Тайны чёрных дриад. Расовые споры вокруг «Ведьмака» ( 10 фото )

Это интересно

Критика сериала «Ведьмак» несётся со всех сторон. Поклонники книг Сапковского и игр по ним обрушивают потоки брани — «все было не так». И одним из главных обвинений в Рунете стало наличие в сериале людей с черным цветом кожи и таких же чернокожих нелюдей. Но такой ли это страшный недостаток? Разбираемся.


Дайвёрсити

Премьера первого сезона сериала «Ведьмак» на Netflix вновь заставила скрестить мечи множества сетевых кинокритиков и любителей творчества Сапковского. И если одни самую успешную игру по мотивам вселенной пана Анджея ругали как раз за отсутствие персонажей африканского (или любого другого, кроме европеоидного) происхождения, то уже другие ругали сериал, как раз наоборот, за «излишнее» присутствие подобных персонажей.

Буквально через считанные часы после премьеры социальные сети заполнились возмущёнными криками, срочно сделанными мемами и видео.

Кто же прав?

Да, политика толерантности заходит иногда крайне далеко, напоминая советские идеологические установки и сухое доктринёрство. И не очень справедливо, когда актёры получают роли и призы не за свои таланты, а по raznaryadka. Это тоже в какой-то мере расизм, когда афроамериканцам дают преференции, словно они не могут конкурировать со «снежками» на равных. Морган Фриман и Сэмюэл Л. Джексон или Махершалла Али смотрят на такое с недоумением.


С другой стороны, надо помнить, что ещё в совсем недавней исторической перспективе людей с другим цветом кожи продавали как домашний скот, а ещё в шестидесятых годах XX века в США в некоторых штатах неграм полагались отдельные места в автобусе, был закрыт доступ в колледжи, а на страницах печатных изданий публиковали статьи о том, что представители других рас и этнических групп антропологически отличаются от белых настолько, что не способны ко многим видам труда и социальным ролям. И в исправлении этой ситуации не обходится без перегибов.

Но сериал всё-таки снимался в Америке, где есть определённые правила подбора актёров, диктуемые профсоюзами, и совершенно точно существуют свои культурные представления о допустимом на экране.

С другой стороны, персонажи, которых играют люди, набранные в рамках дайвёрсити, как бы сказать…. ну не совсем уж положительные. Бандит, маг-непотист, магичка-некромант и так далее. Сомнительная, однако, толерантность.

Это что касается нашей суровой реальности и особенностей межрасовых отношений. Но могли ли быть чернокожие в мире, созданном Сапковским?

Чёрная Европа

Многие имеют в виду, что Континент (хотя это всего лишь часть большого материка) — это, безусловно, средневековая Европа. Положим, это так. Один известный видеоблогер заявил даже: «Это бред собачий. Зачем они их туда пихают? Если действие происходит в средневековой Европе, то темнокожих там просто быть не может. Если они там и могут быть, то исключительно на положении рабов, в соответствии с исторической правдой».


Карта Континента похожа на Западное Средиземье, ограниченное цепочкой Мглистых гор

Историческая правда такова, что встретить чернокожего в средневековой Европе, особенно Южной, было совсем нетрудно. Началось всё со времён Рима. По легенде одним из первых христианский святых стал Маврикий — римский легионер родом из Африки, и его регулярно изображали чернокожим ещё в средневековом и ренессансном искусстве.

В Испании было полно мавров, в том числе крещёных и свободных. На Пиренейском полуострове и в Италии люди африканского происхождения нередко даже занимали вполне высокие посты военачальников и епископов. Массовые миграции из Африки начались примерно в V веке от Рождества Христова. И следы африканского присутствия находят даже в тогдашнем медвежьем углу Европы — Британии.


Короче — мнение, что «арапы» присутствовали только как рабы или живые игрушки при дворах венценосных особ, мягко говоря, заблуждение.

При этом как-то забывается, что мир европейского Средневековья не ограничивался одной Западной Европой. Совсем рядом существовали арабские государства Африки и Ближнего Востока, тюркское государство Великих Сельджуков, а потом османов.

От Атлантического океана до Индии писали свою историю ни в чем не уступавшие европейцам (а порой и превосходившие их) государства с другой культурой и этническим составом, более чем регулярно воевавшие и торговавшие, обменивавшиеся идеями и населением со странами Европы. А у Сапковского есть южная страна Зеррикания, чьё население тоже не похоже на европеоидов.

Более того, древнее население земного континента не всегда соответствует образу высоких, белокожих и светловолосых арийцев. Индоевропейские племена пришли на эти земли относительно недавно. До них было несколько волн миграций. Около 40 тысяч лет назад из Африки через Ближний Восток припёрлись кроманьонцы и то ли уничтожили, то ли вытеснили и ассимилировали неандертальцев (привет гену, отвечающему за рыжеволосость).


Знакомьтесь — один из первых европейцев (реконструкция внешнего облика). Сначала считалось, что они были светлокожими, но ряд последних исследований показал, что это не совсем так

Европа всегда был континентом иммигрантов, её заселяли очень разные племена.

Кстати, недавняя находка ДНК на смоле, которую жевала простая датская девушка 5700 лет назад показала, что у неё были синие глаза и тёмная кожа.


Чёрная дриада в Северной Европе? Получите и распишитесь

То есть синеглазые темнокожие девушки и парни жили там всего за 1200 лет до того, как в Европу пришли индоевропейцы, а может, бытовал такой фенотип и во время этой волны пришельцев.

Хоть похоже на Европу, всё же это не Европа

А кто вдруг решил, что фэнтезийный Континент — это обязательно Европа со всеми особенностями её истории? Да, многие черты, несомненно, похожи — но не по всем пунктам.

Во-первых, в Неверленде обитают эльфы, краснолюды, дриады и другие «нелюди». И это их родина (кроме эльфов). Люди пришли сюда как завоеватели. Это может быть похоже как на покорение Америки, так и на приход древних индоевропейцев в пределы Европы, или на «обретение родины» уграми и тюрками-болгарами в эпоху переселения народов. В конце концов, ещё не так давно только собственные соплеменники почитались за людей.


Карта расселения индо-ариев

По последним данным, основу населения Европы составили потомки брачных союзов местных женщин, которые пришли сюда семь-восемь тысяч лет назад из Анатолии, и мужчин-кочевников из Прикаспия — представителей ямной культуры и культуры боевых топоров. Они стали предками нынешних кельтов, германцев, славян, скандинавов.

Да-да, похоже на покорение Континента людьми у Сапковского (люди часто брали в жёны эльфиек), нашествие андалов на Вестерос у Мартина или кельтов и германцев на Британию.

И кто сказал, что все пришедшие были обязательно белыми?

Дриады чёрные? Да ладно? Вы хоть раз видели живую дриаду? Тем более, что цвет кожи в книгах не указан — лишь то, что они похожи на эльфиек (в игре дриады зелёнокожи, но только в игре). Кроме того, для размножения дриады используют мужчин самых разных рас и берут к себе заблудившихся человеческих сироток. То есть разнообразие может быть полным.


Если всё-таки брать европейскую концепцию, то отличие фенотипа древнего автохтонного населения континента от пришельцев также укладывается в европейские архетипичные мифы.

«Мы пришли, тут были странные нелюди и мы загнали их за Можай. Такая землица самим пригодится»

Кто знает, может, кто-то из покорённых и растворённых племён древней Европы имел несколько иной оттенок кожи? С каждым годом находки на местах древних битв и палеогенетика приносят всё больше интересных фактов. В конце концов, все мы вышли из Африки.

Взгляд из Восточный Европы

Несмотря на то, что Сапковский не профессиональный историк, созданный им мир выглядит убедительно и пользуется заслуженной популярностью у читателей Восточной (да и Западной) Европы. Это не островное фэнтези и не американские фантазии о степях, а хорошо знакомые реалии пространства к востоку от Вислы и к Западу от Днепра.

Главное противостояние «Ведьмака» — Империи и северных королевств — явным образом вдохновлено завоевательными походами императоров Священной Римской империи с юга и запада на земли средневековых Польши, Венгрии и Чехии. Сапковский также сумел пройтись по многим привычным штампам Восточной Европы, поговорить о роли духовенства, влиянии женщин и затронуть другие темы, близкие многим.


Вы уверены, что у Сапковского именно славяне? А если говорить про монголоидный тип, то народы такой внешности тоже успели «наследить» в Европе

Однако в отличие от других авторов фэнтези, например Джорджа Мартина, Сапковский избегает прямых параллелей. Да, Нильфгаард может быть похож на Священную Римскую Империю и по цветовой гамме геральдики, и по характеру абсолютной власти, и по опоре на древнюю сакральную традицию. Да, Редания напоминает средневековую Польшу; да, Цинтра и Каэдвен отсылают к маленьким княжествам в Силезии и Северной Чехии, которые зачастую в одиночку пытались справляться с мощной имперской военной машиной.


Да, в игре Нильфгаард вышел несомненно лучше. Его солдат активно косплеят

Но никаких прямых аналогий нет — Сапковский поразительно аккуратно от них уходит и размещает где-нибудь рядом с портретом привычного для него славянского торгового города Новиграда имеющие мало аналогий Ковир и Повисс с их предпринимательским духом и способностью справиться с любой бедой.

Как и Толкин, Сапковский «достраивает» в воображаемом мире то, чего не случилось в реальном — и победу над тотальной империей (в реальности Польшу разделили несколько раз), и создание технократической предпринимательской утопии в условно североевропейском ландшафте. Это его право — право создателя книги.

Так же, как право читателя — выстраивать свою картину в голове. И право купивших у автора права менять этот мир для другой аудитории. Кстати, в книгах автор не зацикливается на цвете кожи — только на противостоянии людей и разнообразных нелюдей.

Почему люди против?

Сериал создаётся американскими продюсерами для американской же аудитории и эксплуатирует американские стереотипы. В этом сериале эльфы живут в Гранд-Каньоне или Сьерра-Неваде и напоминают вполне привычных американскому взгляду индейцев. Аретуза в этом мире не странная школа для девочек из знати, а скорее элитный девичий колледж на берегу моря, с наставницами-профессоршами и студентками, которые отдают жизнь родной школе.

Главное противостояние этого мира не политическое, а этическое — и не между чернокожими и белокожими (эльфы, как нам показывает вторая серия, бывают очень разные), а скорее между теми, кто выбирает справедливость, и теми, кто преследует свои глубокие идеологические цели. В этом плане сериал гораздо более карикатурен и прост — но не стоит ожидать другого от продукции, изначально ориентированной на массовый рынок и осознанно следующий трендам.

Но расизм ли проявление недовольства наличием персонажей с отличным от нас цветом кожи? По большей части — нет. Образ мира «Ведьмака» у большинства сформировался давно — на основе книг, польского сериала, видеоигр. И наша ментальность всё это переносит на привычный образ Европы. Бо́льшая часть возмущения — от несоответствия давно сложившейся картинки в голове и того, что на экране. Обидно, но не смертельно.

Но существует тонкая грань между возмущением от несоответствия образов в голове и скатыванием в пещерный расизм с бросанием громких обвинений и требованием убрать с экрана непонравившихся актёров только на основании их расовой и этнической принадлежности.

Пожалуйста, не переходите эту грань.

Алексей Бортников, Кирилл Копылов

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация