Дорога в лучшую жизнь ( 4 фото )

Это интересно

Насколько бы идеальной не была наша жизнь, мы все равно хотим улучшений, нас все равно, что-то не устраивает. Многие задаются вопросом, как улучшить жизнь, и очень часто выбирают совсем не правильную дорогу...


Когда мы говорим на тему, «как изменить свою жизнь к лучшему», речь совсем не о том, что мы должны напряженно насиловать свой мозг в попытке подавить собственные качества, и выдавить из себя что-то новое. Речь о том, чтобы проявить осознанность в той сфере, где мы бессознательно расходуем энергию на бесполезные (устаревшие) привычки, сами того не замечая. Осознанность и созерцаниевскрывают сущность всех явлений, постепенно «подтягивают» нашу сознательность в поведении и обесценивают все лишнее. Осознанность – ключ к переменам. Она воздействует на широкий спектр, затрагивая все сферы человеческой жизни. Осознанность – путь постепенного развития. Однако часто имеет смысл сфокусировать внимание на конкретных аспектах нашей жизни, в которых есть очевидный дисбаланс и разобраться с ними более оперативно. «Техника», которую я предлагаю в этой статье, может быть условно охарактеризована как «направленная осознанность».

Техника «направленной осознанности»

1. Выбираем сферу жизни («программу»), с которой хотим поработать. Обычно подобная сфера характеризуется двойственностью, с одного полюса которой мы идем к другому. Например, от страха к уверенности, от болезни к здоровью, от безделья к работе, от глупости к мудрости и т.п.

2. Берем то, на чем можно писать и пишем в двух колонках все минусы и плюсы одного «полюса», затем все минусы и плюсы второго. Например, если Вы желаете начать бегать по утрам, сначала Вы описываете все плюсы и минусы жизни без бега, затем то же самое про жизнь, в которой вы бегаете по утрам.

3. Взвешиваем все «плюсы» и «минусы», проникаемся их значением и принимаем решение. Это решение не должно быть искусственным, или насильственным. Обычно решение вытекает само собою — от более глубокого осознания всех стимулирующих факторов.

«Решение» на третьем пункте может быть компромиссным. Например, изначально, Вы хотели бегать каждое утро, но решили для начала попробовать побегать через день в течение двух недель с целью сбора информации о новой «сфере» жизни, чтобы спустя две недели еще раз применить технику, учитывая полученный опыт. Если возникает ощущение, что решение никак не принимается, необходимо вернуться ко второму пункту и пройтись досконально по всем возможным «за» и «против».


Если на втором пункте, где нужно обозначить все минусы и плюсы, Вам кажется, что «все и так понятно – бегать надо», но при этом, бегать Вы почему-то не начинаете, значит на самом деле ничего не понятно. Значит надо честно сесть и выполнить пункт два, вписывая в обе колонки как можно больше всех возможных «за» и «против». Затем переходя к третьему пункту техники, можно буквально помедитировать над каждым из обозначенных плюсов и минусов, проникаясь как можно глубже всеми стимулирующими факторами!

Во время выполнения этой техники Мы начинаем понимать глубже, чем руководствуемся, и к чему нас это приводит. Мы буквально привносим осознанность в те сферы жизни, где ее не хватало. Все, что при этом обнаруживается как бесполезное, начинает тут же обесцениваться и тогда нет нужды в насильственном отказе от пагубных привычек. Обесцененные привычки отваливаются автоматически. Все, что при выполнении техники обнаруживается как полезное, ценное и необходимое, автоматически становится объектом нашего намерения. Мы буквально заряжаем энергией свою «волю», которая поведет нас к переменам. Таким образом, мы получаем возможность без насилия над собой обретать полезные «привычки», воплощать идеи, изменять свою жизнь к лучшему.

Когда ко мне пришла идея создания сайта, я проделал эту технику в упрощенной форме: просто записал в столбик все, что могло оказаться «за» создание progressman.ru. Результат – налицо.

Психическое перепрограммирование

Некоторые тексты на сайте появлялись после того, как в «реальности» я разъяснял какую-нибудь тему живому человеку. С появлением сайта, после вербализации очередной темы в конкретные слова, начинаешь видеть, как эта «тема» становится цельной концепцией, которой можно поделиться в форме статьи. Недавно нечто подобное произошло на нашем форуме, за что отдельное спасибо пользователям: Wanderer, троль, wp2, Savana. На форуме появилась «новая тема» под заголовком «Перепрограммировать себя», где, по сути, речь идет о том, как изменить свою жизнь к лучшему. Под словом «программа» в теме подразумевается то, что руководит нашими действиями. Соответственно если изменить программу, изменятся и наши действия. Перепрограммировать себя в широком смысле означает – изменить свою жизнь.

Как действует психическая «программа»? Вот, скажем, я пишу сейчас под влиянием разных программ. Одна из них — программа «пояснять», которая руководствуется более тонкой программой — «упрощать», делать понятным, доступным, при этом по возможности никак не искажая. В одно и то же время мы управляемся бесчисленным количеством разных программ, большую часть которых не осознаем. С позиции программирования наша психика выглядит, как сложный «агрегат», многогранная совокупность элементов составляющих систему, которой можно управлять. Такой взгляд может помочь упростить отношение к самому себе и несколько отстраниться от привычной самоидентификации. В общем, это просто удобный и вполне адекватный подход к делу, который помогает упорядочить нашу жизнь.

Программы — это такой «спектр» реальности, среди множества других спектров. Существует, например, спектр сознания, в срезе которого все — есть сознание. Есть спектр мышления, в котором все — есть мысль. Есть спектр частиц, в котором вся жизнь – это сочетание мельчайших частиц. Спектров множество. В срезе спектра программ, все происходящее с нами — это взаимодействие бесчисленного количества разных психических программ, которым подчиняются наши действия на всех уровнях реальности. В ходе этого взаимодействия устаревшие версии программ заменяются новыми, которые поддерживают динамическое равновесие на более тонком уровне.

Духовное просветление в этом смысле — это избавление от отождествления с программами. Мы можем видеть, как просветленный что-то делает, но сам он не «участвует» в этих действиях. Он просто наблюдает, как действуют программы. При этом нет «иллюзии», что эти действия делает некое «я». Действие происходит как бы само собою. Просветление — это избавление от иллюзии деятеля. Когда нет деятельного «я», а есть только чистое бытие, в котором что-то происходит, это совершенно не обязательно называть просветлением. Это просто жизнь как есть.

Продолжаю тему эмоций. Изначально опять настрочил огромный текст, но решил разбить его на две части, чтобы не перегружать количеством теорий на присест. Сегодня речь пойдет о пристрастности и самообмане, для следующего раза запланировал тему душевного здоровья.

В прошлой статье начал говорить о том, что корень проблем – это наши негативные эмоции. В этом смысле все, что нас на самом деле беспокоит – это не события, а избыточные неугодные переживания. О событиях изначально нет никакой объективной необходимости беспокоиться. Можешь что-то сделать, подготовиться, наладить – замечательно. Не можешь – двигайся дальше.

То есть, вообще, всегда достаточно просто действовать. А психологически страдать при этом нет никакой надобности. Даже обездоленные и пострадавшие нуждаются не в наших переживаниях, а в конкретной практической помощи. Нытьем делу все равно никак не помочь – только сам страдаешь и другим настроение портишь.

Понимать хотя бы на логическом уровне эту бесплодность негативных переживаний – первый шажок на пути к успокоению. Всего лишь шажок, потому что на этом дело не заканчивается. Когда душевная боль перестает восприниматься оправданной и уместной, ее интенсивность действительно сбавляет обороты. Но…

Где-то здесь все мы и спотыкаемся. Если бы все обстояло так просто, тогда не было бы почвы для продолжительных конфликтов, скандалов, всевозможных душевных терзаний и маяты. Вроде как, понял, что переживать бессмысленно – и живешь себе дальше в гармонии.

А не просто все потому, что формируются эмоции не из какой-то наглядной, взвешенной необходимости, в которой можно спокойно разувериться, а иррационально, из глубин бессознательного (здесь снова отсылаю к предыдущей статье).

Поэтому, как бы сильно человек ни хотел справиться со своими переживаниями, просто взять и решить успокоиться может не возыметь никакого эффекта вообще. А подрубать корни эмоций с обманчивой легкостью при помощи одного понимания их неуместности и бесполезности, мы можем разве что гипотетически, рассуждая о чужих чувствах.

Клиенты, описывая свои проблемы, часто так и говорят, что дескать логически-то все понятно – и можно не переживать, но вот в глубине души что-то гложет, продолжаются терзания. И в таких случаях я прошу не обращать внимания на свой все «понимающий» ум, отодвинуть все его объяснения в сторонку, и начать выражать то самое, иррациональное, рвущееся из глубин, как бы нелепо и по-детски оно ни звучало. И это – принципиально важный момент в психологическом анализе.


Например, когда понимаешь, что винить себя вроде бы не за что, но вина тем не менее терзает, надо бы перестать себя уговаривать и выразить свою вину именно так, как она и звучит – выразить, хотя бы мысленно самому себе, о чем именно переживаешь.

Пристрастность и самообман

Прислушиваться к эмоциям и раскрывать их нелегко – слишком уж они туманные и неотчетливые, кажутся самостоятельными, словно никакой сокрытой подоплеки за собой не таят. И выражаются они в самой своей сути довольно примитивно в форме безоговорочной, непробиваемой правоты, как непогрешимые аксиомы, в которые положено просто верить, короткими лозунгами в духе: «Должно!», «Нельзя!», «Правильно!»

Так происходит, потому что эмоции воплощают трудно осознаваемые желания, в достижении которых, если хорошенько приглядеться, никакой стратегической пользы для жизни может не быть вообще. Но желания эти сильные, заряженные, и сомневаться в них – все равно, что наступать себе на горло – очень хочется их просто исполнять без всякого контроля, или даже анализа.

И поэтому наш пристрастный, «умный» ум изо всех сил пытается топорные эмоции оправдывать, выстраивая нагромождения лживых, порой откровенно нелогичных обоснований просто потому, что хочется! Даже толком не понимая, чего именно и почему он хочет. Нечто рвется изнутри и побуждает действовать стихийно и хаотично, без всякой наглядной логики. Вспоминаем аналогию о нечутком слоне в посудной лавке.

То есть, чтобы не казаться себе самому таким вот неадекватным и бесконтрольным, «без царя в голове», ум начинает врать, и приписывать эмоциям конкретные как бы закономерные и уместные причины. Мол, «я тут не выпячиваю свою важность, а просто так беседую» – упрощенная версия распространенного самообмана.

А если человеку намекнуть на то, что логика в его самооправданиях не вполне сходится, он, как это обычно бывает, принимается сопротивляться, выстраивая на ходу все новые дополнительные слои лжи, покрывающие изначальную, затерянную в глубинах души правду. Ведь свои желания, как выше уже говорилось, совершенно не хочется исследовать, а хочется их просто исполнять. Иначе – обломфрустрация.

Защитный механизм такого самообмана в психологии называют «рационализацией». Защитный механизм (порой агрессивного) сопротивления правде так и называют – «сопротивлением». О нем я в будущем, возможно, еще напишу отдельно.

Мы оправдываем свои эмоции настолько слепо и нелогично, насколько способны не замечать эту собственную слепоту. Поэтому, чем меньше осознанности, тем нелепей самооправдания, на которые ум ведется. Окружающие от такой неадекватности могут диву даваться.

Мы не хотим замечать собственную пристрастность – тот факт, что эмоции со всеми своими претензиями – это не правда объективной жизни, а напротив – наша маленькая, субъективная ложь, самообман, застилающий реальность личными убеждениями о том, как все должно обстоять.

Скользим по тонкой грани, где небольшой шаг, повышающий осознанность, вот-вот вскроет самообольщение. Но обнажать его даже для собственных глаз совсем не хочется. Поэтому проще оставаться с помутненным разумом.

Иногда, как показывает практика, ничего особо страшного и сложного для признания в реальном затаенном мотиве эмоции для человека уже давно нет. А укрывается этот мотив просто по давней привычке. И «проблема» тут лишь в том, чтобы самому уже сделать шаг на встречу своему сопротивлению, и наконец, увидеть, что именно ум за ним так отчаянно прячет.

Честность с собой

Здесь, на progressman.ru и в статьях, и в комментариях часто заходит речь о том, как много проблем у всех нас возникает, когда мы водим себя за нос – о том, как важна безапелляционная честность с собой. Такая честность обеспечивает устойчивость личной картине мира, а с ней – и душевное благополучие.

Ведь по сути, большая часть психических страданий случается от страха потерять привычные опоры ума. Самообман в этом ракурсе – это попытка опереться на нечто априори неустойчивое, предрасположенное к крушению.


А если реализм собственных иллюзий взглядов изначально предельный (то есть мировоззрение не противоречит реальности, а совпадает с ней), то терять нечего – какой бы ни была реальность, она уже не потревожит собственное точное отражение в нашей психике.

В этом смысле душевная гармония – это резонанс внешнего, «объективного» и внутреннего, «субъективного» – человек и мир совпадают, сливаются до стадии единения.

При этом нет необходимости познавать весь мир – это невозможно. Психологические проблемы возникают вовсе не от того, что мы чего-то об этой жизни не знаем; напротив, они возникают на почве избыточного ложного знания.

Сознание – сродни чистому зеркалу. Но ум, мастер сновидений, постоянно для нас выдумывает знакомое и понятное, «должное» и «правильное», заполняя в зеркале сознания идеальное отражение жизни своими химерами.

Эмоции – это чистые сновидения, порой с реальным ничего общего не имеющие. Все тихие и бурные эмоциональные притязания, обиды и капризы – это такой бесплодный спор шатающегося эго с монолитом реальности.

Резонанс с жизнью – это естественное свойство нашего нутра. Зеркалу, чтобы отражать реальность, не нужно ее как-то понимать. Зеркало отражает жизнь спонтанно в силу своего исконного свойства – причем отражает совершенно невозмутимо то, что есть, а не пытается фабриковать какое-то искусственное особо привлекательное отражение.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация