Социализм в Сомали – покупателям «Березки» ( 1 фото )

Это интересно

Сиад Барре стал классиком марксизма-ленинизма за три военные базы


На Африканском Роге насаждение советского социализма закончилось войной между друзьями СССР, новыми и бывшими.

Уникальное географическое положение Сомали потребовало ускоренной «советизации» страны. Денег не жалели. Преимущества такой политики на первых порах выразились в предоставлении Москве в начале 70-х военно-морских (Бербера, Кисмайо) и военно-воздушной (Харгейса) баз. Они позволили СССР контролировать стратегический маршрут из Красного моря в Индийский океан.

Но потрясающее невнимание Москвы к противоречиям Могадишо с соседями, особенно с Аддис-Абебой, уже в конце 70-х привело к коллективному перехвату контроля над страной Пекином, Римом (Италия владела большей частью Сомали по 1959 год) и Вашингтоном. А еще через 15 лет – к распаду государства.

Сомалийский социализм благодаря китайской поддержке продержался до конца 80-х. Но трещать по швам стал раньше – после поражения Могадишо в войне с Эфиопией, с 1974 года ориентированной на СССР.

В октябре 1969-го военные во главе с подполковником Мохаммедом Сиадом Барре (1919–1995) захватили власть и в считаные недели «каленым железом» прекратили межэтническую гражданскую войну. С учетом геостратегического положения Сомали ее новый режим был сразу поддержан Москвой.

Страну объявили демократической республикой, было провозглашено «создание государства и общества, основанных на труде и социальной справедливости». А в канун 7 ноября 1970 года Барре (уже генерал) объявил, что СДР будет идти по пути социалистического развития, ее идеологией станут принципы научного социализма в сочетании с принципами ислама.

Центральный проспект в Могадишо с 1970 по 1992 год носил имя Ленина. А в 1976-м под нажимом Москвы, еще в начале 70-х предоставившей Сомали первые кредиты более чем на 100 миллионов долларов, причем с неопределенными сроками погашения, была основана Сомалийская революционная социалистическая партия во главе с Барре, почти аналогичная КПСС. Генсека сразу же причислили к классикам марксизма-ленинизма.

Власти почти полностью включили экономику в госсектор, оставив частным только малый бизнес. Такой курс, дополненный советскими принципами государственного планирования, стал вызывать в стране все большее недовольство, но режим оперативно подавлял оппонентов.

В то же время в 1970–1976 годах объем продукции основных местных отраслей – легкой и пищевой промышленности – благодаря советской помощи вырос более чем втрое. Были построены крупные ирригационные объекты на Веби-Шебели – «сомалийской Волге».

Доля пустынь с солончаками в земельном фонде страны сократилась к 1976 году почти с 85 до 60 процентов. Республика получила от СССР не только военный и гражданский флот, но и национальное судостроение. Советские геологи выявили в местных недрах, включая шельф, крупные запасы нефти, урана, драгметаллов, сланцев, марганца.

Кроме того, с советской же помощью к середине 70-х была создана единая для всей страны национальная письменность. Стали бесплатными здравоохранение и образование.

С 1970 по 1977-й СССР направил в СДР свыше 300 гражданских специалистов разного профиля. Объем советской, в основном безвозмездной помощи Сомали, по нынешним меркам, превышает 10 миллиардов долларов.

В итоге в стране, прежде одной из самых отсталых в Африке, при Мохаммеде Сиаде Барре была устойчивая многоотраслевая экономика. Например, сомалийские говяжья тушенка и консервированные фрукты были столь высокого качества, что в СССР их продавали в валютно-чековых «Березках» или спецраспределителях для номенклатуры.

В 1974 году Советский Союз и Сомали заключили в Москве Договор о дружбе и сотрудничестве, нацеленный в первую очередь на военное партнерство. Вооруженные силы союзника ускоренно оснащались советским оружием, в основном безвозмездно. В страну прибыли советские и кубинские военные советники – всего более 2500 человек.

Но со второй половины 70-х Москва решила сделать ставку на соседнюю Эфиопию, свергнув там давнего друга СССР императора Хайле Селассие. Тогда же без советского противодействия была спровоцирована эфиопско-сомалийская война (1976–1979), где Могадишо потерпел поражение. Как следствие в первой половине 80-х Сомали денонсировала все соглашения с СССР. А наши военные советники и базы уже в 1979–1981-м были заменены на американские, китайские, итальянские.

Сиад Барре впоследствии утверждал, что в Москве были недовольны несогласием Могадишо с проектами бессрочной, притом бесплатной аренды сомалийских военных баз. И потому одобряли планы просоветского режима в Аддис-Абебе расширить Эфиопию до Индийского океана.

Так или иначе война ввергла Сомали в ужасающую нищету, еще и с последующим распадом страны в середине 90-х, что произошло не без помощи Запада. Сегодня на месте СДР ряд самопровозглашенных «государств», взаимно враждующих и пребывающих в социально-экономическом коллапсе. Эфиопию тоже трудно назвать победительницей. А последствия войны ощущаются поныне. Каждый год многие тысячи сомалийцев и эфиопов покидают свои страны в любых направлениях.

Игнорирование национально-исторической специфики стран, избравших «социалистическую ориентацию», вкупе с навязыванием им советских атрибутов государственной власти – главная и общая ошибка Москвы. Крах сомалийского социализма привел к развалу самого государства. По той же схеме разрушился и СССР.

Алексей Балиев, политолог

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация