Революция гвоздик. Как победили режим Салазара. ( 19 фото )
- 28.04.2020
- 7 038
Продолжаю публикацию интересных постов из Португалии — в прошлых лонгридах я рассказал вам о том, как выглядит город Лиссабон в XXI веке и о том, как жила Португалия во времена диктатора Салазара — а в сегодняшнем посте расскажу вам, как португальцы победили Салазара и его режим, это случилось в 1974 году — собственно, именно тогда Португалия из отсталой колониальной империи превратилась в современное преуспевающее государство. Достаточно лишь сказать, что после падения режима Салазара в Португалию вернулись сотни тысяч беженцев, которые не могли нормально жить в стране при Салазаре — с середины семидесятых до начала восьмидесятых годов население маленькой Португалии увеличилось более чем на миллион человек.
Как я у же рассказывал в посте про Салазара — у власти этот человек сперва сделал неплохие экономические шаги, но позже превратился в абсолютного диктатора и правил более 40 лет — преследуя своих политических противников, не замечая, что мир изменился и не желая менять свою страну. В принципе, так обычно и происходит в большинстве стран с несменяемой властью — престарелый правитель окружает себя лизоблюдами и льстецами, считает себя гением и до последнего цепляется своими старческими руками за трон.
Как это часто бывает в подобных случаях — перемены в стране наступают только после смерти диктатора. Произошло так и в Португалии — Салазар умер в 1970 году, но режим салазаровского "Нового государства" (Estado Novo) существовал ещё целых четыре года и пал 25 апреля 1974 года — о чём я и расскажу вам сегодня.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о том, как португальцы устроили Революцию гвоздик и победили режим Салазара. Заходите под кат, там интересно, ну и в друзья добавляться не забывайте. И да, на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
Португалия времён Салазара. Что было до 1974 года.
Салазар пришёл к власти в 1932 году — к этому времени Португалия оставалась беднейшей страной Европы с крайне слабой, буквально дышащей на ладан экономикой и незавершённой промышленной революцией — в государстве во многом оставались феодальные порядки, дела велись неупорядоченно. Кроме того, Португалия начала XX века была фактически против своего желания втянута в Первую мировую — что ещё больше подкосило экономику. Португальцы совершенно не хотели воевать — но Германия объявила им войну, и экономику пришлось переводить на военные рельсы. Ужасы Первой мировой (абсолютно чужой для них войны), кстати, до сих пор тревожат португальцев — в лиссабонских музеях можно увидеть вот такие залы, в которых наглядно показаны выгоревшие после бомбардировок траншеи с ржавой колючей проволокой и пробитыми касками:
Для улучшения экономики Салазар придумал концепцию "Нового государства" — в которой каждый человек должен был принадлежать к какой-нибудь "корпорации", а создание "национальной элиты" Салазар считал делом более важным, чем образование всего народа. Результатом подобного правления стало ещё большее сословное разделение общества — в стране появилась сверхбогатая и влиятельная элита, тогда как большинство населения жило очень скромно и бедно.
Будучи на словах антикоммунистом, Салазар фактически развёл полный совок — для приближённых к власти ("элиты") строились богатые особняки и городские квартиры-"салазаровки" (о которых я рассказывал в прошлом посте), тогда как большинство обычных людей жили либо в бедных домах, построенных предками, либо в высотных панельках а-ля СССР, которые и сейчас можно увидеть в Лиссабоне:
Несмотря на то, что ещё со времён Первой мировой португальцы были напуганы войной не хотели ни с кем воевать — Салазар начал наращивать военное производство и в 1960-70-е годы начал серию колониальных войн за удержание своих заморских владений — салазаровская Португалия должна была ощущать себя великой страной с обширными заморскими владениями. Салазаровская Португалия массово производила оружие, которое затем было использовано в колониальных войнах:
Войны за португальские колонии Салазар начал в 1961 году — после мирных выступлений началось восстание в Анголе, и Салазар отдал приказ его подавить армией — фактически начав полномасштабную войну. На этом стенде в историческом музее Лиссабона выставлено оружие и форма времён Ангольской войны, а также показано, как Салазар объявляет войну, заявив с трибуны "В Анголу быстро, решительно".
Помимо внешних войн, Салазар вёл также и войны внутренние — как и любой диктатор, Салазар не терпел инакомыслия и жестоко подавлял любые внутренние протесты против себя любимого. Для охраны себя Салазар создал спецслужбу PIDE, аббревиатура которой расшифровывалась как "Международная полиция защиты государства", но по сути это была личная карманная спецслужба Салазара. ПИДЕ преследовала любых противников Салазара (и левых, и правых), сажала их в тюрьму и имела полномочия продлевать тюремные сроки без решения суда.
Помимо ПИДЕ, в салазаровской Португалии существовал также Португальский легион — организация вроде нынешнего путинского казачества, которая была вооружена до зубов и единственной задачей которой была поддержка существующего строя. Вооружение и экипировка легионеров и спецслужб Салазара:
Все протесты против Салазара подавлялись силовиками. Огромное количество членов силовых структур были выходцами из далёких провинций, часто с начальным образованием (даже в спецслужбе ПИДЕ до 70% сотрудников имели только начальное образование). Салазар внушил им простую мысль — что только он может управлять Португалией, если не он то кто, нет Салазара — нет и Португалии. Когда после падения режима у силовиков спрашивали, почему они служили режиму, те отвечали так — "При Салазаре был порядок, он поднял страну с колен, для меня Салазар воедино спаялся с Отечеством".
Для подавления протестов силовики Салазара были хорошо вооружены — на снимке ниже можно увидеть бронежилеты, военные каскио, наручники а также резиновые и деревянные дубинки, которыми пользовались силовики Салазара для разгона протестов:
Итогом подобного правления стало то, что к 1973 году бегство капиталов из Португалии приобрело лавинообразный ход, из страны уезжало всё активное население, которое не могло нормально жить при кислом салазаровском режиме "скрепного корпоративизма", люди были изолированы от управления страной и от внешнего мира, отчего впадали в различные безумия — по стране ходили бредовые "рецепты успеха для страны" — от нацизма Гитлера до теорий Мао Цзэдуна и радикального коммунизма.
А итоге случилась революция.
Революция гвоздик. Победа над режимом Салазара.
Поняв, что приспешники Салазара крепко уцепились за трон и не собираются ничего менять, а протесты разгоняются спецслужбами — португальцы решили устроить военный переворот и сбросить режим. В феврале 1974 года в армии распространяется воззвание "Движения Капитанов" (офицеров, выступивших против режима Салазара) — в нём говорилось, что салазаровский почти полувековой режим завёл страну в полный тупик и нищету, население отстранено от управления государством и остаётся бесправным и рабским, к тому же Поргуталия влезла в никому не нужные заграничные войны, и пора с этим покончить.
22 апреля верные Движению Капитанов силы были преведены в боевую готовност. Выступления против режима Салазара в Лиссабоне начались вот отсюда — это лиссабонские казармы Понтинья, в которых была организована штаб-квартира Движения Капитанов:
Боевая операция по свержению режима Салазара была назначена на 25 апреля 1974 года. Что интересно — основу Движения Капитанов составляли младшие офицеры нищей португальской армии — они жили годами вот в таких микроскопических позднесалазаровских квартирах в Понтиньи (у нас их бы назвали "хрущёвками") и годами слушали сказки о "величии страны":
Сигналом к восстанию стала песня "Грандула, вила морена", которая была передана по радио "Ренашенса", что ранее находилось в самом центре Лиссабона, недалеко от парка Эдуардо VII. Позже, когда в Лиссабон были введены войска Движения Капитанов, по радио было передано следующее сообщение:
Говорит радиостанция командования вооружённых сил.
- Вооружённые силы Португалии призывают всех жителей города Лиссабона оставаться в своих домах и не выходить из них, сохраняя максимальное спокойствие.
- Мы искренне надеемся, что значительность переживаемого нами момента не будет омрачена никаким несчастным случаем ни с кем, и поэтому обращаемся к здравому смыслу командиров полицейских и военизированных частей с призывом не допустить каких-либо столкновений с вооружёнными силами. Такие столкновения были бы излишними. Более того, они могут привести к серьёзным жертвам, которые одели бы португальцев в траур и раскололи бы нацию. Этого нужно избежать во что бы то ни стало.
- Несмотря на ясно выраженное беспокойство о том, чтобы не пролилась ни одна капля португальской крови, мы обращаемся к гражданскому и профессиональному долгу всех медиков, надеясь, что они в большинстве своём прибудут в больницы для оказания возможной помощи, но мы искренне желаем, чтобы это оказалось излишним.
Никакого сопротивления перевороту и Движению
Капитанов оказано не было — люди просто выходили на улицы и скандировали "Победа! Да здравствует Движение Капитанов!". Люди угощали солдат на улице молоком, сигаретами и едой, появились плакаты "Объединённый народ непобедим" — люди держали их, сидя на танках и бронетранспортёрах вместе с солдатами.
Из-за этого единения народа и армии революция против режима Салазара и получила своё имя — по легенде, рано утром 25 апреля 1974 года, продавщица универмага Селеста Сейруш встретила на улице вооружённого солдата и опустила в ствол его винтовки гвоздику. К вечеру её примеру поступали многие жители Лиссабона — они покупали гвоздики и раздавали их солдатам.
В тот же день портреты Салазара начинают исчезать из всех государственных учреждений. Движение Капитанов выпускает декрет — все члены салазаровского режима отстраняются от власти, упраздняются Национальное собрание и Государственный совет — режим "Нового государства" Салазара отправляется на свалку истории.
Да, а что же всесильная спецслужба ПИДЕ, сотрудники которой активно защищали диктатора? Активные соучастники режима Салазара забаррикадировались в штаб-квартире ПИДЕ в Лиссабоне на улице Антониу — во всей Португалии нашлось только 200 человек, которые были готовы активно защищать режим Салазара — главным образом те, кто был замешан в преступлениях и преследованиях инакомыслящих — эти люди понимали, что в новой Португалии их ждёт позор и тюрьма.
Забаррикадировавшись среди помпезных интерьеров, члены салазаровской спецслужбы угрюмо прислушивались к крикам со стороны улицы — к осадившей здание морской пехоте добавились тысячи демонстрантов. Сдаться последние соучастники диктатора отказались — после чего морская пехота пошла на штурм.
В ходе штурма последнего и единственного во всей стране укрепления салазаристов погибло пять человек — четверо демонстрантов и агент ПИДЕ Антониу Лаге, который пытался убежать. Это были единственные жертвы Революции гвоздик — и по сути их могло не быть, если бы остатки салазаровской спецслужбы имели мужество принять неизбежное — режим пал и никогда не вернётся... Сейчас в память о тех событиях на бывшей штаб-квартире ПИДЕ установлена мраморная мемориальная доска:
Послесловие.
После Революции гвоздик спецслужба ПИДЕ была упразднена и распущена, также был ликвидирован Португальский легион и салазаровские военизировано-пропагандистские молодёжные организации, закончилась многолетняя ложь и пропаганда по радио и телевидению, были отпущены все политический заключённые, прекратились заморские войны и идеологическая накачка. Португалия стала полноправным современным государством с множеством партий, выборами и устойчивым развитием.
Впрочем — это уже совсем другая история.
А в комментариях напишите, что вы про это всё думаете, интересно)
Подписывайтесь на мой канал в telegram
Подписывайтесь на меня в facebook
На ютуб-канал тоже подписывайтесь:)
Подписывайтесь на мою страничку Вконтакте
Подписывайтесь на мой твиттер
_____________________________________________
Понравился пост? Обязательно расскажите друзьям о том, как португальцы победили режим Салазара, поделившись постом в соцсетях:
Материал взят: Тут