«Уралы» набирают вес: семейства «Мотовоз» и «Торнадо» ( 6 фото )

Это интересно




“Урал Торнадо-У”..

Сложное десятилетие

Грузовики семейства «Урал» изначально проектировались под нужды военных, о чем уже неоднократно упоминалось в предыдущих частях, и это во многом осложнило выживание завода после распада Советского Союза. Главный конкурент, КамАЗ, мог предложить клиентам более широкую производственную линейку, включающую, помимо прочего, магистральные тягачи, с которым в Миассе не заладилось. Кроме этого, специфика работы почти исключительно на нужды обороны оставила след на уровне инженерии завода – многие решения не подходили для гражданских нужды. К примеру, на четырехосных исполинах «Урал-5323-20» в 90-е годы использовали для российской армии кабины из Набережных Челнов. Эта кабина уже тогда устарела и, в случае выхода модели на рынок гражданского сектора о больших продажах можно было не мечтать. Поэтому появился гигант 8х8 «Урал-5323-22» с кабиной от итальянской IVECO. Однако и это мало помогало миасскому заводу – объемы выпуска упали с советских 30 тыс. машин в год до 5,4 тыс. В итоге в 1998 году на «УралАЗе» вводится внешнее управление, которое, как ни странно, спасает завод: уже через пару лет заводчане наращивают выпуск.


“Урал” с ЗРК “Панцирь-С1”..

Все это время Министерство обороны закупало грузовики относительно небольшими партиями и особого стимула к дальнейшей модернизации военной линейки не было. Тем не менее, работы шли. Все семейство «Урал-4320» получило собственное имя «Мотовоз», что на самом деле обозначает небольшой маневровый локомотив. Было ли решение о таком наименовании вызвано соображениями секретности, неизвестно, но получилось звучно и оригинально. У КамАЗа одновременно с уральскими «Мотовозами» существовала и существует по сей день аналогичная линейка «Мустанг». «Уралы-Мотовозы» были двух-, трех- и четырехосными и оснащались преимущественно различными дизелями Ярославского моторного завода. Линейка грузовиков активно экспортировалась в Африку, Юго-Восточную Азию и Южную Америку. А в конце 1994 года «Урал-5323.4» чуть не стал мобильной базой для знаменитого на весь мир ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-С1». Машина оснащалась дизелем КамАЗ-7406 мощностью 260 л. с. Долгое время считалось, что именно уральский грузовик должен был нести на себе комплекс ПВО, но в итоге завод в Набережных Челнах победил, и сейчас первой ассоциацией на «Панцирь-С1» стала камазовская машина. Но большие «Уралы» все-таки поставлялись в войска, в частности, на модель 53236 монтировали звенья понтонного парка ПМП. В настоящее время «Урал» отстранен он комплектования понтонных парков своей техникой – нишу отдали КамАЗу.


“Урал-5323”..

“Урал-4320”, поставленный на рельсы с помощью системы УКХ (универсальный комбинированный ход). В этой ипостаси машина больше всего ответствует имени “Мотовоз”. Фото:mpark.pro

Определенно на руку производителям из Миасса и Набережных Челнов стала потеря для российской армии продукции украинского КрАЗа. Нишу тяжелых грузовиков стали занимать отечественные четырехосные модели. Почему не удавалось создать в 90-е годы трехосную полноприводную модель грузоподъемностью более 7 тонн? Ведь понятно, что машины 8х8 гораздо дороже и сложнее, хотя и выигрывают в проходимости. Все дело в отсутствии подходящих мостов для столь тяжелых машин. Нет, конечно, они были, к примеру, такие агрегаты предлагала венгерская Raba, но военным по понятным причинам это не подходило. Вот и приходилось наращивать грузоподъемность дополнительными мостами. Получилось неплохо: «Урал-5323» берет на себя сразу 10 тонн, а младший трехосный 4320-31 на твердом покрытии — на четыре тонны меньше. Проблему отсутствия «тяжелых» отечественных мостов на «УралАЗе» частично решили только в последние годы.

С целью ввести в заблуждение

Проблемой «Урала» и КамАЗа в последние пять-шесть лет стали возможные санкции Запада в связи с оборонной продукцией заводов. И если для военной техники они особенно не страшны, то гражданская продукция без иностранных моторов, коробок переключения передач и другой мелочи никак не обойдется. В этом, кстати, ничего страшного нет – в мире уже не осталось крупных автопроизводителей, полностью опирающихся на комплектующие собственного производства. Изящно эту проблему решили в ПАО «КамАЗ», когда вывели всю военную линейку техники под дочерний бренд АО «Ремдизель», или RD. Теперь нет понятия новый армейский КамАЗ «Мустанг-М» – только «Ремдизель». На официальном сайте также нет упоминаний про армейскую продукцию завода в Набережных Челнах. До недавнего времени «УралАЗ» входил в состав «Группы ГАЗ», босс которой, Олег Дерипаска, в 2018 году попал под санкции американского Минфина. И ему совсем не нужны были дополнительные проблемы с США в связи с активом, работающим на интересы Министерства обороны РФ. Поэтому Дерипаска провел сделку по продаже «Автомобильного завода «Урал» с «Объединенной машиностроительной группой» (ОМГ) Дмитрия Стрежнева.

“Торнадо-У”, в котором далеко не все комплектующие отечественные. Но в Миассе над этой проблемой работают..

В итоге образовалась компания, в которую, помимо завода в Миассе, вошла часть Ярославского моторного завода и совместное предприятие «РМ-Терекс», объединяющее предприятия «Тверской экскаватор», «Брянский арсенал», «Челябинские строительно-дорожные машины» и «Заволжский завод гусеничных тягачей». Так «Группу ГАЗ» обезопасили от иностранных санкций, которые вполне бы могли остановить конвейер автогиганта. И автомобильный завод, работающий на российскую армию, также защитили от гнева Запада. Не стоит думать, что такие кульбиты возможны только в России – уже несколько лет немецкий MAN поставляет бундесверу грузовики под маркой Rheinmetall. В страхе перед чрезмерно либеральным миром современного бизнеса немцы соорудили совместное предприятие RMMV (Rheinmetall MAN Military Vehicles), причем даже не в Германии, а в Австрии, чтобы совсем замести следы военной продукции. Французы свой боевой Renault Trucks Defense по аналогии с немцами переименовали для отвода глаз в Arquus («Лошадь»).


“Урал-4320-0811-31”..

Классические же «Мотовозы» первого поколения в течение пары следующих лет сойдут, очевидно, со сцены – все-таки кабина уже порядочно устарела и толком не подготовлена к бронированию. Самым большим среди трехосных «Мотовозов» является «Урал-4320-0811-31», на длинную раму которого ставят и обычный бортовой кузов, и аэродромный кондиционер АК 1,0-30-1-1У, и штабной КУНГ МШ-5350.1 со штабным же прицепом ПШ4М. КУНГом в современном прочтении выступает К5350.1-11, а его пассажирская автобусная версия — ПАФ-5350.1-11. В общем, как всегда в лучших традициях отечественной школы именования военной техники.

“Мотовоз-М” для Росгвардии..



“Урал-ВП” — легкий MRAP для военной полиции..

Самое сложное в истории с современными «Уралами» — не запомнить все аббревиатуры, а научиться различать между собой технику семейства «Торнадо-У» (не путайте с одноименными MRAP от “Ремдизеля”) и «Мотовоз-М». Запоминайте: грузовики Урал-63706-0011 «Торнадо-У» — это самые тяжелые машины из Миасса, этакие прямые заменители украинских КрАЗов. Полная массу может достигать 32 тонн при грузоподъемности в 12,5 тонны. Машина собрана вокруг «мирного» и бескапотного «Урал-6370», а это значит, что мосты у «Торнадо-У» венгерские (как вариант — китайские), мотор, хоть и 440-сильный ЯМЗ-652, но производится по французской лицензии и представляет собой дизель Renault dCi 11 со впрыском common rail. Кабина каркасно-панельная и хорошо подходит под бронирование – даже дверные замки ригельного типа.

Первый в своем роде в России — мобильный “Флокс” на базе “Урала Мотовоз-М” с бронированной кабиной..

Но и это еще все! Есть в перспективной линейке еще машины «Урал-М» — военные модификации гражданских «Уралов NEXT». Именно эти грузовики должны заменить грузовики «Мотовоз» первого поколения. Главное — не запутаться.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация