Власти загоняют курс рубля в капкан ( 3 фото )
- 12.01.2020
- 3 785
«Деревянный» мог бы укрепиться гораздо сильнее, если бы его не сдерживали ради экспортеров
Мария Безчастная
Материал комментируют:
Александр Купцикевич
Владимир Рожанковский
Курс доллара продолжает неуклонно снижаться в начале 2020 года. К пятнице, 10 января «американец» подешевел еще на 6 копеек и опустился до 61,23, это самый низкий курс почти за полтора года. Евро также подешевел до 68,02, чего не было с 2017 года. Причем пока что аналитики не видят причин, по которым «деревянный» мог бы снова начать падать. Напротив, мировая экономическая и политическая ситуация такова, что наша валюта может продолжать укрепляться и даже уйти под планку 60 руб. за доллар.
Но если средний россиянин может этому только порадоваться, ведь усиление национальной валюты увеличивает покупательную способность населения, то у правительства на этот счет могут быть другие взгляды. Слабый рубль выгоден экспортерам и позволяет получать больше при снижении цен на энергоносители и сырье. Именно девальвация помогла российским нефтяникам почти не понести убытков, когда цены рухнули до 30 долларов за баррель.
С другой стороны, сейчас котировки находятся на достаточно комфортном уровне в районе 65 долларов за баррель Brent, поэтому эксперты не исключают, что рублю дадут еще немного укрепиться. Но не слишком, поэтому роста до 55 руб. за доллар ждать, скорее всего, не стоит. Более того, в перспективе может начаться новый виток ослабления нашей валюты.
— Высокий курс рубля не выгоден экспортерам, чьи выплаты в бюджет обеспечивают львиную долю поступлений от экспорта, — говорит ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич. — Но, с другой стороны, растущий рубль усиливает покупательную способность россиян, формально делая людей богаче, а также подавляя инфляцию.
Фактически же, сильный рубль частично является следствием слабого спроса (россияне мало покупают иностранных товаров и много продают). При этом нефть сравнительно уверенно торгуется, защищенная согласованным сокращением добычи в рамках соглашения ОПЕК+ и геополитической напряженностью вокруг Ирана.
Краткосрочно, рубль может и далее испытывать импульс роста за счет позитивных настроений на мировых площадках. В этих условиях USD/RUB способен дойти до 60 и даже с разгона преодолеть эту черту. Но в более отдаленной перспективе стоит рассмотреть возможную реакцию регулятора, а именно — ЦБ.
Инфляция опустилась ниже целевых 4%, и дальнейшая сила рубля способна опустить официальный темп роста цен заметно ниже 3%. Это потребует от Банка России активней снижать ставку для стимулирования кредитования, а также сделает гособлигации менее привлекательными для иностранных спекулянтов, которые выбирают рублевые облигации за счет их высокой доходности.
Возможно, не «завтра», но смягчение политики Банком России и истощение текущего импульса роста мировых рынков заставляет с осторожностью рассматривать перспективы роста российской валюты за пределами ближайших недель.
Эксперт «Международного финансового центра», LIFA Владимир Рожанковскийполагает, что российская валюта сейчас и на протяжении прошлого года и так была заметно недооценена из-за политики российских властей, а именно, бюджетного правила, которое направляет сверхдоходы от нефти в ФНБ. Если бы не скупка валюты на открытом рынке, рубль сейчас мог бы быть гораздо сильнее.
— У нас действует бюджетное правило, которое никто не отменял. Рубль привязан к курсу нефти. Все доходы, которые мы получаем свыше цены отсечения в 40 с небольшим долларов за баррель, на усмотрение финансовых властей может изыматься для формирования долларовых резервов. Бюджетное правило не говорит о том, что ЦБ обязан изымать эти деньги, чтобы фиксировать курс рубля. Официально рубль у нас в свободном плавании, таргетирование бивалютной корзины было отменено еще в ноябре 2014 года. Но фактически ЦБ и финансовые власти сами решают, сколько валюты им скупать и направлять в резервы.
У нас по-прежнему экспортно ориентированная экономика, и биржевая цена на нефть является ключевым фактором. Поэтому каждый раз, когда в Госдуме принимают бюджет, у нас занижают рыночную стоимость цены на нефть, чтобы всегда была возможность забрать на бирже еще немного валюты, и тем самым понизить эффективный курс рубля.
На сегодняшний момент политика финансового блока - единственный преграждающий фактор, который мешает дальнейшему укреплению рубля. Наша валюта за 2019 год укрепилась более чем на 11%. А украинская гривна, которая не связана бюджетным правилом, укрепилась на 19%, хотя там ситуация в экономике хуже, чем у нас, у них, в отличие от нас, дефицит торгового баланса. Получается, укрепление гривны ничто не сдерживает. У нас же эти недостающие 5% - это и есть работа финансовых властей по сдерживанию курса рубля.
«СП»: — Получается, рубль укрепляется потому, что слабеет доллар?
— Был период, когда валюты развивающихся рынков ослабевали. Это 2017, 2018 и часть 2019 года. Сейчас циклически, если посмотреть на биржевой индекс доллара, он больше не укрепляется. Я бы даже сказал, что он корректируется. Уже есть прогнозы из западных инвестдомов, что в этом году курс доллара будет слабее по причине политики Федрезерва США и интересов Дональда Трампа, который пытается стимулировать экспорт.
Не исключено, что с нынешних 97 индекс доллара уйдет на 95. Это говорит о том, что мировые валюты в этом году будут умеренно укрепляться. Это касается и курса рубля, который спокойно мог бы пробить отметку в 60. Предпосылки для этого есть. У нас очень слабый внутренний сектор, низкий потребительский спрос. По паритету покупательной способности наша валюта очень сильно недооценена.
В то же время, у нас гипертрофированный внешний сектор, даже не самые эффективные компании у нас легко увеличивают экспортную выручку за счет низкой себестоимости. Которая, в свою очередь, привязана к слабому рублю. Мы пользуемся слабостью своей валюты и наращиваем объем экспорта. Но у нас это происходит за счет того, что под прессом находятся внутренние доходы населения в долларовом выражении.
«СП»: — Значит, рубль все-таки будет укрепляться и дальше?
— Неопределенная ситуация будет продолжаться до тех пор, пока ЦБ не раскроет карты и не скажет, например, что в этом квартале не будет закупать валюту в резервы, чтобы простимулировать внутренний спрос. Я сомневаюсь, что наши власти выступят с такой гуманистической миссией. Но если бы это все же произошло, по крайней мере, стало бы понятно, чего ждать и куда мы идем.
В 2019 году рубль должен был по всем показателям укрепиться больше, чем гривна. В этом году, по идее, тоже нет предпосылок того, что наша валюта рухнет. Основное сдерживающий момент был в ожидании американских «санкций из ада» — отключения от SWIFT, блокировки корреспондентских счетов — которые Трамп в итоге не подписал. Сейчас всем понятно, что этих ограничений не будет, тем более, что Белый дом занят торговой войной с Китаем, а воевать на двух фронтах сложно.
Исходя из этого эконометрический курс рубля при нынешней цене на нефть в 65 долл. за баррель Brent должен находиться в районе 57 рублей за доллар. Некоторые эксперты используют известный «индекс бигмака» для определения справедливого курса рубля, но если брать этот параметр, наша валюта вообще должна стоить 40 за доллар. Это не очень точный показатель, который больше отдает популизмом. Эконометрия учитывает конкретные параметры финансовой системы. Рубль сейчас недооценен рублей на пять.
«СП»: — Можно ли сделать прогноз курса рубля хотя бы на полгода?
— По экономическим параметрам рубль должен был укрепиться сильнее гривны с коэффициентом 1,2−1,3. По факту же он вырос намного меньше. Поэтому когда кто-то делает прогнозы по рублю на длительные сроки, он немного лукавит. Все прекрасно знают о существовании бюджетного правила и знают, что в силах финансовых властей откорректировать курс до той величины, которая им нравится.
В пределах 3−4 рублей ЦБ может как укрепить, так и ослабить рубль, потому что может как купить, так и продать валюту. Рубль легко может уйти как с 62 до 65, так и ниже 60 в противоположной ситуации. Поэтому объективно рубль выглядит сейчас набирающим силу после пятилетки этой «холодной войны» с Западом. Но полностью предсказать этот процесс без оглядки на возможности российских властей невозможно.
Материал взят: Тут