Рождество — время мириться ( 1 фото )
- 10.01.2020
- 3 031
Почему ссориться легче, чем мириться?
Попробуйте ответить на четыре простых вопроса:
Когда вы в последний раз наблюдали, как ругаются люди?
Когда вы в последний раз наблюдали, как люди мирятся?
Сколько времени обычно требуется людям, чтобы поругаться вдрызг?
Сколько времени обычно требуется поссоришимся людям, чтобы сказать друг другу «прости»?
Думается, в большинстве случаев наши ответы на эти вопросы покажут грустную картину — ссоры происходят в разы чаще, а обидеть человека значительно проще и быстрее, чем помириться с ним.
С помощью многочисленных экспериментов психологи смогли убедиться, что тяга к разделению и конфликту с другими людьми заложена в нас биологически. По большому счету для возникновения ссоры не так важны ваши разногласия с оппонентом — достаточно просто факта нахождения (реального или виртуального) других людей рядом, чтобы внутри у вас запустился механизм деления на своих и чужих. Нам остается лишь найти повод, чтобы нажать на спусковой крючок этого механизма. С точки зрения науки здесь все вполне закономерно и прекрасно объясняется принципом естественного отбора. Теория эволюции рассматривает жизнь как непрерывный процесс конкуренции, борьбы за выживание. И человек в этом смысле ничем не отличается от всех прочих живых существ на нашей планете.
Но с точки зрения христианства такая «война всех со всеми» является следствием глубокого расстройства человеческой природы. Христианская антропология видит в человеке не высокоразвитое животное, а богоподобное существо, природа и назначение которого принципиально отличаются от всех остальных обитателей Земли. Но откуда же в нем это очевидное сходство с животными? Почему богоподобный человек вдруг уподобился братьям нашим меньшим? «Скотам бессмысленным приложихся». Так в Писании описан один поступок первого человека, оказавший роковое влияние на весь ход человеческой истории. И вроде бы понятный с современной прогрессивной позиции поступок: человек захотел быть независимым, как Бог, пожелал самостоятельно проводить черту между дозволенныи и недозволенным, а высшим критерием правильности сделать собственный разум. Но после этого поступка, называемого христианами грехопадением, вдруг выяснилось, что вместо ожидаемой божественности человек во многих своих проявлениях стал вести себя подобно животным (или, возвращаясь к цитате, «по-скотски»), причем, не имея возможности совладать с собой.
Человечество изобрело мощнейшие компьютеры и Интернет — но при этом иногда складывается ощущение, будто прогресс всего лишь дает нам всё больше возможностей для вражды друг с другом. Сегодня «раздавить» оппонента словом можно не выходя из дома, несколькими ударами клавиш. Миром, который так ценит логику и рациональный подход, правит совершенно, казалось бы, нерациональная тяга к вражде.
Даниил Хармс, глубоко погружавшийся в бездны человеческого абсурда, одно из своих произведений начал так: «Когда я вижу время примирения Рождество: человека, мне хочется ударить его по морде. Так приятно бить по морде человека!».
Смешно, грубо, страшно? Пожалуй. Но как же точно эти слова описывают ситуации, которые мы наблюдаем ежедневно в наших домах, на экранах телевизоров, на улицах, в транспорте, в Интернете. Значит ли это, что надежды на спасение от «зверя внутри» нет? Что нужно смириться с падшестью нашей природы и просто по возможности держать себя в руках? Это было бы так, если бы в человеческой истории не произошло еще одного события — прихода в наш мир Того, Кто призывает нас столь нелогично подставлять ударившему другую щеку, а не давать сдачи, Кто говорит, что миротворцы будут наречены сынами Божиими, а кроткие наследуют землю, Того, Чей День Рождения мы празднуем в эти дни. Христианство не только не готово смириться со «зверем внутри» человека, но утверждает, что его искаженная природа может и должна быть преодолена.
Рождество всегда ассоциируется с чудесами. Но совсем не обязательно ждать, пока что-то приятное свалится на вас свыше. Достаточно просто попробовать в какой-то момент нарушить привычный ход вещей. Однажды не нажать, например, на спусковой крючок того самого механизма ссоры, перетерпеть, сосчитать до десяти и выдохнуть, не обронив уже готового сорваться с языка злого слова. И может оказаться, что ощущения при этом возвращении к своей подлинной — человеческой — природе будут не слабее, чем радость от неожиданного рождественского подарка.
Попробуем.
Попробуйте ответить на четыре простых вопроса:
Когда вы в последний раз наблюдали, как ругаются люди?
Когда вы в последний раз наблюдали, как люди мирятся?
Сколько времени обычно требуется людям, чтобы поругаться вдрызг?
Сколько времени обычно требуется поссоришимся людям, чтобы сказать друг другу «прости»?
Думается, в большинстве случаев наши ответы на эти вопросы покажут грустную картину — ссоры происходят в разы чаще, а обидеть человека значительно проще и быстрее, чем помириться с ним.
С помощью многочисленных экспериментов психологи смогли убедиться, что тяга к разделению и конфликту с другими людьми заложена в нас биологически. По большому счету для возникновения ссоры не так важны ваши разногласия с оппонентом — достаточно просто факта нахождения (реального или виртуального) других людей рядом, чтобы внутри у вас запустился механизм деления на своих и чужих. Нам остается лишь найти повод, чтобы нажать на спусковой крючок этого механизма. С точки зрения науки здесь все вполне закономерно и прекрасно объясняется принципом естественного отбора. Теория эволюции рассматривает жизнь как непрерывный процесс конкуренции, борьбы за выживание. И человек в этом смысле ничем не отличается от всех прочих живых существ на нашей планете.
Но с точки зрения христианства такая «война всех со всеми» является следствием глубокого расстройства человеческой природы. Христианская антропология видит в человеке не высокоразвитое животное, а богоподобное существо, природа и назначение которого принципиально отличаются от всех остальных обитателей Земли. Но откуда же в нем это очевидное сходство с животными? Почему богоподобный человек вдруг уподобился братьям нашим меньшим? «Скотам бессмысленным приложихся». Так в Писании описан один поступок первого человека, оказавший роковое влияние на весь ход человеческой истории. И вроде бы понятный с современной прогрессивной позиции поступок: человек захотел быть независимым, как Бог, пожелал самостоятельно проводить черту между дозволенныи и недозволенным, а высшим критерием правильности сделать собственный разум. Но после этого поступка, называемого христианами грехопадением, вдруг выяснилось, что вместо ожидаемой божественности человек во многих своих проявлениях стал вести себя подобно животным (или, возвращаясь к цитате, «по-скотски»), причем, не имея возможности совладать с собой.
Человечество изобрело мощнейшие компьютеры и Интернет — но при этом иногда складывается ощущение, будто прогресс всего лишь дает нам всё больше возможностей для вражды друг с другом. Сегодня «раздавить» оппонента словом можно не выходя из дома, несколькими ударами клавиш. Миром, который так ценит логику и рациональный подход, правит совершенно, казалось бы, нерациональная тяга к вражде.
Даниил Хармс, глубоко погружавшийся в бездны человеческого абсурда, одно из своих произведений начал так: «Когда я вижу время примирения Рождество: человека, мне хочется ударить его по морде. Так приятно бить по морде человека!».
Смешно, грубо, страшно? Пожалуй. Но как же точно эти слова описывают ситуации, которые мы наблюдаем ежедневно в наших домах, на экранах телевизоров, на улицах, в транспорте, в Интернете. Значит ли это, что надежды на спасение от «зверя внутри» нет? Что нужно смириться с падшестью нашей природы и просто по возможности держать себя в руках? Это было бы так, если бы в человеческой истории не произошло еще одного события — прихода в наш мир Того, Кто призывает нас столь нелогично подставлять ударившему другую щеку, а не давать сдачи, Кто говорит, что миротворцы будут наречены сынами Божиими, а кроткие наследуют землю, Того, Чей День Рождения мы празднуем в эти дни. Христианство не только не готово смириться со «зверем внутри» человека, но утверждает, что его искаженная природа может и должна быть преодолена.
Рождество всегда ассоциируется с чудесами. Но совсем не обязательно ждать, пока что-то приятное свалится на вас свыше. Достаточно просто попробовать в какой-то момент нарушить привычный ход вещей. Однажды не нажать, например, на спусковой крючок того самого механизма ссоры, перетерпеть, сосчитать до десяти и выдохнуть, не обронив уже готового сорваться с языка злого слова. И может оказаться, что ощущения при этом возвращении к своей подлинной — человеческой — природе будут не слабее, чем радость от неожиданного рождественского подарка.
Попробуем.
Материал взят: Тут