В защиту Гоши из фильма «Москва слезам не верит» ( 9 фото )
- 07.01.2020
- 10 655
Ожесточенные споры вокруг этого киногероя идут уже не первый год. А тем временем Гоша уже стал таким же классическим персонажем отечественной культуры как Евгений Базаров или Василий Весёлкин. Со своей жизненной позицией, сформированной характером и философией героя. Тем временем неприязнь к нему давно выплеснулись за пределы интернета. С обвинительными речами в адрес Георгия Иваныча выступают радио и телеведущие. Даже сам актер Алексей Баталов, в русле сложившейся конъюнктуры, негативно охарактеризовал сыгранного им же Гошу.
Но почему же столь любимый советскими женщинами, умный и решительный мужик воспринимается в штыки сегодняшней интеллигенцией?
Все претензии к Гоше сводятся к следующему. Он нарцисс который ничего в жизни не добился и от того испытывает комплексы. Потому узнав, что его избранница успешна, самовлюблённый слесарь не мог этого принять, и ушел, разбив женщине сердце.
Тут все дело в непонимании, или понимании, но не восприятии, критиками реалий советского времени.
На самом деле у Гоши не было причин комплектовать. Наш Георгий не просто слесарь высшего разряда, он мастер. Мастер это не руководитель среднего звена наподобие современных менеджеров супермаркетов и заведений быстрого питания. Это ключевая фигура на производстве, он находится внутри производственного процесса и управляет им. А наш Гоша, не просто мастер, он работает в научном институте, с высокотехнологичным научным оборудованием. Такие специалисты и в наше время на вес золота, а в СССР с таких слесарей секретари Обкома пылинки сдували.
Поэтому, когда, после его пресловутого монолога о том, что плохо, если жена зарабатывает больше мужа, Александра спросила, сколько он зарабатывает. Гоща отмахнулся, мол, уж, как нибудь побольше твоей мамы.
Хотя по Екатерине видно, что она не шпалоукладчицей работает. Гоша при первой же встрече предположил, что она работает на заводе мастером и ее продвигают по профсоюзной линии. От этого положения, в советской системе был один шаг до руководителя предприятия и депутата Моссовета, кем собственно и являлась Екатерина.
Георгию не нужна жена как приложение к мужу, ему нужна личность которую, он бы уважал. Гоша вовсе не считает, что жена должна быть во всем мужу послушна и безропотно повиноваться. Это видно хотя бы по его отношению в бывшей супруге. Бывшая жена, по словам Георгия, прекрасный человек и он рад, что она счастлива во втором браке.
И что бы изменилось, признайся Екатерина кто она на самом деле? Он бы впал в абстракцию? Да, нет, во время пикника на травке рядом доктора наук сидели, и Гоша ни разу не комплексовал. Но ее еще недавно заверяли, что мужики не любят когда баба выше стоит. А тут еще он изложил свои достаточно архаичные взгляды относительно взаимоотношений в семье. И Екатерина мнительно побоялась спугнуть свое долгожданное женское счастье. Тем более в своих суждениях Гоша ссылается на негативный опыт в прежних отношениях.
Стоит отметить, ретроградством позиция Гоши кажется в современном обществе. А у Георгия еще родители жили в сугубо патриархальном обществе. До революции женщинам было запрещено получать высшее образование и работать в престижных профессиях. Вполне естественно, он не так прогрессивен, как некоторые современные молодые люди, мечтающие найти богатую тетеньку и жить за ее счет.
Но все же почему он ушёл?
В сцене ухода Георгия, помимо них с Екатериной и Александрой, присутствует еще один важный персонаж. О существовании которого критики Гоши часто совершенно забывают. Это первый возлюбленный Екатерины и отец Александры Родион. А зря, ведь он мыслит в тех же категориях, что и ненавистники Гоши. Он полюбил девушку, считая ее респектабельной московской барышней, и бросил, узнав, что она лимитчица, которая работает на комбинате. Екатерина солгала и эта лож обернулась для нее драмой.
Работает Родион на телевидении, он модно одевается, деликатно разговаривает, сентиментален и всем поведением показывает свою принадлежность к творческой интеллигенции. Видя, каких успехов в карьере добилась Екатерина, он ищет встречи и наводит справки про дочь. Дарит цветы, расточается в комплиментах, рассказывает, как сожалеет об ошибках юности. Наверное, самый смелый поступок в жизни, он совершил, когда заявился без приглашения в дом к Екатерине. Ворвавшись в чужую жизнь, Родион невольно раскрывает обман Екатерины. Узнавший об обмане со стороны любимой женщины Гоша ощущает себя в этой компании чужим и уходит. И дело тут не в разнице доходов, а в обмане.
Честный трудяга Гоша полная противоположность Родиона, но его Екатерина тоже обманывает. На этот раз она наоборот скрывает свое высокое положение. И вновь это оборачивается трагедией.
Суть этой магистральной сюжетной линии картины заключается в, казалось бы, простых и незамысловатых истинах. Нельзя врать близким людям о своем социальном статусе. Любить человека нужно за его личные качества, а не положение в обществе.
Примечательно, что защитники женщин от мужчин нарциссов не раздражены поведением Родиона и его мамы. А ведь они, бросили беременную девушку на произвол судьбы. Из чего можно заподозрить, вина Гоши перед современной интеллигенцией в том, что он слесарь. Вот был бы, непонятый невежественными массами режиссер, тогда ему простили бы подобное поведение. Если для советского человека отношение между рабочим и директором комбината были вполне естественны, то сейчас это вопиющий мезальянс.
Материал взят: Тут