так же как проституция и чистота немного разные вещи.
— Какая из средневековых легенд вас поражает больше всего?
В легендах можно утонуть, лучше вспомнить короткую молитву одной молодой бретонской незамужней крестьянки: «Матерь Божья, зачавшая без греха! Помоги мне грешить без зачатия!». Это совершенно чудесное порождение народной веры записано в начале Нового времени.
— Почему в Средние века было так много непристойных изображений из рубрики 18+?
Это они для нас с вами 18+, а для человека средневековья, который был гораздо ближе к природе, они таковыми не являлись. Пикантных картинок не так много, просто они растиражированы, а наше сознание выхватывает их.
По поводу значения иллюстраций с фаллосами на полях рукописей есть мнение, что никакого скрытого символизма в них нет, цель их — привлечь внимание читателя, развлечь и помочь ориентироваться в тексте. Что служили они чем-то вроде закладок для облегчения поиска нужного места в книге. По поводу закладок соглашусь, а об отсутствии смысла — далеко не во всех случаях.
Сегодня нам трудно интерпретировать эти изображения, то, что в наши дни кажется непристойным, в какие-то времена было абсолютно нормальным. Заложенные символ, сатира, намёк, послание были понятны. Так, по поводу фрески, условно называемой «Древо плодородия» из Масса-Мариттимы, регион Тоскана, примерно 1265 г., проводятся целые научные конференции, проясняющие что же хотел сказать автор: возможно и что-то политическое.
Возьмём, к примеру, одну из известных картинок на полях «Романа о Розе», экземпляра XIV века из Национальной библиотеки Франции, Français 25526, стр. 160r (+ подобная на 106v).
[Средневековый бестселлер «Роман о Розе» /Le Roman de la Rose — вершина французской дидактико-аллегорической поэзии, получившей огромное распространение в XIII в.; одно из самых великих произведений средневековой литературы. Первая часть романа написана в 1220-е годы Гильомом де Лоррис, который не успел довести своё произведение до конца (оно обрывается на 4058 стихе). Завершил роман в 1260-70-е годы ученый клирик Жан де Мён (ок. 1237-1305). Вторая часть содержит около 18 000 стихов.]
Автор второй части «Романа о Розе» Жан де Мён в числе прочего показывает, что современный ему мир полон зла и противоречий, он особо ополчается против женщин — их кокетства, непостоянства, двуличия и против пороков монашества. Я сам «Роман о Розе» не читала (русский перевод сделан недавно и не сильно доступен), но, кажется, у этих изображений нет прямой связи с текстом. Могу ошибаться. Героями соседних неприличных иллюстраций выступают монахи обоих полов. На мой взгляд, на картинках соединение пародии на монашество с распространенным сюжетом о женщинах, которые могут чародейским искусством удалять мужской детородный орган.
Такое поверье вошло в более поздний трактат «Молот ведьм», написанный в 1466 году. Там сказано, что это действо — всем известное злодеяние:
«Наконец, что нужно думать о тех ведьмах, которые такие члены в большом количестве, до двадцати или тридцати членов зараз, скрывают в птичьем гнезде или ящике, где они движутся, как живые, и принимают пищу, что многие видели и что повсеместно известно? Некто рассказывал, что когда он потерял член и обратился за восстановлением своего здоровья к ведьме, та приказала ему подняться на дерево и из находившегося там гнезда, в котором лежало большое количество членов, взять себе один. Когда тот хотел взять из них один побольше, ведьма сказала: «Нет, этот не тронь, — и при этом добавила, — он принадлежит одному попу». [«Молот ведьм», глава 7. Генрих Крамер и Якоб Шпренгер. Перевод Николая Цветкова]
В трактате разъясняется, что физически орган на месте, но под дьявольским наваждением обманываются чувства зрителей: «Никоим образом не должно верить, что подобные члены вырываются или отделяются от тела благодаря чародейству, они скрываются демонами так, что нельзя их ни видеть, ни осязать».
«Прекрасный XIII век», век расцвета готики, принес в искусство эмоции и смех. Поля рукописей служили пространством, где художники и заказчики могли пошалить, иногда изобразив скандальные и неприличные сюжеты. Помимо развлечения, маргиналии выступали своего рода местом сопротивления церковной цензуре. Отношение Церкви к смеху было терпимым, если не задевались фундаментальные основы христианства и пародии не выходили за пределы «низких» жанров.
Материал взят: Тут