Общество "Двуглавый Орел" об изображении Сталина на мозаике в главном храме Вооруженных сил России ( 3 фото )
- 28.04.2020
- 11 712
В Парке "Патриот" в Москве заканчивается строительство главного храма Вооруженных сил России, которое обошлось в 6 миллиардов рублей, но привлекло внимание именно тем, что будет находиться внутри церкви. Стены храма украшают мозаики с изображениями российских политиков: там находятся Президент Владимир Путин, министр обороны Сергей Шойгу, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, Председатель Госдумы Вячеслав Володин, секретарь Совбеза Николай Патрушев, директор ФСБ Александр Бортников и начальник генерального штаба ВС Валерий Герасимов. На соседней фреске показан фрагмент Парада Победы 1945 года с портером Иосифа Сталина. На рядом расположенной мозаике, повествующей о свершениях дня сегодняшнего, изображены несколько женщин, держащих транспарант с лаконичным лозунгом «Крым наш». Настоятель строящегося храма епископ Клинский Стефан пояснил, что изображения исторических личностей на стенах православных храмов — это давняя традиция. Тем не менее, оформление главного храма Вооружённых сил России вызвало неоднозначные оценки, в том числе и такие, как недоумение и даже возмущение.
Данное решение комментируют эксперты «Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл».
Исполнительный директор Общества «Двуглавый Орёл», кандидат исторических наук, генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников: "Появление образа Сталина в храме – это возмутительное явление. Оно показывает уровень понимания веры нашими высокопоставленными чиновниками, которые благообразно стоят со свечками в храмах. Похоже они вообще не понимают, что такое вера, кто такой Бог. Они готовы влепить в храм всё, что угодно. И, как Проханов, который часто изображал Сталина с нимбом, они готовы поместить его в храме. Этот человек положил миллионы русских людей в могилы. И ответственность за разгром 1941-42 годов тоже лежит на Сталине. Как же так – мы отдали всю европейскую часть, понесли такие огромные потери – 27 миллионов только официально. Сталин не позволил захоронить погибших, потому что боялся, что народ поймёт, сколько положили людей. Мы до сих пор их хороним. И теперь, дойти до того, чтобы поместить Сталина и ныне живущих людей, что раньше никогда не допускалось не только в русском, но и во всемирном православии. Какими бы лидерами они не были, сначала необходимо дать ясную историческую оценку происходившим трагическим событиям.Я считаю, то, что сейчас делается с храмом в парке Патриот, никакого отношения к православной вере не имеет. Это какой-то языческий культ, который рядится в одежды Православной веры. Это недопустимо, и мы верные, православные люди должны добиться, чтобы этого не было. Или тогда оформляйте это не как храм под православным крестом. Оформляйте, как языческое капище".
Член Совета Общества «Двуглавый Орёл», историк, политолог и издатель Михаил Смолин: "Что касается нахождения действующих политиков и тем более изображения Сталина на росписи, которая будет в главном военном храме России, выглядит совершенно неуместно. В православных храмах никогда не изображались люди, которые не имеют никакого отношения к вере. Иногда изображались императоры, может даже ещё не канонизированные, иногда можно было встретить каких-то ктиторов, но никому в голову никогда не приходило размещать в храмах изображения каких-то персонажей антирелигиозного содержания. Единственное, что такие люди изображались на иконах Страшного суда. Вот если бы Сталин был изображён на картине Страшного суда в этом храме, это было бы вполне адекватно и понятно для верующих людей. Изображения людей с каким-то знаменем, на котором изображён Сталин в православном храме, является кощунством. Да и желательно, чтобы лица современных политиков тоже там не отображались. Это будет нормально, скромно и всем будет понятно. Тем более, что все понимают, кто строил этот храм. Можно повесить где-нибудь памятную таблицу или на стенах храма выбить фамилии людей, активно поучаствовавших в строительстве этого храма – были либо ктиторами, либо жертвователями, либо устроителями. Но само изображение, мне кажется, не вполне адекватно. Но самое главное, чтобы там не было изображения Сталина. Это вообще ни в какие ворота не лезет и это кощунство".
Члена Совета Общества «Двуглавый Орел», кандидат исторических наук Пётр Мультатули: "Изображение людей, которые окружали святого, могут быть в храме. Также изображения того или иного монарха, правителя, который этот храм построил. Но изображение сцен современной жизни и событий и тем более изображения под образом Пресвятой Богородицы одного из главных преступников XX века Иосифа Джугашвили – воспринимать кроме, как кощунство – невозможно. Сейчас не до конца понятно, изображён он в самом храме или в музейном комплексе. Но если это в храме, то это чудовищно и не оправдывается никакими объяснениями. Одно дело изобразить православного самодержца Александра Благословенного, входящего в Париж, другое дело – изобразить убийцу миллионов людей, сотен тысяч священников и православных мирян. Также считаю недопустимым изображение в храмах большевистских символов, которые являются масонскими оккультными символами, — серпа и молота в красной звезде. Даже, когда речь идёт об ордене Великой Отечественной войны. Нормально он будет выглядеть в музее Великой Отечественной войны, потому что там эта символика становится символом нашей победы. У нас был орден Александра Невского. Уж если бы так хотели, то изобразили бы лучше его".
Эксперт Общества «Двуглавый Орёл», руководитель Центра просветительских и образовательных проектов Фонда исторической перспективы, российский историк, социолог, писатель, публицист Александр Музафаров: "Пока сложно судить в целом об этой проблему, потому что мы видели пока только предварительные эскизы и наброски. Не ясно, какое место эти фрески будут занимать в храме, поэтому то, что я сейчас скажу – это предварительная оценка. Что касается изображения ныне живущих людей – в принципе в православии есть традиция изображения в храме нынешних правителей, ктиторов храма, людей, внёсших вклад в его создание. Такие фрески помещаются, но, как правило, в трапезной, в притворе – не в самом помещении храма. Мы можем видеть такие фрески в церкви Живоначальной Троицы в Хорошёве, где изображён царь Борис Годунов, подносящий Богородице этот храм, и в Софийском соборе, в Киеве, где изображён государь Ярослав Мудрый со своим семейством. В принципе, само по себе изображение ныне живущих людей, особенно, если это люди православные, внёсшие вклад в создание этого храма, допустимо. Но здесь важно понять, где эта фреска располагается. Что касается изображения Сталина, то на мой взгляд, здесь позиция может быть только одна – это совершенно недопустимо, потому что Сталин был гонителем Православной Церкви, на руках которого кровь десятков тысяч новомучеников и исповедников российских, сотни тысяч невинно убиенных русских людей, погибших по его распоряжениям в ходе репрессивных действий большевизма. Изображение Сталина в храме может быть разве что в сцене Страшного суда. Ещё раз повторюсь! В Православной Церкви нет места гонителю православных христиан".
Председатель Православного братства «Радонеж», директор радиостанции «Радонеж» Евгений Никифоров: "Изображение Сталина в сакральном пространстве храма совершенно недопустимо. Сталин — символ богоборческого режима. Никакие ссылки на историческую достоверность неприемлемы. Предлагаемая мозаика это исполненный смальтой сталинский плакат. Сталинская пропаганда культа Сталина. Это издевательство над историей. Да и ссылки на историю, которая стала частью политики неприемлемы. В храме должны присутствовать символы духовных смыслов. Борьба Небесных сил со злом. Победа Креста над свастикой. Победа Креста над марсельезой, как это гениально сделал Чайковский в своей увертюре «1812 год». Там тропарь Кресту побеждает марсельезу. Вот образец художественного мышления художника-христианина. Позорно и гадко оправдывать это заискивание Церкви перед кесарем и языческой толпой. Член Совета Общества «Двуглавый Орел», политолог, публицист Егор Холмогоров Появление гонителя Православной Церкви, лично ответственного за убийство многих новомучеников, на иконе в православном храме, да еще и таком важном, как храм Вооруженных Сил, совершенно недопустимо. В лице Сталина невозможно отделить политического деятеля, ответственного за «безбожную пятилетку» и верховного главнокомандующего в войне. Да и путь Сталина как главкома состоял не из одних блистательных успехов и именно большевистский вождь ответственен за страшную цену в миллионы смертей, уплаченную нашим народом в войну. К тому же, если мы беремся изображать правителей и главнокомандующих, которые руководили войсками дистанционно, будут ли в храме изображения императора Николая II, как руководителя замечательных побед в Первой мировой, как Брусиловский Прорыв. Будет ли изображение Николая I, за которого сражались защитники Севастополя, будет ли изображение Александра I, руководившего Россией в войну 1812 года, будут ли изображения Екатерины II на царствование которой пришлись великие победы? Если нет, если выделяется только один руководитель государства, то речь идет не об исторической правде, а о попытке пропагандой протащить в Церковь так называемый «православный сталинизм». Что касается до мозаики, посвященной воссоединению Крыма, мы имеем дело с натуральной пошлостью и лизоблюдством. Почем из всех событий 2014 года отражены только процессы в Крыму, а борьба народа в Новороссии, гораздо более жертвенная, полностью забыта? Почему из участников воссоединения Крыма проигнорированы некоторые ключевые фигуры, зато добавлено полно второстепенно начальства? Где бойцы-ополченцы, казаки и прочие реально действовавшие в Крыму, и почему вместо них нелепые и комичные «работники жкх»? Кроме как пошлостью такое куцое изображение великих событий Русской Весны — не назовешь".
Член Союза писателей России, главный редактор сайта Общества «Двуглавый Орёл» Илья Рябцев: "Такое, с позволения сказать, декоративное решение просто поражает воображение. Полная эклектика. Забористый коктейль из однозначного кощунства (портрет преступного маньяка и богоборца Сталина), очевидного холуйства (изображение действующих фигур российского политического олимпа строго по ранжиру), языческого гиперреализма в выборе героев мозаики из ныне здравствующих личностей, и откровенной пошлости, очень сильно смахивающей на анекдотичные фрески с собственным участием в домовой церкви некоего господина Порошенко. И в этом, как ни странно, нет уже ничего удивительного. Наше политическое руководство до сих пор не может найти никакой иной национальной, объединяющей идеологии, никакой опоры кроме Великой Отечественной войны, при этом упорно игнорируя богатейшее наследие славных и, увы, как будто никогда не существовавших побед русского оружия до 1917 года. И это очень грустно… ".
«Участники Крымской весны не относятся к святым»: Наталья Поклонская выступила против размещения в храме Вооруженных сил мозаики о присоединении Крыма. В беседе с изданием «Подъём» депутат, бывший прокурор республики пояснила, что подобное изображение должно располагаться в учебниках истории, но не в церкви. «Мои слова будут истолкованы по-разному, но я всё же скажу. Я считаю, что такую картину и эту страницу надо записывать в учебниках по истории, а не на стенах храма. На стенах храма изображаются святые, священномученики и всё, что с ними связано. Ни в коем случае участники Крымской весны и ныне живущие участники всех этих событий не относятся к святым. Это моё личное мнение. Я это не понимаю».
Материал взят: Тут