“Совместное чтение, дорога в храм и походы в театр ” – новый министр культуры России рассказывает о своем детстве и родителях ( 1 фото )
- 22.01.2020
- 14 579
Новым министром культуры России назначена глава Департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова. Она вступила в полномочия 21 января указом президента Владимира Путина.
Пять лет назад журнал “Фома” публиковал материал “Лучшее время, проведенное вместе”, в котором разные люди рассказывали про самые ценные моменты общения со своими родителями. Вот, что рассказала нам Ольга Любимова о своем детстве:
Я журчу, а папа слушает
Ольга Любимова
Одно из самых лучших времяпрепровождений с папой — это наши походы в театр, традиция, которую мы соблюдаем до сих пор. Мне было года три, когда папа с мамой в первый раз повели меня в театр. Это была «Синяя птица» во МХАТе им. Горького в переводе моего дедушки. Я была такой маленькой, что нас даже в зал пускать не хотели. Позже походы в театр становились все регулярнее. В подростковом возрасте я за сезон, как хороший театровед, отсматривала до 20 премьер. Спасибо маме, что разрешила мне все эти годы сидеть рядом с папой на ее месте. Обычно мы шли вместе с папой, вдвоем, и я делилась своими впечатлениями. Папа называл это «ты журчишь». Идет маленький ребенок и «журчит», «журчит» про увиденное, делится чем-то.
А особенно это было важно, думаю, для нас обоих, в период моего переходного возраста, лет с 12 и до 17. Но и после университета я часто бегала встречаться с папой перед походом в театр. Возможно, в какой-то момент эти мои оценки увиденного стали более осмысленными и интересными. Но и непосредственные детские впечатления ему, как человеку, который всю жизнь работал в театре, были любопытны. Папа открыл мне Марка Захарова, Петра Фоменко, Сергея Женовача и во многом сформировал мой взгляд и на литературу, и на театр, и на искусство в целом.
А еще мы часто ходили в храм. Тогда открытых храмов было очень мало. Моим детям сейчас в это сложно поверить. Обычно мы шли через парк Павлика Морозова в храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне, а на даче нам приходилось преодолевать расстояние аж в 10 километров. Тогда папа сажал меня на багажник велосипеда или на свои плечи, и снова всю дорогу мы «журчали» о чем-то.
Я не Лев Николаевич Толстой и многого из своего детства не помню, но то ощущение, когда ты вместе с папой куда-то идешь, мне кажется, для девочки просто невероятное! Были у нас и какие-то секретики, которые папа знал и вместе со мной скрывал от «женской половины» дома — от мамы, няни и бабушки — или прикрывал меня.
Еще мне было безумно уютно и тепло, когда папа читал мне вслух. Это была классика, зарубежная и русская. Он начал читать мне достаточно рано, не боясь перегрузить, важнейшие произведения отечественной литературы. Я помню, была совсем маленькой школьницей, когда он читал мне «Преступление и наказание», и меня так беспокоила судьба Раскольникова, что я начинала плакать, трясти папу и говорить: «Папа, ну почему он не устроится на работу? Почему все так плохо в этой вашей русской литературе? Почему все так страдают?» Таким образом, к университету практически всю программу факультета журналистики по русской и зарубежной литературе я уже выслушала в исполнении отца.
А теперь эта традиция подхвачена, и перед сном я читаю своим детям. Они карабкаются на меня, младшая дочка начинает делать какие-то устрашающие прически на моей голове, старший сын просто лежит рядом (а раньше, помню, он катал по моей спине или ноге какую-нибудь машинку), а я читаю им разные книги. За последние 20 лет появилось много новых авторов и переводов. Например, Астрид Линдгрен, книг которой практически не было в моем детстве. Вот ее сказочная повесть «Братья Львиное Сердце» — очень глубокое христианское произведение, конечно, его не переводили в 1980-е. Теперь я с наслаждением наверстываю упущенное, читая вместе с детьми.
Совместное чтение, дорога в храм и походы в театр с последующим обсуждением — одни из самых ярких моих детских воспоминаний. И, действительно, основа моего нравственного воспитания. Ответы на несметное количество важнейших вопросов в жизни каждого подростка, как мне кажется, я получила в зрительном зале или слушая отца, читающего мне классику. Мы читали так вместе лет, думаю, до четырнадцати, под «Мастера и Маргариту» я уже плела фенечки…
Мы рассуждали и вместе приходили к какому-нибудь решению. И это было гораздо важнее, чем требовать от меня беспрекословно подчиняться представлениям родителей о том, как нужно себя вести. Теперь все это стало традицией и для моей семьи…
А вот, какими воспоминаниями о детстве Ольги Борисовны поделился ее отец:
Достоевский, Толстой и собака
Накопив достаточно опыта в воспитании не только детей, но и внуков, о наиболее приятных и эффективных способах времяпрепровождения я могу говорить обобщенно.
Очень важно вместе читать книжки. Для моей дочери это было большим наслаждением: мы прочитали почти всю русскую литературу, включая «Капитанскую дочку», «Преступление и наказание», всю «Войну и мир», «Белую гвардию» и многое другое.
А еще такие способы культурного обогащения, как поход в театр, в музеи, совместные прогулки по Москве, на природе. Для ребенка это всегда возможность поразмышлять, это радость, но это и слезы. Скажем, когда в книге доходим до какого-то горького места или в театре — момент напряженного действия, моя внучка вполне может заплакать. Она знает, что в конце все будет хорошо, но все равно расчувствуется. Вообще, мне кажется, смех и слезы, грань между весельем и горем, когда наступает катарсис — это то, чем и живет человек.
А отдохнуть, отвлечься от умственного напряжения можно, играя с животными. У меня всегда были собаки, и когда я, моя маленькая дочь или, как теперь, маленькие внуки, вместе играем с собакой, просто валяя дурака, — это тоже большое наслаждение и для меня, и для детей.
Пять лет назад журнал “Фома” публиковал материал “Лучшее время, проведенное вместе”, в котором разные люди рассказывали про самые ценные моменты общения со своими родителями. Вот, что рассказала нам Ольга Любимова о своем детстве:
Я журчу, а папа слушает
Ольга Любимова
Одно из самых лучших времяпрепровождений с папой — это наши походы в театр, традиция, которую мы соблюдаем до сих пор. Мне было года три, когда папа с мамой в первый раз повели меня в театр. Это была «Синяя птица» во МХАТе им. Горького в переводе моего дедушки. Я была такой маленькой, что нас даже в зал пускать не хотели. Позже походы в театр становились все регулярнее. В подростковом возрасте я за сезон, как хороший театровед, отсматривала до 20 премьер. Спасибо маме, что разрешила мне все эти годы сидеть рядом с папой на ее месте. Обычно мы шли вместе с папой, вдвоем, и я делилась своими впечатлениями. Папа называл это «ты журчишь». Идет маленький ребенок и «журчит», «журчит» про увиденное, делится чем-то.
А особенно это было важно, думаю, для нас обоих, в период моего переходного возраста, лет с 12 и до 17. Но и после университета я часто бегала встречаться с папой перед походом в театр. Возможно, в какой-то момент эти мои оценки увиденного стали более осмысленными и интересными. Но и непосредственные детские впечатления ему, как человеку, который всю жизнь работал в театре, были любопытны. Папа открыл мне Марка Захарова, Петра Фоменко, Сергея Женовача и во многом сформировал мой взгляд и на литературу, и на театр, и на искусство в целом.
А еще мы часто ходили в храм. Тогда открытых храмов было очень мало. Моим детям сейчас в это сложно поверить. Обычно мы шли через парк Павлика Морозова в храм Иоанна Предтечи на Красной Пресне, а на даче нам приходилось преодолевать расстояние аж в 10 километров. Тогда папа сажал меня на багажник велосипеда или на свои плечи, и снова всю дорогу мы «журчали» о чем-то.
Я не Лев Николаевич Толстой и многого из своего детства не помню, но то ощущение, когда ты вместе с папой куда-то идешь, мне кажется, для девочки просто невероятное! Были у нас и какие-то секретики, которые папа знал и вместе со мной скрывал от «женской половины» дома — от мамы, няни и бабушки — или прикрывал меня.
Еще мне было безумно уютно и тепло, когда папа читал мне вслух. Это была классика, зарубежная и русская. Он начал читать мне достаточно рано, не боясь перегрузить, важнейшие произведения отечественной литературы. Я помню, была совсем маленькой школьницей, когда он читал мне «Преступление и наказание», и меня так беспокоила судьба Раскольникова, что я начинала плакать, трясти папу и говорить: «Папа, ну почему он не устроится на работу? Почему все так плохо в этой вашей русской литературе? Почему все так страдают?» Таким образом, к университету практически всю программу факультета журналистики по русской и зарубежной литературе я уже выслушала в исполнении отца.
А теперь эта традиция подхвачена, и перед сном я читаю своим детям. Они карабкаются на меня, младшая дочка начинает делать какие-то устрашающие прически на моей голове, старший сын просто лежит рядом (а раньше, помню, он катал по моей спине или ноге какую-нибудь машинку), а я читаю им разные книги. За последние 20 лет появилось много новых авторов и переводов. Например, Астрид Линдгрен, книг которой практически не было в моем детстве. Вот ее сказочная повесть «Братья Львиное Сердце» — очень глубокое христианское произведение, конечно, его не переводили в 1980-е. Теперь я с наслаждением наверстываю упущенное, читая вместе с детьми.
Совместное чтение, дорога в храм и походы в театр с последующим обсуждением — одни из самых ярких моих детских воспоминаний. И, действительно, основа моего нравственного воспитания. Ответы на несметное количество важнейших вопросов в жизни каждого подростка, как мне кажется, я получила в зрительном зале или слушая отца, читающего мне классику. Мы читали так вместе лет, думаю, до четырнадцати, под «Мастера и Маргариту» я уже плела фенечки…
Мы рассуждали и вместе приходили к какому-нибудь решению. И это было гораздо важнее, чем требовать от меня беспрекословно подчиняться представлениям родителей о том, как нужно себя вести. Теперь все это стало традицией и для моей семьи…
А вот, какими воспоминаниями о детстве Ольги Борисовны поделился ее отец:
Достоевский, Толстой и собака
Накопив достаточно опыта в воспитании не только детей, но и внуков, о наиболее приятных и эффективных способах времяпрепровождения я могу говорить обобщенно.
Очень важно вместе читать книжки. Для моей дочери это было большим наслаждением: мы прочитали почти всю русскую литературу, включая «Капитанскую дочку», «Преступление и наказание», всю «Войну и мир», «Белую гвардию» и многое другое.
А еще такие способы культурного обогащения, как поход в театр, в музеи, совместные прогулки по Москве, на природе. Для ребенка это всегда возможность поразмышлять, это радость, но это и слезы. Скажем, когда в книге доходим до какого-то горького места или в театре — момент напряженного действия, моя внучка вполне может заплакать. Она знает, что в конце все будет хорошо, но все равно расчувствуется. Вообще, мне кажется, смех и слезы, грань между весельем и горем, когда наступает катарсис — это то, чем и живет человек.
А отдохнуть, отвлечься от умственного напряжения можно, играя с животными. У меня всегда были собаки, и когда я, моя маленькая дочь или, как теперь, маленькие внуки, вместе играем с собакой, просто валяя дурака, — это тоже большое наслаждение и для меня, и для детей.
Материал взят: Тут