Кто сломал Царь-колокол? ( 4 фото )
- 29.02.2020
- 12 921
Царь-колокол – легендарный памятник русского литейного искусства. Вот только он никогда не звонил, потому что был сломан ещё на стадии производства. Кто сломал Царь-колокол?
Девочка тут точно не причём :)
В государстве российском издавна испытывали пиетет перед большими колоколами. Первый мегаколокол был создан ещё при Борисе Годунове. Он весил более 33 тонн. Ещё несколько чудес литейного искусства были отлиты при царе Михаиле Романовиче. Вот только почти у всех у них печальная судьба. Они то падали с колоколен, то ломались вследствие производственного брака, то разрушались из-за пожаров. Не минул рок и Царь-колокол. Чудо литейной мысли было разбито ещё на стадии создания. Так кто же повинен в порче Царь-колокола?
Императрица Анна Иоанновна была очень неоднозначным человеком и правителем. Многим современникам она запомнилась своими бесконечными кутежами, самодурством и подчас жестоким отношением к людям.
При всём при этом всероссийская самодержица отличалась набожностью. То ли вера, то ли желание помпезно увековечить своё царствование, но в специальном указе от 26 июля 1730 года она повелела отлить чудо-колокол весом 10 000 пудов. Это более 160 тонн. Позднее, в ходе отливки, его масса выросла до 200 с лишним тонн!
При создании Царь-колокола было использовано более 200 тонн меди и олова. Для этого пришлось расплавить огромный колокол конструкции Александра Григорьева, который долго висел на одной из кремлёвских колоколен и разбился в 1701 году, а также несколько пушек и 600 малых колоколов. Для отливки вырыли большую яму и окружили её четырьмя доменными печами.
Подъём Царь-колокола в 1836 году. По гравюре становится понятен масштаб работ, с которыми пришлось столкнуться литейщикам в 18-ом веке.
Процесс создания чудо-колокола шёл с большими трудностями. Почти три года ушли на разработку проекта и подготовительные мероприятия. Сразу же после начала работ мастера столкнулись с нехваткой металла. Затем неожиданно скончался мастер Иван Моторин, отвечавший за отливку изделия. В 1937 добавилась новая напасть – знаменитый Троицкий пожар. Что случилось дальше – версии разнятся. Не то колокол пытались вытащить из ямы, а он соскользнул с подмостков и разбился, не то москвичи так усердно тушили деревянную постройку над ямой, что вода попала на раскалённый колокол и он раскололся.
Но вероятней всего, пожар тут совсем не причём. Всё дело в ошибке мастеров. Либо была нарушена технология заливки металла, либо мастера ошиблись с расчётами, из-за чего не треснул «болван».
Болван – это полая фигура из глины в середине ямы. Вокруг него создают фальш-колокол – модель колокола, которая повторяет все художественное оформление колокола.
Когда металл заливают в яму, он остывает и сжимается, отчего болван как бы проваливается вовнутрь своей полости. Если «болван» не проваливается, то повреждается структура изделия. На нём могут появится трещины и отколоться отдельные куски. Видимо, что-то подобное и произошло с Царь-колоколом.
Так что в порче Царь-колокола, видимо, виноват не пожар, а мастера. Вряд ли они это сделали умышленно. Скорее всего, мастера ошиблись в расчётах, или вверенные им рабочие халатно отнеслись к постройке болвана.
Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что Михаил Моторин – сын Ивана Моторина – которому было поручено продолжить отцовское дело, получил за свои труды лишь 1000 рублей. Смущает сумма вознаграждения. За отливку больших колоколов мастера тех лет просили 4, 6 и более тысяч рублей. Например, после 1737 года Михаил Моторин запросил за создание только одного колокола, который был в несколько раз меньше Царь-колокола, около 8000 рублей. Так может «начальство» ещё задолго до пожара знало, что Царь-колокол получился бракованным и поэтому так скромно отблагодарило мастера?
Впрочем, это уже конспирология. Что на самом деле случилось с Царь-колоколом доподлинно не скажет никто. Остаётся только строить догадки. А что вы думаете по этому поводу?
Девочка тут точно не причём :)
В государстве российском издавна испытывали пиетет перед большими колоколами. Первый мегаколокол был создан ещё при Борисе Годунове. Он весил более 33 тонн. Ещё несколько чудес литейного искусства были отлиты при царе Михаиле Романовиче. Вот только почти у всех у них печальная судьба. Они то падали с колоколен, то ломались вследствие производственного брака, то разрушались из-за пожаров. Не минул рок и Царь-колокол. Чудо литейной мысли было разбито ещё на стадии создания. Так кто же повинен в порче Царь-колокола?
Императрица Анна Иоанновна была очень неоднозначным человеком и правителем. Многим современникам она запомнилась своими бесконечными кутежами, самодурством и подчас жестоким отношением к людям.
При всём при этом всероссийская самодержица отличалась набожностью. То ли вера, то ли желание помпезно увековечить своё царствование, но в специальном указе от 26 июля 1730 года она повелела отлить чудо-колокол весом 10 000 пудов. Это более 160 тонн. Позднее, в ходе отливки, его масса выросла до 200 с лишним тонн!
При создании Царь-колокола было использовано более 200 тонн меди и олова. Для этого пришлось расплавить огромный колокол конструкции Александра Григорьева, который долго висел на одной из кремлёвских колоколен и разбился в 1701 году, а также несколько пушек и 600 малых колоколов. Для отливки вырыли большую яму и окружили её четырьмя доменными печами.
Подъём Царь-колокола в 1836 году. По гравюре становится понятен масштаб работ, с которыми пришлось столкнуться литейщикам в 18-ом веке.
Процесс создания чудо-колокола шёл с большими трудностями. Почти три года ушли на разработку проекта и подготовительные мероприятия. Сразу же после начала работ мастера столкнулись с нехваткой металла. Затем неожиданно скончался мастер Иван Моторин, отвечавший за отливку изделия. В 1937 добавилась новая напасть – знаменитый Троицкий пожар. Что случилось дальше – версии разнятся. Не то колокол пытались вытащить из ямы, а он соскользнул с подмостков и разбился, не то москвичи так усердно тушили деревянную постройку над ямой, что вода попала на раскалённый колокол и он раскололся.
Но вероятней всего, пожар тут совсем не причём. Всё дело в ошибке мастеров. Либо была нарушена технология заливки металла, либо мастера ошиблись с расчётами, из-за чего не треснул «болван».
Болван – это полая фигура из глины в середине ямы. Вокруг него создают фальш-колокол – модель колокола, которая повторяет все художественное оформление колокола.
Когда металл заливают в яму, он остывает и сжимается, отчего болван как бы проваливается вовнутрь своей полости. Если «болван» не проваливается, то повреждается структура изделия. На нём могут появится трещины и отколоться отдельные куски. Видимо, что-то подобное и произошло с Царь-колоколом.
Так что в порче Царь-колокола, видимо, виноват не пожар, а мастера. Вряд ли они это сделали умышленно. Скорее всего, мастера ошиблись в расчётах, или вверенные им рабочие халатно отнеслись к постройке болвана.
Косвенно это предположение подтверждает тот факт, что Михаил Моторин – сын Ивана Моторина – которому было поручено продолжить отцовское дело, получил за свои труды лишь 1000 рублей. Смущает сумма вознаграждения. За отливку больших колоколов мастера тех лет просили 4, 6 и более тысяч рублей. Например, после 1737 года Михаил Моторин запросил за создание только одного колокола, который был в несколько раз меньше Царь-колокола, около 8000 рублей. Так может «начальство» ещё задолго до пожара знало, что Царь-колокол получился бракованным и поэтому так скромно отблагодарило мастера?
Впрочем, это уже конспирология. Что на самом деле случилось с Царь-колоколом доподлинно не скажет никто. Остаётся только строить догадки. А что вы думаете по этому поводу?
Материал взят: Тут