Судебные разбирательства в игровой индустрии 2 ( 19 фото )
- 23.02.2020
- 5 820
Игровая индустрия всегда была богата на скандалы различных масштабов, которые, как правило, заканчивались судом, но иногда, благодаря разногласиям между разработчиками, формировались правила для всей индустрии.
Так в 80-х Data East обвинила компанию Epyx в том, что их тайтл World Karate Championship незаконно заимствовал элементы у их собственной игры Karate Champ. Тем не менее, суд решил, что всему виной общая тематика игр, тем самым позволив разработчикам в дальнейшем заимствовать друг у друга жанровые стандарты, не нарушая при этом закон.
Подобным образом Atari в свое время пыталась засудить Amusement Worlds за то, что их, так и не ставшая известной, игра Meteors копировала многие механики Asteroids. Если бы ей удалось выиграть дело, то, скорей всего, мы бы наблюдали гораздо меньше релизов космических шутеров.
Иллюзионист Ури Геллер против Nintendo
Закончив снимать свое шоу на японском телевидении, израильский иллюзионист Ури Геллер был крайне удивлен, когда один из фанатов попросил его оставить автограф на коллекционной карточке Pokemon. Персонаж, известный западной публике, как «Kadabra», в Японии имел название «Yungerer», и внешне чем-то напоминал Геллера. Более того, в руке он держал ложку, а именно на сгибании ложек силой разума Геллер сделал себе карьеру.
Вскоре после этого случая Геллер подал на Nintendo в суд, запросив около 60 миллионов евро в качестве компенсации. Помимо вышеперечисленных совпадений во внешнем виде, Геллер утверждал, что звезда на лбу и молнии на груди Кадабры отсылают к символике, использованной войсками СС во время Второй Мировой Войны.
«Я хотел заявить всему миру, что не имею ничего общего с этими жестокими персонажами», — заявил Геллер.
На сегодняшний день стороны до сих пор не смогли договориться, а последняя выпущенная карточка с изображением Кадабры была представлена в 2003 году.
Отец индустрии Ральф Баер против Atari
Один из первых гигантов игровой индустрии американская компания Atari была основана в 1972, и уже в том же году она выпустила на аркадных автоматах свой первый хит, всем известную игру Pong.
В 1975 Atari сорвала джек-пот еще раз, портировав Pong на домашние консоли, однако это не понравилось Ральфу Баеру, изобретателю одной из первых консолей в истории Magnavox Odyssey. По словам Баера, основатель Atari Нолан Бушнелл подсмотрел геймплей Pong на выставке Magnavox. При этом в 1967 году Magnavox совместно с компанией Sanders Association оформили патент на концепцию игры.
В свою очередь Atari утверждала, что патент распространяется на технологию, но не саму идею Pong. Как бы там ни было, несмотря на уговоры адвокатов, Бушнелл решил не доводить дело до суда. В 1976 году Atari пришла к соглашению с Magnavox и заплатила ей 700 000 за лицензию на концепцию Pong.
Pac-Man против K.C. Munchkin
Спустя несколько лет после конфликта с Atari Magnavox оказалась на другом конце судебного иска после того, как выпустила K.C. Munchkin. Новый тайтл компании жутко напоминал Pac-Man от Midway, который на тот момент уже стал хитом аркадных автоматов. Кроме того, K.C. Munchkin вышла на Magnavox Odyssey за год до дебюта Pac-Man на домашней консоли Atari 2600.
Само собой, Midway отправилась в суд, и тогда, возможно, впервые в индустрии кому-то удалось доказать, что чрезмерное копирование визуального оформления и геймплейных механик той или иной игры может нарушить авторские права разработчиков оригинала.
Square Enix против звезды K-pop
Легендарная RPG-серия Final Fantasy от Square Enix радует игроков своими тайтлами уже больше двадцати лет, и все это время разработчики закрепляли успех, периодически снимая анимационные фильмы. Один из таких фильмов настолько понравился корейской поп-звезде Ivy, что она решила в своем клипе во всех подробностях воссоздать сцену драки из Final Fantasy VII: Advent Children.
Меньше, чем через месяц Square Enix подала на Ivy в суд, который принял решение оштрафовать ее продюсерскую компанию на 244 000. Интересно, что последующая попытка обжаловать решение суда лишь привела к тому, что штраф в итоге вырос до 326 000.
EverQuest для каждого
Большой любитель MMORPG Александр Стерн в 2009 году подал в суд на Sony за то, что, по его словам, компания нарушает Закон об американцах-инвалидах. Будучи слепым, Стерн испытывал большие трудности при игре в EverQuest, в том числе теряя деньги на аукционах тайтла. При этом он отмечал, что перед тем, как обращаться в суд он не раз связывался с разработчиками игры, предлагая им различные идеи, которые бы позволили сделать EverQuest доступной каждому.
Не прошло и полгода, как суд Калифорнии закрыл дело, посчитав, что локации EverQuest не являются местами общественного пользования, а значит Sony не несет ответственности за то, чтобы каждый мог пользоваться ими в полной мере.
Hot Coffee
Наверное, абсолютно каждый, кто проходил GTA: San Andreas, в какой-то момент узнавал о модификации Hot Coffee, открывающей мини-игры с откровенными сценами, которыми заканчивались свидания Си-Джея.
Данные мини-игры были прописаны оригинальными разработчиками San Andreas, которые позже убрали их из тайтла, оставив при этом код на радость умелым фанатам.
За эту неосторожность на Take-Two Interactive подали в суд не только раздраженные потребители, но даже администрация Лос-Анджелеса. По слухам, заигрывание со сценами для взрослых обошлось Take-Two в несколько десятков миллионов долларов.
Immersion против Sony
Компания Immersion с 1993 года занималась разработкой и лицензированием тактильных технологий и в 1995 зарегистрировала несколько патентов, которые нарушили компании Microsoft и Sony. В 2002 году Immersion подала в суд на консольных мэтров, утверждая, что именно ей принадлежат права на технологию вибрации в контроллерах PlayStation и Xbox.
Если Microsoft быстро сообразила, что эту войну ей не выиграть, и пришла к соглашению с Immersion, купив 10% компании, то Sony выбрала длинный путь, который закончился тем, что в 2006 году она все-таки проиграла дело.
Прямо перед релизом PlayStation 3 суд постановил, что Sony должна выплатить Immersion 90 миллионов долларов, в результате чего Sony к ярости фанатов решила убрать вибрацию из контроллеров к PS3. В 2007 Sony одумалась и начала сотрудничать с Immersion, выплатив ей многомиллионный штраф.
Джек Томпсон против видеоигр
После того, как в 2003 двадцатилетний Девин Мур застрелил диспетчера и двух полицейских, легендарный противник видеоигр адвокат Джек Томпсон просто не мог пройти мимо подобной возможности. Томпсон заявил, что Мур пытался воссоздать сцены из GTA: Vice City, а значит в смерти полицейских стоит винить Sony и Rockstar Games. Он убедил семьи погибших подать в суд на Sony, публично сравнивая продажу «жестоких» видеоигр с атакой японцев на Перл-Харбор. Тем не менее, в скором времени суд отклонил обвинения Томпсона, а Мур был приговорен к смертной казни.
Случай с Муром был далеко не первым вызовом миру видеоигр со стороны Томпсона. Неумолимый адвокат много раз выступал против секса и жестокости в видеоиграх, называя Manhunt, GTA, и Mortal Kombat, да и весь жанр шутеров от первого лица пособиями по убийству людей в реальной жизни. Все эти случаи привели к тому, что в 2008 году Верховный суд Флориды лишил Томпсона лицензии.
Blizzard против пиратских серверов
Для тех обожателей вселенной World of Warcraft, кто не был впечатлен обслуживанием и возможностями официальных серверов игры, некая Элисон Ривс основала Scapegaming. На данном портале игроки за отдельную плату получали доступ к специальным серверам, обходящим многие ограничения и правила серверов Blizzard. На пике популярности Scapegaming мог похвастаться полумиллионом пользователей, оплаченные подписки которых принесли Ривс не один миллион долларов.
Как несложно догадаться, своими действиями Scapegaming нарушал закон и вскоре получил судебный иск от авторов Warcraft. Ривс в то время находилась в Грузии и не смогла присутствовать на суде, из-за чего победа автоматически оказалась на стороне Blizzard. Суд постановил, что Ривс необходимо выплатить компании 88 миллионов долларов, хотя вряд ли Blizzard действительно рассчитывает получить эти деньги.
Nintendo против проката видеоигр
Несмотря на гибкие системы скидок современных цифровых магазинов видеоигр, в 2015 году Valve позволила всем пользователям Steam на определенных условиях возвращать деньги за разочаровавшую игру. В 80-ые же игроки знакомились с незнакомыми тайтлами, брав их напрокат в центрах, вроде Blockbuster Video.
Подобная система не пришлась по душе Nintendo, которая в то время была ведущим игроком индустрии. Компания наложила вето на прокат своих игр в городах Японии, а затем подала в суд на американскую сеть Blockbuster.
Blockbuster пыталась донести до Nintendo, что отдавая игры напрокат, она, наоборот, помогает разработчикам с рекламой, но японские разработчики стояли на своем. Сначала Nintendo жаловалась лишь на то, что вместо настоящих мануалов Blockbuster выдавала игрокам лишь фотокопии, но затем компания пошла дальше, заявив, что игроки могут копировать картриджи. Таким образом Nintendo надеялась остановить прокат ее видеоигр в США, но суд оказался на стороне Blockbuster.
***
Само собой, не все судебные разбирательства в итоге помогают укрепить рабочий механизм игровой индустрии. Некоторые лишь отнимают силы и время разработчиков.
Так, например, пара любителей GTA 5 подали в суд на Take-Two за то, что их долгожданная GTA Online вышла на две недели позже пятой части. Или же певица Кирин Кирби, требующая от Sega около миллиона долларов за схожесть с ней одного из персонажей Space Channel 5. Можно упомянуть еще букмекера Ричарда Мински, который основал виртуальную галерею в Second Life, а затем судился с разработчиками за право использовать слово «SLART» («Second Life Art»). К счастью игроделов, ни один из этих исков не был удовлетворен.
Так в 80-х Data East обвинила компанию Epyx в том, что их тайтл World Karate Championship незаконно заимствовал элементы у их собственной игры Karate Champ. Тем не менее, суд решил, что всему виной общая тематика игр, тем самым позволив разработчикам в дальнейшем заимствовать друг у друга жанровые стандарты, не нарушая при этом закон.
Подобным образом Atari в свое время пыталась засудить Amusement Worlds за то, что их, так и не ставшая известной, игра Meteors копировала многие механики Asteroids. Если бы ей удалось выиграть дело, то, скорей всего, мы бы наблюдали гораздо меньше релизов космических шутеров.
Иллюзионист Ури Геллер против Nintendo
Закончив снимать свое шоу на японском телевидении, израильский иллюзионист Ури Геллер был крайне удивлен, когда один из фанатов попросил его оставить автограф на коллекционной карточке Pokemon. Персонаж, известный западной публике, как «Kadabra», в Японии имел название «Yungerer», и внешне чем-то напоминал Геллера. Более того, в руке он держал ложку, а именно на сгибании ложек силой разума Геллер сделал себе карьеру.
Вскоре после этого случая Геллер подал на Nintendo в суд, запросив около 60 миллионов евро в качестве компенсации. Помимо вышеперечисленных совпадений во внешнем виде, Геллер утверждал, что звезда на лбу и молнии на груди Кадабры отсылают к символике, использованной войсками СС во время Второй Мировой Войны.
«Я хотел заявить всему миру, что не имею ничего общего с этими жестокими персонажами», — заявил Геллер.
На сегодняшний день стороны до сих пор не смогли договориться, а последняя выпущенная карточка с изображением Кадабры была представлена в 2003 году.
Отец индустрии Ральф Баер против Atari
Один из первых гигантов игровой индустрии американская компания Atari была основана в 1972, и уже в том же году она выпустила на аркадных автоматах свой первый хит, всем известную игру Pong.
В 1975 Atari сорвала джек-пот еще раз, портировав Pong на домашние консоли, однако это не понравилось Ральфу Баеру, изобретателю одной из первых консолей в истории Magnavox Odyssey. По словам Баера, основатель Atari Нолан Бушнелл подсмотрел геймплей Pong на выставке Magnavox. При этом в 1967 году Magnavox совместно с компанией Sanders Association оформили патент на концепцию игры.
В свою очередь Atari утверждала, что патент распространяется на технологию, но не саму идею Pong. Как бы там ни было, несмотря на уговоры адвокатов, Бушнелл решил не доводить дело до суда. В 1976 году Atari пришла к соглашению с Magnavox и заплатила ей 700 000 за лицензию на концепцию Pong.
Pac-Man против K.C. Munchkin
Спустя несколько лет после конфликта с Atari Magnavox оказалась на другом конце судебного иска после того, как выпустила K.C. Munchkin. Новый тайтл компании жутко напоминал Pac-Man от Midway, который на тот момент уже стал хитом аркадных автоматов. Кроме того, K.C. Munchkin вышла на Magnavox Odyssey за год до дебюта Pac-Man на домашней консоли Atari 2600.
Само собой, Midway отправилась в суд, и тогда, возможно, впервые в индустрии кому-то удалось доказать, что чрезмерное копирование визуального оформления и геймплейных механик той или иной игры может нарушить авторские права разработчиков оригинала.
Square Enix против звезды K-pop
Легендарная RPG-серия Final Fantasy от Square Enix радует игроков своими тайтлами уже больше двадцати лет, и все это время разработчики закрепляли успех, периодически снимая анимационные фильмы. Один из таких фильмов настолько понравился корейской поп-звезде Ivy, что она решила в своем клипе во всех подробностях воссоздать сцену драки из Final Fantasy VII: Advent Children.
Меньше, чем через месяц Square Enix подала на Ivy в суд, который принял решение оштрафовать ее продюсерскую компанию на 244 000. Интересно, что последующая попытка обжаловать решение суда лишь привела к тому, что штраф в итоге вырос до 326 000.
EverQuest для каждого
Большой любитель MMORPG Александр Стерн в 2009 году подал в суд на Sony за то, что, по его словам, компания нарушает Закон об американцах-инвалидах. Будучи слепым, Стерн испытывал большие трудности при игре в EverQuest, в том числе теряя деньги на аукционах тайтла. При этом он отмечал, что перед тем, как обращаться в суд он не раз связывался с разработчиками игры, предлагая им различные идеи, которые бы позволили сделать EverQuest доступной каждому.
Не прошло и полгода, как суд Калифорнии закрыл дело, посчитав, что локации EverQuest не являются местами общественного пользования, а значит Sony не несет ответственности за то, чтобы каждый мог пользоваться ими в полной мере.
Hot Coffee
Наверное, абсолютно каждый, кто проходил GTA: San Andreas, в какой-то момент узнавал о модификации Hot Coffee, открывающей мини-игры с откровенными сценами, которыми заканчивались свидания Си-Джея.
Данные мини-игры были прописаны оригинальными разработчиками San Andreas, которые позже убрали их из тайтла, оставив при этом код на радость умелым фанатам.
За эту неосторожность на Take-Two Interactive подали в суд не только раздраженные потребители, но даже администрация Лос-Анджелеса. По слухам, заигрывание со сценами для взрослых обошлось Take-Two в несколько десятков миллионов долларов.
Immersion против Sony
Компания Immersion с 1993 года занималась разработкой и лицензированием тактильных технологий и в 1995 зарегистрировала несколько патентов, которые нарушили компании Microsoft и Sony. В 2002 году Immersion подала в суд на консольных мэтров, утверждая, что именно ей принадлежат права на технологию вибрации в контроллерах PlayStation и Xbox.
Если Microsoft быстро сообразила, что эту войну ей не выиграть, и пришла к соглашению с Immersion, купив 10% компании, то Sony выбрала длинный путь, который закончился тем, что в 2006 году она все-таки проиграла дело.
Прямо перед релизом PlayStation 3 суд постановил, что Sony должна выплатить Immersion 90 миллионов долларов, в результате чего Sony к ярости фанатов решила убрать вибрацию из контроллеров к PS3. В 2007 Sony одумалась и начала сотрудничать с Immersion, выплатив ей многомиллионный штраф.
Джек Томпсон против видеоигр
После того, как в 2003 двадцатилетний Девин Мур застрелил диспетчера и двух полицейских, легендарный противник видеоигр адвокат Джек Томпсон просто не мог пройти мимо подобной возможности. Томпсон заявил, что Мур пытался воссоздать сцены из GTA: Vice City, а значит в смерти полицейских стоит винить Sony и Rockstar Games. Он убедил семьи погибших подать в суд на Sony, публично сравнивая продажу «жестоких» видеоигр с атакой японцев на Перл-Харбор. Тем не менее, в скором времени суд отклонил обвинения Томпсона, а Мур был приговорен к смертной казни.
Случай с Муром был далеко не первым вызовом миру видеоигр со стороны Томпсона. Неумолимый адвокат много раз выступал против секса и жестокости в видеоиграх, называя Manhunt, GTA, и Mortal Kombat, да и весь жанр шутеров от первого лица пособиями по убийству людей в реальной жизни. Все эти случаи привели к тому, что в 2008 году Верховный суд Флориды лишил Томпсона лицензии.
Blizzard против пиратских серверов
Для тех обожателей вселенной World of Warcraft, кто не был впечатлен обслуживанием и возможностями официальных серверов игры, некая Элисон Ривс основала Scapegaming. На данном портале игроки за отдельную плату получали доступ к специальным серверам, обходящим многие ограничения и правила серверов Blizzard. На пике популярности Scapegaming мог похвастаться полумиллионом пользователей, оплаченные подписки которых принесли Ривс не один миллион долларов.
Как несложно догадаться, своими действиями Scapegaming нарушал закон и вскоре получил судебный иск от авторов Warcraft. Ривс в то время находилась в Грузии и не смогла присутствовать на суде, из-за чего победа автоматически оказалась на стороне Blizzard. Суд постановил, что Ривс необходимо выплатить компании 88 миллионов долларов, хотя вряд ли Blizzard действительно рассчитывает получить эти деньги.
Nintendo против проката видеоигр
Несмотря на гибкие системы скидок современных цифровых магазинов видеоигр, в 2015 году Valve позволила всем пользователям Steam на определенных условиях возвращать деньги за разочаровавшую игру. В 80-ые же игроки знакомились с незнакомыми тайтлами, брав их напрокат в центрах, вроде Blockbuster Video.
Подобная система не пришлась по душе Nintendo, которая в то время была ведущим игроком индустрии. Компания наложила вето на прокат своих игр в городах Японии, а затем подала в суд на американскую сеть Blockbuster.
Blockbuster пыталась донести до Nintendo, что отдавая игры напрокат, она, наоборот, помогает разработчикам с рекламой, но японские разработчики стояли на своем. Сначала Nintendo жаловалась лишь на то, что вместо настоящих мануалов Blockbuster выдавала игрокам лишь фотокопии, но затем компания пошла дальше, заявив, что игроки могут копировать картриджи. Таким образом Nintendo надеялась остановить прокат ее видеоигр в США, но суд оказался на стороне Blockbuster.
***
Само собой, не все судебные разбирательства в итоге помогают укрепить рабочий механизм игровой индустрии. Некоторые лишь отнимают силы и время разработчиков.
Так, например, пара любителей GTA 5 подали в суд на Take-Two за то, что их долгожданная GTA Online вышла на две недели позже пятой части. Или же певица Кирин Кирби, требующая от Sega около миллиона долларов за схожесть с ней одного из персонажей Space Channel 5. Можно упомянуть еще букмекера Ричарда Мински, который основал виртуальную галерею в Second Life, а затем судился с разработчиками за право использовать слово «SLART» («Second Life Art»). К счастью игроделов, ни один из этих исков не был удовлетворен.
Материал взят: Тут