Святой и благоверный жмот Иван Калита ( 1 фото )

Это интересно




Откройте список святых и благоверных русских князей. В нем есть масса прекрасных персонажей, отличившихся исключительной кротостью и любовью к ближнему. Например, княгиня Ольга с ее радушным отношением к древлянам. Или Владимир Мономах и сын его Мстислав Великий. Оба были исключительно скромными людьми и врагов своих всегда прощали. Чаще всего сразу после того, как те отправлялись на небеса.
Но эти – понятно, почему в святые попали.

Ольга – первая правительница на Руси, принявшая христианство. Владимир Мономах – потому что правил сильной и властной рукой и, в общем-то, по меркам своего, да и не только своего времени, на самом деле был рыцарем без страха и упрека. Впрочем, клятвы и обещания, данные половцам он спокойно нарушал и половецких послов, приехавших под гарантию неприкосновенности, вырезал подчистую. Бывало в его жизни и такое.

Совершенно прекрасный персонаж в списке святых – ярославский Федор Чермный, сжигавший и разорявший русские города в компании с татарами. И так далее.
Но сейчас об одном из самых «святых» князей. Таком, что просто пробы поставить негде. Иване Даниловиче Калите.
Если послушать тех, кто сделал Ивана Даниловича святым, то он просто прекрасен:

«был милостив зело и ношаше при поясе калиту, всегда насыпану сребрениц, и, куда шедше, всегда даяше нищим, сколько вымется»

Поэтому, мол и прозвали его Калитой.

А откуда денежки брались в этой калите Ивана Даниловича?

Так все просто. В 1328 году Иван Данилович получил ярлык на часть великого княжения Владимирского, а потом, в 1331-м на все. И установилась на Руси тишь и гладь, да божья благодать. Ага. Интересно, каким образом?

Вот каким. Узбек дал Данилычу:
«и иныя княжениа даде ему к Москве»,
доверив московскому князю собирать дань. Самому, без татарских сборщиков. Не только в Москве, но и в других княжествах. Видно Данилыч доходчиво объяснил ордынскому боссу, что он не такой, как старший брат – крысятничать с данью не будет и все заплатит сполна, строго как установлено.

И, что характерно, действительно стал платить. Четко, в срок, как договаривались. Какими средствами? Ну, татары больше на самом деле не приходили. Своими силами справлялись:
«…самого того епарха градскаго, старейшаго болярина ростовскаго, именем Аверкый, стремглавы обесиша, и възложиша на ня руце свои, и оставиша поругана. И бысть страх велик на всех слышащих и видящих сиа, не токмо в граде Ростове, но и во всех пределах его…»
Это таким макаром московские воеводы Мина и Василий Кочева в 1328 году выбивали из Ростова недоимки. Выбили. Славный город Ростов, по сравнению с которым Москва еще недавно была захолустной деревней, пришел в упадок.

Положенную дань выбили. Сколько прилипло к рукам дружинников, воевод и князя никто не считал. Ну а потом да, какую-то часть из честно награбленного можно и нужно было раздать нищим. А как же!

Более того, Иван Данилович радостно принимал у себя тех, кто не захотел оставаться в том же разоренном Ростове и переселился на земли, входившие непосредственно в Московское княжество. А как не переселиться, если тут не трогают, а еще и обзавестись хозяйством на новом месте помогают… Многие переселялись? Многие. Есть один такой очень важный и знаковый человек в нашей истории – Сергий Радонежский. Ну так вот он – как раз потомок таких сначала разоренных московскими сборщиками дани ростовских бояр, переселившихся на земли московского княжества.

Вот такой был благодетель. И когда мы читаем, что
«…бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаша погании воевати Русскую землю и заклати христиан, и отдохнуша и починуша христиане от великиа истомы многыа тягости, от насилиа татарского, и бысть оттоле тишина велика по всей земли…»
то надо четко понимать, что «благодетель» земли русской грабил и выкачивал все из других русских городов, старательно усиливая Москву, свозя в нее все те небольшие деньги, которыми располагала не самое богатое, если уж честно, Владимирское великое княжество. А чтобы татары под ногами не путались и не мешали свои порядки наводить, не забывал честь по чести делиться, выплачивать положенный «выход» сполна и вовремя.

Славный персонаж, чего уж там. Молодец. Само собой для себя и тех, кто был рядом с ним. С остальными – как получится. Время было такое, не до любви ко всем людям было. О своих бы позаботиться.

Ну а благодарные потомки постарались – в благоверные и святые князья записали. Кстати, интересно, что канонизировали его и признали местночтимым московским и тульским святым только в 2001 году. До этого как-то такой идеи не возникало. Не слишком жизнь и поступки Ивана Даниловича на святость тянули. Впрочем, как мы все прекрасно знаем, первые миллионы часто появляются не самыми праведными путями. А уж основы государства тем более закладываются людьми не слишком щепетильными в средствах достижения своих целей.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация