Сиднейский оперный театр - шедевр архитектора Йорна Утсона ( 12 фото )
- 24.04.2016
- 6 159
Сиднейский оперный театр является одним из наиболее известных и узнаваемых сооружений мира, самый яркий символом крупнейшего города Австралии и один из главных достопримечательностей континента.
Сиднейский оперный театр признан одним из величайших сооружений ХХ века, шедевром творческого гения человека. Его уникальная форма, в частности конструкция крыши из 10 белых парусов, обеспечила ему признание и известность во всем мире. За свою короткую жизнь он заслужил репутацию театрального центра мирового уровня, став символом города, континента, и австралийской нации. Никто, особенно австралийцы, не могут себе представить Сидней без оперного театра, самую популярную туристическую достопримечательность Австралии. Туристы, большинство которых совершенно не заинтересованы в опере, приходят к зданию необычной формы, чтобы просто его увидеть. Спроектированный архитектором Йорном Утзоном и официально открытый в октябре 1973 года, оперный театр стал вторым в мире зданием, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще при жизни его автора. Он является одним из 15 зданий, построенных в 20 веке и включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во всем мире найдется только горстка зданий, сравнимых с архитектурно-культурным величием Сиднейского оперного театра. Он превратился в такой же показательный символ Австралии, как египетские пирамиды Гизы, Колизей Рима, или Тадж-МахалИндии. Основное отличие от вышеупомянутых монументов состоит в том, что это белоснежное сооружение, словно парящее над водами Сиднейской бухты, является современным функционирующим зданием. Посетители посещают гигантское здание под развевающимися парусами, чтобы насладиться оперой, камерной музыкой, симфонией, танцевальными и хоровыми выступлениями, и даже рок-н-роллом. Расположение театра на шельфе, окруженном водой с трех сторон, придает его внешнему виду то ли образ парусника, то ли морского существа. Благодаря своему уникальному дизайну, театр стал одним из наиболее часто фотографируемых зданий в мире.
Сиднейский оперный театр: как начиналась сага?
Сиднейский оперный театр строился шестнадцать лет, на шесть лет дольше запланированного и обошелся в десять раз дороже его первоначальной сметной стоимости.
В январе 1956 года правительство Нового Южного Уэльса объявило условия международного конкурса на лучший проект оперного театра с двумя залами. Главное требование конкурса: создание двух больших залов для выступлений, один для оперы и другой для симфонических концертов, никаких ограничений на ориентировочную стоимость проекта не предполагалось. Открытый конкурс зарегистрировал 933 заявки со всех уголков мира, 220 из которых попали в финальную стадию. 29 января 1957 года Йорна Утзона - до этого почти не известного архитектора за пределами родной Дании - объявили победителем. Хотя кое-кто в Комитете придерживался противоположного мнения, подавляющее большинство его членов признали дизайн Утзона наиболее эффектным.
Для финансирования строительства в сентябре 1957 года организовали "Лотерею оперного театра". В течение следующих 16 лет, все любители розыгрыша лотерей в штате Новый Южный Уэльс добровольно пожертвовали чуть больше 100 млн. австралийских долларов на строительство Сиднейского оперного театра.
Дизайн проекта называли "смелым на грани технически возможного". Конечно, макет выглядел красиво, но с математической точки зрения проект Утзона реализовать на практике было довольно сложно. Строительство свода-оболочки было одним из самых сложных инженерных задач. До середины XX века их не применяли в строительстве ввиду сложности расчета, повышенных требований к качеству материалов и соблюдений технологий монтажа. Проектирование и строительство внешней оболочки заняло восемь лет, а для разработки и укладки специальной керамической плитки потребовалось еще более трех лет.
Первоначальный бюджет проекта составлял 7 млн. австралийских долларов (6,3 млн. долл. США), но к моменту завершения строительства в 1973 году цифра выросла до 102 млн. (92 млн. долларов США). Строительство планировали завершить через четыре года, в конечном итоге потребовалось 16 лет времени. К сожалению, Утзон не получил возможности завершить строительство. Серия противоречий, конфликтов по поводу стоимости и медленного строительства заставила датского архитектора выйти из проекта в 1966 году. Утзон покидает Австралию, и никогда больше не возвращается, чтобы увидеть свой шедевр еще раз. Австралийская проектная группа под руководством архитектора Питера Холла завершила обустройство интерьеров здания.
20 октября 1973 года Сиднейский оперный театр открыла королева Великобритании Елизавета II. На открытии присутствовали более 300 журналистов со всех уголков мира. Корреспондент с Лос-Анджелеса так выразил свои впечатления: "Вне всяких сомнений, это наиболее инновационное, наиболее смелое, наиболее зрелищное, и во многих отношениях, наиболее красиво построенное здание для выступлений в наше время". Как ни прискорбно отметить, но на церемонии открытия имя автора проекта так никто и не вспомнил.
Концертный зал
Концертный зал имеет самую большую аудиторию в оперном театре. Зал рассчитан на 2679 мест, из них примерно 2100 расположены в передней части сцены. Сцена шириной от 14 до 17 метров, длиной – 11 метров. Сцена может быть расширена за счет потери 85 передних мест. В Концертном зале расположен Большой орган, самый большой орган на тот момент, насчитывает более 10 000 органных труб. Установленный компанией William Hill & Son в 1980 году, он считается одним из лучших органных музыкальных инструментов в мире.
Зал оперы
Свои концерты в оперном зале представляет Австралийская опера, Австралийский балет, и Сиднейский оперный театр. Сцена вмещает до 70 музыкантов, максимальное количество зрительских мест - 1507, некоторые из которых имеют ограниченную обзорность.
Драматический театр
19 рядов Драматического театра вмещают 544 зрителя. Начиная с четвертого ряда сиденья возвышаются и обеспечивают хорошую обзорность. В драматическом театре концерты проводят Сиднейский театр, Театр танца Бангарра и театральный коллектив Белл Шекспира.
Театр
Театр является одним из самых уютных залов Сиднейского оперного театра. Первоначально спроектирован для выступлений камерного оркестра, затем его адаптировали и переоборудовали для театральных постановок. Максимальная вместимость зала - 398 мест (19 рядов). Каждый последующий ряд возвышается друг над другом, обеспечивая хорошую обзорность. Сцена расширяется в два этапа, каждое из которых добавляет примерно 90 см и требует сокращения 23 зрительских мест.
Студия
Студия предназначена главным образом для современной музыки, вечеринок, корпоративных презентаций. Максимальное количество сидячих мест - 350, или стоящих - 600.
Зал Утзона
Этот зал спроектирован в соответствии с проектом архитектора Йорна Утзона. Особенностью зала является яркий шерстяной гобелен шириной 14 метров - первое декоративное художественное произведение Утзона. С комнаты открывается вид на восточную сторону гавани Сиднея. Ранее называемый Зал приемов, после реконструкции переименован в честь великого архитектора.
Променад
Променад – открытая площадка перед Сиднейским оперным театром с красивым видом на гавань. Его используют для концертов, различных выступлений, и специальных мероприятий, таких как Новый год. Гранитные ступеньки поднимаются в направлении театра и служат сидениями для зрителей.
Йорн Утзон
Создателя Сиднейского оперного театр удостоили многих наград. В 1973 году Королевский австралийский институт архитекторов (КАИА) наградил Йорна Утзона престижной золотой медалью, а в 1992 он получил Премию Сульмана за достижения в области архитектуры. В 2003 году Утзон получил престижную Притцкеровскую премию (считается высшей наградой в мире архитектуры, архитектурный аналог Нобелевской премии).
В 1999 году Йорна Утзона вновь привлекли в качестве консультанта по дизайну Сиднейского оперного театра. Его первым крупным проектом стала реконструкция Зала приемов в 2002 году. Известное своей великолепной акустикой, это единственное, разработанное Утзоном внутреннее помещение оперного театра, переименованное в честь автора в 2004 году. Его сын Ян, также архитектор, отправился в Австралию и выполнил проект отца.
22 ноября 2008 Йорн Утзон умер. После 1966 года он так никогда и не посещал свое детище, принесшее ему заслуженную мировую славу. Освещающие оперный театр прожекторы выключили в течение одного часа в воскресенье вечером по случаю смерти легендарного архитектора.
Сиднейский оперный театр признан одним из величайших сооружений ХХ века, шедевром творческого гения человека. Его уникальная форма, в частности конструкция крыши из 10 белых парусов, обеспечила ему признание и известность во всем мире. За свою короткую жизнь он заслужил репутацию театрального центра мирового уровня, став символом города, континента, и австралийской нации. Никто, особенно австралийцы, не могут себе представить Сидней без оперного театра, самую популярную туристическую достопримечательность Австралии. Туристы, большинство которых совершенно не заинтересованы в опере, приходят к зданию необычной формы, чтобы просто его увидеть. Спроектированный архитектором Йорном Утзоном и официально открытый в октябре 1973 года, оперный театр стал вторым в мире зданием, включенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО еще при жизни его автора. Он является одним из 15 зданий, построенных в 20 веке и включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Во всем мире найдется только горстка зданий, сравнимых с архитектурно-культурным величием Сиднейского оперного театра. Он превратился в такой же показательный символ Австралии, как египетские пирамиды Гизы, Колизей Рима, или Тадж-МахалИндии. Основное отличие от вышеупомянутых монументов состоит в том, что это белоснежное сооружение, словно парящее над водами Сиднейской бухты, является современным функционирующим зданием. Посетители посещают гигантское здание под развевающимися парусами, чтобы насладиться оперой, камерной музыкой, симфонией, танцевальными и хоровыми выступлениями, и даже рок-н-роллом. Расположение театра на шельфе, окруженном водой с трех сторон, придает его внешнему виду то ли образ парусника, то ли морского существа. Благодаря своему уникальному дизайну, театр стал одним из наиболее часто фотографируемых зданий в мире.
Сиднейский оперный театр: как начиналась сага?
Сиднейский оперный театр строился шестнадцать лет, на шесть лет дольше запланированного и обошелся в десять раз дороже его первоначальной сметной стоимости.
В январе 1956 года правительство Нового Южного Уэльса объявило условия международного конкурса на лучший проект оперного театра с двумя залами. Главное требование конкурса: создание двух больших залов для выступлений, один для оперы и другой для симфонических концертов, никаких ограничений на ориентировочную стоимость проекта не предполагалось. Открытый конкурс зарегистрировал 933 заявки со всех уголков мира, 220 из которых попали в финальную стадию. 29 января 1957 года Йорна Утзона - до этого почти не известного архитектора за пределами родной Дании - объявили победителем. Хотя кое-кто в Комитете придерживался противоположного мнения, подавляющее большинство его членов признали дизайн Утзона наиболее эффектным.
Для финансирования строительства в сентябре 1957 года организовали "Лотерею оперного театра". В течение следующих 16 лет, все любители розыгрыша лотерей в штате Новый Южный Уэльс добровольно пожертвовали чуть больше 100 млн. австралийских долларов на строительство Сиднейского оперного театра.
Дизайн проекта называли "смелым на грани технически возможного". Конечно, макет выглядел красиво, но с математической точки зрения проект Утзона реализовать на практике было довольно сложно. Строительство свода-оболочки было одним из самых сложных инженерных задач. До середины XX века их не применяли в строительстве ввиду сложности расчета, повышенных требований к качеству материалов и соблюдений технологий монтажа. Проектирование и строительство внешней оболочки заняло восемь лет, а для разработки и укладки специальной керамической плитки потребовалось еще более трех лет.
Первоначальный бюджет проекта составлял 7 млн. австралийских долларов (6,3 млн. долл. США), но к моменту завершения строительства в 1973 году цифра выросла до 102 млн. (92 млн. долларов США). Строительство планировали завершить через четыре года, в конечном итоге потребовалось 16 лет времени. К сожалению, Утзон не получил возможности завершить строительство. Серия противоречий, конфликтов по поводу стоимости и медленного строительства заставила датского архитектора выйти из проекта в 1966 году. Утзон покидает Австралию, и никогда больше не возвращается, чтобы увидеть свой шедевр еще раз. Австралийская проектная группа под руководством архитектора Питера Холла завершила обустройство интерьеров здания.
20 октября 1973 года Сиднейский оперный театр открыла королева Великобритании Елизавета II. На открытии присутствовали более 300 журналистов со всех уголков мира. Корреспондент с Лос-Анджелеса так выразил свои впечатления: "Вне всяких сомнений, это наиболее инновационное, наиболее смелое, наиболее зрелищное, и во многих отношениях, наиболее красиво построенное здание для выступлений в наше время". Как ни прискорбно отметить, но на церемонии открытия имя автора проекта так никто и не вспомнил.
Концертный зал
Концертный зал имеет самую большую аудиторию в оперном театре. Зал рассчитан на 2679 мест, из них примерно 2100 расположены в передней части сцены. Сцена шириной от 14 до 17 метров, длиной – 11 метров. Сцена может быть расширена за счет потери 85 передних мест. В Концертном зале расположен Большой орган, самый большой орган на тот момент, насчитывает более 10 000 органных труб. Установленный компанией William Hill & Son в 1980 году, он считается одним из лучших органных музыкальных инструментов в мире.
Зал оперы
Свои концерты в оперном зале представляет Австралийская опера, Австралийский балет, и Сиднейский оперный театр. Сцена вмещает до 70 музыкантов, максимальное количество зрительских мест - 1507, некоторые из которых имеют ограниченную обзорность.
Драматический театр
19 рядов Драматического театра вмещают 544 зрителя. Начиная с четвертого ряда сиденья возвышаются и обеспечивают хорошую обзорность. В драматическом театре концерты проводят Сиднейский театр, Театр танца Бангарра и театральный коллектив Белл Шекспира.
Театр
Театр является одним из самых уютных залов Сиднейского оперного театра. Первоначально спроектирован для выступлений камерного оркестра, затем его адаптировали и переоборудовали для театральных постановок. Максимальная вместимость зала - 398 мест (19 рядов). Каждый последующий ряд возвышается друг над другом, обеспечивая хорошую обзорность. Сцена расширяется в два этапа, каждое из которых добавляет примерно 90 см и требует сокращения 23 зрительских мест.
Студия
Студия предназначена главным образом для современной музыки, вечеринок, корпоративных презентаций. Максимальное количество сидячих мест - 350, или стоящих - 600.
Зал Утзона
Этот зал спроектирован в соответствии с проектом архитектора Йорна Утзона. Особенностью зала является яркий шерстяной гобелен шириной 14 метров - первое декоративное художественное произведение Утзона. С комнаты открывается вид на восточную сторону гавани Сиднея. Ранее называемый Зал приемов, после реконструкции переименован в честь великого архитектора.
Променад
Променад – открытая площадка перед Сиднейским оперным театром с красивым видом на гавань. Его используют для концертов, различных выступлений, и специальных мероприятий, таких как Новый год. Гранитные ступеньки поднимаются в направлении театра и служат сидениями для зрителей.
Йорн Утзон
Создателя Сиднейского оперного театр удостоили многих наград. В 1973 году Королевский австралийский институт архитекторов (КАИА) наградил Йорна Утзона престижной золотой медалью, а в 1992 он получил Премию Сульмана за достижения в области архитектуры. В 2003 году Утзон получил престижную Притцкеровскую премию (считается высшей наградой в мире архитектуры, архитектурный аналог Нобелевской премии).
В 1999 году Йорна Утзона вновь привлекли в качестве консультанта по дизайну Сиднейского оперного театра. Его первым крупным проектом стала реконструкция Зала приемов в 2002 году. Известное своей великолепной акустикой, это единственное, разработанное Утзоном внутреннее помещение оперного театра, переименованное в честь автора в 2004 году. Его сын Ян, также архитектор, отправился в Австралию и выполнил проект отца.
22 ноября 2008 Йорн Утзон умер. После 1966 года он так никогда и не посещал свое детище, принесшее ему заслуженную мировую славу. Освещающие оперный театр прожекторы выключили в течение одного часа в воскресенье вечером по случаю смерти легендарного архитектора.
Материал взят: Тут