Скиталец морей ( 2 фото )
- 27.01.2020
- 18 630
Он прожил всего 45 лет. Но таких, что его мемуары очень пригодились Александру Дюма и Фенимору Куперу при написании приключенческих романов.
Борец за чужую свободу
Джон Пол Джонс родился в 1747 году в Шотландии, в семье садовника. В юные годы определился матросом в торговый флот и уже вскоре стал капитаном, а потом и совладельцем судовой компании. Правда, ему приходилось заниматься грязным делом – работорговлей, которая давала главный доход его компаньонам. И однажды Джонс решил пересмотреть свои взгляды на жизнь.
Духовные поиски привели его к масонам. 27 ноября 1770 года он принял посвящение, став членом ложи «Святой Бернард» города Килвиннинга. (В книге «Биографии шотландских масонов» читаем: «Знаменитый мореход был возвышен в степень подмастерья 28 февраля 1771 года, но не имеется никакой записи о его возведении в степень мастера. Его имя вписано в книги Великой Ложи Шотландии».) Став масоном, отважный капитан навсегда распрощался с работорговлей и решил попытать счастья на более благородном, хотя и менее прибыльном поприще. Он поступил на службу в Королевский флот. Но…
Случилось так, что во время плавания на его корабле взбунтовалась часть экипажа. Джонс, не желая идти на компромисс, застрелил одного из зачинщиков. К несчастью, тот оказался сыном английского чиновника. Капитану грозил суд. Он решил не возвращаться в Великобританию и отправился прямиком в Новый Свет, где начиналась война за независимость Американских Штатов. Там он предложил свои услуги Конгрессу, который охотно взял опытного моряка под своё покровительство, надеясь на его громкие победы во славу зарождавшейся великой заокеанской нации. Джонс сполна оправдал эти надежды.
Главным его занятием стало так называемое каперство – узаконенное пиратство: под флагом воюющей державы захватывать, грабить и уничтожать торговые суда противника. Добычей первой крупной кампании под его командованием стали 16 английских кораблей. Их привели в порт Филадельфии. В 1776 году на корвете «Скиталец» Джонс отправился к берегам Англии. В кромешной тьме высадил десант в порту Уайтхейвена и сжёг все корабли в гавани. На обратном пути захватил фрегат «Дрейк». Английский король был так взбешён наглостью своего бывшего подданного, что публично пообещал повесить его дважды: за шею – для умерщвления и за ноги – для позора. В ответ на это Джонс увёл из-под носа у британцев 40 торговых судов!
В том же 1776 году на 12-пушечном шлюпе «Провидение» лихой шотландец захватил три десятка английских кораблей, на одном из которых оказалась казна, предназначенная для британской колониальной армии. В октябре 1777-го он доставил в Нью-Йорк провизию и боеприпасы для блокированной и с суши, и с моря армии генерала Вашингтона, которая была уже на грани краха. Под покровом ночи Джонсу удалось провести своё судно буквально между кораблями английской эскадры. За эту операцию он удостоился звания первого капитана Военного флота Соединённых Штатов.
В сентябре 1779 года в безнадёжной, казалось бы, ситуации, когда его собственный корабль горел и шёл ко дну, Джонс взял на абордаж два английских корабля – «Серапис» и «Графиню Скарборо». Он доставил их в порт нейтральной Голландии и преподнёс в подарок Людовику XVI. В благодарность за этот подвиг Джонс был возведён в рыцарское достоинство и получил золотую шпагу из рук самого короля. Кроме того, французы наградили его орденами Святого Михаила и Святого Людовика, знаком «За военные заслуги» и высшим королевским орденом – Святого Духа.
В Америке Джонс тоже получил высшую награду – Золотую медаль Почёта. По окончании войны за независимость Конгресс объявил ему благодарность от лица всей нации. И именно он, первый капитан Военного флота Соединённых Штатов, впервые поднял на своём корабле «Альфред» новый американский флаг.
Джонс часто бывал во Франции, доставляя в Париж письма Вашингтона и Джефферсона, адресованные их послу в Европе Бенджамину Франклину. В ту пору Франклин входил в знаменитую парижскую Ложу Девяти сестёр. Туда же он привёл и Джона Пола Джонса, который стал членом ложи в 1778 году. Помимо этого, Джонс состоял ещё и в парижской Ложе Олимпийского общества, где бывали многие американские офицеры.
Опальный шотландец продолжал сражаться за свободу Америки вплоть до 1785 года, когда объявили о запрете пиратских кампаний против английского флота. В услугах Джонса его покровители больше не нуждались. И в Военно-морском флоте США карьера его создателя не задалась. Конгресс наотрез отказал Джонсу в присвоении звания адмирала.
Очаковские времена
Оказавшись не у дел, Джонс покинул «континент свободы» и поселился в Париже. Здесь его и нашёл русский посланник Иван Смолин, который передал пожелание Екатерины II принять Джонса на российскую службу. Государыня вела войну с турками и испытывала потребность в опытных флотоводцах.
Екатерина приняла его сразу же по прибытии в Петербург и пожаловала капитану звание контр-адмирала русского флота. Джонс поднёс государыне американскую конституцию. Он загорелся идеей создать соединённую российско-американскую эскадру, базирующуюся в Средиземном море для обеспечения всеобщего европейского мира! Разрабатывал он и проекты развития торговли между США и Россией.
Северная Пальмира приняла его с распростёртыми объятиями. Новоиспечённый адмирал попал в круговерть русского хлебосольства и ослепительной дворянской роскоши. Но далеко не все ему радовались. При русском дворе кормилось немало англичан, и в их числе были офицеры Балтийского флота. Они все, что называется, встали в позу, заявив о нежелании служить под началом первого капитана Американских Штатов, которого считали государственным преступником. Британские купцы в знак протеста закрыли в Петербурге свои лавки. Узнав об этом, Екатерина Великая пришла в ярость: «Я проявила к этим нищим столько щедрости, а они позволяют себе осуждать моё отношение к человеку, который является моим гостем!»
И тут Джонсу представилась отличная возможность доказать всем справедливость своего возвышения. На юге шла война с турками. Важнейшая задача – взятие Очакова. Джонсу вверяют морскую эскадру: линейные корабли «Владимир» и «Александр», четыре фрегата и восемь небольших кораблей. Он должен был поддерживать с моря атаки на Очаков. Сухопутными силами в этой кампании командовал Александр Васильевич Суворов.
Роман Нутрихин
Фотография — shutterstock.com
Материал взят: Тут