До весны ещё далеко ( 10 фото )

Это интересно

Когда я из ребенка превращался в подростка, мне был сделан роскошный подарок: моя тётя подарила мне «Весну» Оскара Лутса, небрежно заметив «Это книга, где дети в школе хулиганят». Меня такая аннотация, естественно, заинтересовала.





Тем не менее, такое описание лишь отчасти совпадало с содержанием книги, носившей подзаголовок «Картинки школьной жизни». На самом-то деле Лутс писал о проблемах взросления. И это как раз было то, что мне нужно.

Место действия «Весны» находилось от меня на изрядной дистанции – Эстония начала ХХ века, выселки, хутора и село, с приходской школой на окраине. Мне, стихийному урбанисту поколения «детей проходных дворов», эстонские задворки были радикально чужды. Тем не менее, я мгновенно втянулся в мир низких горизонтов, торфяных болот и перелесков, потому что сразу же поверил в Арно Тали, моего мечтательного ровесника, «интеллигента в первом поколении», не умеющего быть интеллигентом, да и слова такого не знающего.



Герои книги отличались от моих свертников только одним: они были менее агрессивны. Да, они дрались будь здоров, могли в драке противнику и руку сломать, но все стычки были мотивированы. Злобы, направленной в пустоту, на случайно оказавшегося в поле зрения человека, у персонажей «Весны» не было. В остальном они в точности походили на моих одноклассников. И одноклассниц. Это важное уточнение, потому что Арно Тали влюбился, а я уже влюблялся пару раз, и оба раза получалось что-то не слишком удачно. Меня разбирало любопытство – как Тали справится со своими чувствами, что выйдет из его любовной истории.

Всё описывалось очень достоверно, без излишего сентиментального размазывания, которое так раздражало меня в аналогичных советских повестях и рассказах «для детей и юношества». Но лирично, но мягко, с паузами, чтобы можно было перевести дыхание на захватывающем повествовании.



Конечно, ничего хорошего на любовном фронте Арно Тали не обломилось. И я извлёк из прочитанного некий урок, который мне в последствии весьма пригодился. Но «Весна» вовсе не исчерпывается терзаниями умного подростка, постепенно сознающего, что вовсе не является центром вселенной, что пребывает, скорее, на обочине всеобщего внимания. Зато тот кто по праву сияет в центре композции «Картинок школьной жизни», так это несравненный Йозеп Тоотс, рыжий хулиган по прозвищу Кентукский Лев, вечно охваченный жаждой деятельности, интригующий, врущий, затевающий массовые драки, во время крестин падающий в миску со студнем и бесстрашно – по его словам – сражающийся с мертвецами на приходском кладбище.

В своё время читателям «Весны» больше всего полюбился именно Тоотс, так что я со своим нервным Арно Тали явно не в большинстве. Читатели упорно наседали на Оскара Лутса с требованием продолжения «приключений рыжего Тоотса», и писатель, в конце концов, сдался. Следующая книга «приключений Тоотса» называется «Лето», носит подзаголовок «Картинки юношеской жизни». Я прочитал её именно тогда, когда это следовало сделать – в десятом классе. Опять-таки, эта книга повлияла на меня не меньше «Весны» и научила многому. Иногда мне даже кажется, что без «Лета» я не стал бы тем, кем я стал и не добился бы никакого успеха.



«Лето» выстроено совсем иначе, чем «Весна». Во-первых, в книге появился сквозной сюжет. Во-вторых, Йозеп Тоотс окончательно стал главным героем книги, а Арно Тали является читателю буквально мимоходом, поскольку из него ничего путного не получилось. Оскар Лутс неплохой социолог и вкратце (не напрямую, а намёком) поясняет, что для интеллектуалов в Эстонии времён Российской Империи место не предусмотрено. Интеллектуалы нефункциональны. На их труды и вдохновения спрос не сформировался, но, разумеется, в этом они, пришедшие слишком рано, неповинны.

Зато оказался востребован Йозеп Тоотс, на глазах слегка удивлённого читателя превращающийся из трепла и раздолбая в крепкого хозяина, одержимого идеей поднятия нищего родительского хутора до уровня процветающего угодья. Эта метаморфоза дана убедительно, и без всякой толстоевщины. Просто, как процесс взросления, процесс утраты иллюзий и осознания своих сил. Да, я многое понял, когда читал «Лето». Для семнадцатилетнего подростка – самое оно. Так ещё и про любовные терзания сказано хорошо и по делу.

Есть и дополняющая „Лето» повесть, самостоятельного значения не имеющая, но рассказывающая, что там дальше случилось, осенью и зимой после лета, но само название повести – уже спойлер к хорошему роману.

А ещё есть экранизации. В 1969 году Арво Круусемент сделал тщательную визуализацию «Весны», которую довольно трудно смотреть без книги Лутса, потому что, в отличие от книги, это и в самом деле «картинки школьной жизни», цепь эпизодов, связанных общими героями. Дети там очень милые, фильм снят без режиссёрского выкаблучивания и, полагаю, как и книга, является культовым для Эстонии. Вечно пьяного звонаря Либле там, между прочим, сыграл никто иной, как великий кинорежиссёр Кальо Кийск. Он же и к писанию сценария руку приложил. А ещё там очень хорош Эндель Ани в роли ризничного местной церкви, по прозвищу Юри-коротышка. Когда дети подросли, они ещё раз снялись – в 1976 году, в «Лете», а потом и «Осень» пришла.

Короче говоря, «Весна» и «Лето» Оскара Лутса для меня культовые книги. Это кирпичики в фундаменте моей личности, да и просто хорошая литература. Не великая литература, нет. Это не шедевры. Просто хорошие умные книги, которые приятно и душеполезно читать на сон грядущий... Чтобы не снилась всякая хрень, типа того, что мне позавчера прибредилось: будто я попал внутрь фильма со Стэном Лорелом и Оливером Харди, увернулся от бензовоза из «Дуэли» Стивена Спилберга и так перепачкал пальто, что остаток сна был вынужден отмывать его у водонапорной колонки рядом с домом моей покойной бабушки, жившей по соседству с депо «Рязань-Сортировочная»...

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация