10 лучших стелсов десятилетия. От Mark of the Ninja до Metal Gear Solid V ( 11 фото + 1 видео )
- 15.01.2020
- 4 014
Говорят, умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт. Если так, то стелс-экшены — точно не для заурядных умов: в большинстве представителей жанра обходные пути и хитрые лазейки — не возможная опция, а острая необходимость.
В нашем списке лучших стелсов десятилетия собрались и шутеры, и хорроры, и даже тактики. Их объединяет одно: если хочешь дожить до финальных титров, придётся красться, прятаться и устранять врагов исподтишка. И пусть иные проекты дают возможность топорно промчаться по уровням кровавым вихрем, скрытное прохождение всё же выйдет проще… и красивее.
Десятое место — This War of Mine (2014)
Конечно, в первую очередь This War of Mine — тактика и симулятор выживания. Но стелс здесь играет далеко не последнюю роль. Группка гражданских в осаждённом городе, которая должна под чутким руководством игрока дожить до конца войны, не слишком хорошо приспособлена для открытых столкновений с военными. Это не супергерои, не наёмники, а самые обычные люди, не готовые к тому кошмару, что ждёт их за пределами убежища. Но припасы неизбежно кончаются, и периодически кому-то придётся вылезать наружу, чтобы разжиться едой и топливом.
Тут на помощь и приходит скрытность. От дозорных лучше спрятаться, чем вступать в стычку — на крики жертвы обязательно сбегутся её друзья (в крайнем случае можно заныкаться куда-нибудь, а потом быстро прирезать врага из тени). Там, где дежурит снайпер, придётся перебегать от укрытия к укрытия, пока тот перезаряжает винтовку. Прежде чем сунуться в запертую комнату, рекомендуется заглянуть в замочную скважину, а для неподатливых дверей приготовлены отмычки. Словом, если тихое воровство вам нравится больше, чем грабёж с пушками наголо, проект 11 bit studios дарит для этого все возможности.
Девятое место — Styx: Master of Shadows (2014)
Большинство современных представителей stealth-action так или иначе допускают, что противников можно размазать по стенке из мини-пулемёта под полой, если уж ты лажанул и привлёк их внимание. Однако в спин-оффе средненькой RPG Of Orcs and Men стелс был не средством достижения цели, а суровой необходимостью: хиленький гоблин Стикс умирал от пары тычков зубочисткой. Хочешь не хочешь, а приходилось внимательно изучать огромные уровни-арены, дрожать при каждом дуновении ветра и молиться, чтобы враг быстрее издох, пока Стикс душит его за спинами патрульных.
Styx: Master of Shadows по-своему хардкорна — и при этом нелинейна: достичь цели можно далеко не одним путём. Плотная атмосфера мрачного фэнтези с лёгкой примесью стимпанка добавляет колорита: вредный гоблин, который цинично выкашивает врагов и блюёт им в кашу, чтобы те отравились и сдохли, на фоне ужасных орков, мерзких людей и отвратительных эльфов выглядит вполне неплохим парнем. Несмотря на некоторую вторичность, игра Cyanide Studios так удачно компилирует все идеи, что об их свежести не задумываешься. Лишь бы вон тот охранник не свернул с маршрута и прошёл под нужной люстрой, готовой рухнуть ему на голову!
Восьмое место — Hitman 2 (2018)
IO Interactive — самые гениальные мошенники на планете: только они могут дважды продать одну и ту же игру с минимальными изменениями, заставив фанатов восхищаться плодами их трудов. Hitman 2 легко перепутать с предшественницей 2016 года: та же механика, та же разбивка на эпизоды, те же просторные открытые локации и куча возможностей для гениальных убийств… Зато сиквел стал ещё ближе к идеальному симулятору киллера, и равных ему пока что нет.
Проработка каждого уровня здесь достигает каких-то немыслимых масштабов: игре смело можно дать подзаголовок «Миллион способов устранить цель и остаться незамеченным». А ещё тут один из лучших режимов кооперативной игры: в Ghost Mode предлагают соревноваться с другом и портить ему всю малину, отвлекая соперника за миг до устранения цели, чтобы убрать её самому. Неожиданных и весёлых ситуаций в кооперативе — навалом, и это делает Hitman 2 крутейшим симулятором наёмного убийцы… в отличие от тех же закостеневших Assassin’s Creed.
Седьмое место — Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist (2013)
После наплевавшей на все стандарты Conviction казалось, что Сэма Фишера можно отправлять на пенсию… но следующая часть классической серии вернулась к истокам жанра, сумев угодить и старым фанатам, и новой аудитории. Для новичков припасли красивый, в меру казуальный хаб, богатые возможности для кастомизации и зрелищные экшен-вставки. Для ветеранов — то, за что они когда-то и полюбили Splinter Cell: хардкорный шпионский боевик, где дротик с транквилизаторами — твой лучший друг.
Каждый уровень можно пройти, разнеся всё в щепки или тихо пробежав мимо врагов, как истинный пацифист. Играть интересно и так, и так: любителям открытых сражений придётся нелегко, когда бойцы противника обрастут толстой бронёй, вторым же предстоит гордо и хладнокровно ныкаться по тёмным закоулкам. Уровни пусть и линейны, зато просторны и богаты на тайные тропки и обходные пути. Если вы соскучились по классическим hide-and-shoot, Blacklist для вас — олдскульное мастерство игры в прятки тут по-прежнему в чести.
Шестое место — Deus Ex: Mankind Divided (2016)
Самое приятное в Mankind Divided — это та же самая игра, что и Human Revolution (казалось бы, один из идеалов жанра), только лучше. Для любителей стелса — в особенности, потому что здесь механику довели до ума, и она работает как часы. HR не всегда позволял пройти игру бескровно: порой врагов невозможно было нормально вырубить из укрытия, а реально полезных имплантов для скрытной игры без убийств припасли не слишком много. Зато в MD усиленный электрошокер очень помогает не ввязываться в открытые драки против толпы.
Кроме того, Mankind Divided даёт игроку мотивацию проходить игру, не проливая крови. Конфликт между людьми с механическими аугментациями и простыми смертными — тема, настолько актуальная в наше время, что события в игре не выходит воспринимать отвлечённо. Ты легко ассоциируешь героя с собой, принимаешь близко к сердцу каждый моральный выбор, понимаешь, что убийства лягут на душу тяжёлым грузом и скажутся позже — не на финальной статистике, а на общем впечатлении от игры. Стелс-прохождение становится не фичей, не соревнованием, а осознанным решением.
Пятое место — Prey (2017)
В том, что со стелсом сотрудники Arkane Studios работать умеют, мы убедились ещё в Dishonored. Над шутером Prey они постарались не меньше. Из банальной завязки о пришельцах, устроивших кровавый бал на космической станции, легко было сделать вторичный хоррор; но приключения Моргана Ю больше похожи на крепкую научную фантастику тех времён, когда космос представлялся чем-то романтичным и манящим, пусть и опасным.
По раззолоченным холлам станции Талос I вполне можно пробежать, расстреливая мимиков из дробовика, но нелетального оружия и способностей для скрытного прохождения всё же больше. Значительную часть игры герой будет лишён мощных пушек, так что без стелса не обойтись. Гостеприимные вентиляции почти всегда предложат пути обхода; позаимствовав у пришельцев способность превращаться в неодушевлённые предметы, легко скрыться от врага, прикинувшись стулом или кружкой. Уткнувшись в запертую дверь, рядом вы обязательно обнаружите другой путь к цели — и не один. А любого мимика лучше расстреливать со спины, притаившись за ближайшим углом: если приобрести нужный навык, урон атаки из засады выйдет в разы больше, чем при лобовом столкновении.
Четвёртое место — Mark of the Ninja (2012)
Если можно представить себе идеальный стелс-платформер, это будет Mark of the Ninja. Создателям дилогии Shank удалось передать ощущения от нелёгкой работы ниндзя, пусть и немного романтизировав воинов тени. Многообразие приёмов и возможностей открывает невероятный простор для действий. Можно методично выкашивать всех и вся. Можно лазить по потолку в стиле Человека-паука, обходя противников стороной. Можно устраивать балет с врагами, стравливая их между собой и провоцируя стрелять друг в друга, чтобы затем цинично расправиться с последним выжившим.
Самое интересное, что в конечном счёте приходится использовать все имеющиеся возможности. Игра невероятно сбалансирована по динамике прохождения: стоит привыкнуть к тому, что недругов легко вырезать кинжалом или прокрасться в темноте сверху, как они начнут носить щиты и освещать пространство вокруг себя фонариками. Приходится адаптироваться — и каждая схватка в итоге не похожа на предыдущую, а комиксная стилистика превращает игру в яркий и запоминающийся мультфильм.
Третье место — Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)
Как обычно работают игры? Вы выбираете пару-тройку любимых пушек и гаджетов — и проходите с ними всю игру, не меняя арсенал до самого конца.
Как работает MGS V? Превращает каждую миссию в голливудскую постановку, заставляя решать даже самые тривиальные задачи неочевидными — и порой дьявольски изобретательными методами.
Конечно, вынести всех по старинке дротиками-транквилизаторами тут можно. Но это сработает первые пару раз, пока враги не начнут надевать каски с бронежилетами. Дальше придётся изворачиваться: открывать новые разработки на базе, осваивать другие тактики, разбираться с техникой, активно юзать систему Фултона… А как насчёт привязать к шару барана и отправить его в воздушное плавание, чтобы устранить охранников на базе пулей в затылок, пока те отвлеклись на парящего в небе зверя? И таких моментов в великом творении Хидео Кодзимы — навалом. Ни один стелс-экшен не выглядел и не выглядит настолько зрелищно!
Второе место — Alien: Isolation (2014)
Что делать, когда врага невозможно убить? Правильно — убегать… или прятаться.
Вспомнив об истоках истории ксеноморфа, студия Creative Assembly решила, что шутеров про создание Ханса Гигера и Ридли Скотта сделали уже достаточно. Так что стелс в Alien: Isolation — не просто способ прохождения, а стиль жизни. До поры до времени у героини в принципе нет оружия, чтобы противостоять Чужому: остаётся полагаться лишь на укрытия и отвлекающие манёвры. Когда оно появляется, вместо лихого отстрела монстров из плазменной винтовки тебе дают огнемёт да самодельные бомбы, которые ненадолго отпугивают врага. Нечего и думать о том, чтобы мчаться к финалу, расчищая путь зарядами из дробовика: помимо ксеноморфа и перепуганных людей на космической станции полно андроидов, и до поры до времени ввязываться с ними в открытую конфронтацию — себе дороже. Пробежался, громко топая по гулкому полу, или выстрелил — привлёк внимание того, кто неотступно ползёт следом, роняя кислотные слюнки. Попался монстру — мгновенная смерть. Кошки-мышки, возведённые в абсолют.
Даже в безопасных зонах, куда Чужому доступа нет, просто косить врагов направо и налево не выйдет: боеприпасов не так много, особенно на высоких сложностях. А значит, да здравствуют прятки по шкафчикам, ползание по вентиляциям и лихорадочный поиск тумбочек, куда можно нырнуть, чтобы избежать встречи с мародёрами или назойливыми роботами. Благо геймдизайнеры постарались, и обходных путей — великое множество. А в иных локациях есть возможность натравить Чужого на мешающих людишек: должна же и от ксеноморфа быть польза!
Первое место — Dishonored (2012)
Злоключения обесчещенного Корво Аттано, несправедливо осуждённого за убийство возлюбленной императрицы — это история мести. Всё, что требуется от героя — последовательно устранять мерзких предателей короны, дабы найти похищенную принцессу и помочь ей взойти на престол. Казалось бы, фабула идеально оправдывает протагониста, если тот решит устроить задорную резню… и Dishonored действительно можно пройти, не прячась, залив улицы кровью и получив от этого искреннее удовольствие. Благо оружия и зрелищных анимаций убийств тут немало.
Другое дело, что свой истинный потенциал Dishonored раскрывает, лишь когда игрок выбирает путь скрытности. Можно пройти одну и ту же миссию десять раз — и не исчерпать все способы незаметно добраться до цели. Пролезть над головами врагов по балке, очень удобно подвешенной в одном коридоре, или допрыгать по люстрам в другом; вселиться в крысу и юркнуть в нужную комнату сквозь вентиляцию; остановить время или переместить сознание в слугу, чтобы спокойно пройти мимо стражи; взломать охранные устройства, дабы они испепелили саму охрану — далеко не полный список опций. К тому же убивать врагов по-тихому, обращая трупы тут же исчезающим пеплом, куда веселее безыскусной кровавой бани.
При этом Dishonored всеми силами подталкивает к тому, чтобы проходить её не только по-джентльменски стильно, но и бескровно. Проскочить мимо охраны зачастую быстрее, чем вырезать всех. Мрачный стимпанковый мир чутко реагирует и поощряет тех, кто выбирает не пачкать руки: хорошей концовкой, добрым отношением NPC, отсутствием лишних трудностей и орд чумных крыс на улицах. Пускай в игре хватает средств для летального устранения подлецов, однако нелетальные — самые изящные, изощрённые… и куда более жестокие. Быстрая смерть — милосердие в сравнении с тем, чтобы долгие годы гнить в шахтах или медленно чахнуть от чумы на задворках империи, которой когда-то правил. В конце хитрой многоходовочки, отправляющей очередного мерзавца в вечное изгнание, испытываешь удовлетворение куда глубже, чем от безыскусного убийства.
Dishonored дарит все возможности почувствовать себя величайшим убийцей, — но есть особая прелесть в том, чтобы слыть величайшим убийцей, на деле никого не убив. За богатство выбора, изобретательность, до мелочей проработанный сеттинг и прекрасные сюжетные DLC проект Arcane достоин не только высочайших оценок, но и звания лучшего стелса десятилетия. Ничего круче в жанре после него не сделали — и в обозримом будущем едва ли сделают.
Материал взят: Тут