280 боевых вылетов пилота О.М.Лисиковой ( 4 фото )
- 26.12.2019
- 5 117
Лисикова О.М., 1943 год
Лисикова: Я - Ольга Михайловна Лисикова. У меня есть воинское звание гвардии старший лейтенант, я кавалер почетного знака города Санкт-Петербурга.
Моими родителями были: отец Власов Леонид Леонтьевич — учитель, а мой отчим Тёмин Матвей Михайлович был секретарем Гдовского райкома партии. Напротив бывшего райсовета ему поставлен памятник, он был командиром партизанского отряда, погиб.
Мама, до приезда в Ленинград, была домохозяйкой. В Ленинграде работала в системе общественного питания, в 1924 году вступила в партию.
В 1934 году, по путевке комсомола ленинградцы, человек примерно двенадцать, и я в том числе, поехали в Тамбовскую гражданскую летную школу. Там еще четыре девушки оказалось. А в 1936 году всех девушек из Балашовской и Тамбовской школ перевели в Батайскую летную школу, где образовалась женская эскадрилья, состоящая из трех отрядов, в соответствии с годом обучения: первый — начальное обучение и так далее. Меня сразу определили в 3-ю эскадрилью.
В 1937 году я закончила обучение...
...Расскажу вам про один уникальный полет. Если сказать какому-нибудь летчику, он не поверит.
Этот полет был в конце 1943 года. Ночью вылетело четырнадцать кораблей. И каждый имел свое задание. В мою точку было направлено три корабля, в том числе и мой. Там партизанский отряд попал в очень плохое положение. Обоз они отправили уже давно. А пока сдерживали немцев, но у них кончалось вооружение. И вот туда нужно было срочно выбросить боеприпасы. А погода была "нулевая". Я тогда не знала, что все корабли вернулись из-за погоды. Но мое положение в дивизии особое, и потому что я женщина, и потому, что был плакат: «Летать, как летает командир корабля Лисикова!» Он был в аэропортах многих городов.
Однажды в Свердловске летчик увидел этот плакат, и говорит:
— Ну, до чего же мужики дошли? Что теперь бабы нас учат летать!
Так что мое положение особое было. Поэтому все эти двести восемьдесят моих вылетов, все они были выполнены. Ни одного возврата, ни одного невыполнения. А сейчас надо было спасать партизанский отряд. У меня на борту было около трех тонн груза. Я несколько раз почти прикасалась к земле, но все было укрыто облачностью. Я думаю: «Нужно обязательно выскочить на большое озеро». Там недалеко, пять минут, находился этот партизанский отряд. Работа штурмана и радиста была великолепная. Радист давал мне пеленг буквально каждую минуту. Хорошо еще, что не было никакого ветра, а потому и сноса не было. Момент был очень тяжелый. Потому что, если выскочишь на лес, значит все, можешь поворачивать и идти на базу. Второй заход сделать будет невозможно. И когда я выскочила, увидела просвет, слева лес, а справа очертание озера. Я тогда спикировала на эту поверхность озера, прошла его. Там сделала поворот, и начала понемножку подниматься. Подниматься до такого места, что б я могла видеть, сколько расстояния есть от верхушек леса, до облаков. Если есть просвет, ну метров пятьдесят–семьдесят, тогда можно продолжать лететь. Если нет — надо возвращаться. Ну, я увидела, что необходимый просвет есть. И тогда штурман дал курс на партизанский отряд. Мы прошли минут пять, и увидели костер. Сколько я не выполняла таких полетов, как правило, кострами были выложены «Т» или «Р». А здесь только один костер горит, но еще видно было остальные, уже потушенные. Команду я дала заранее, и второй пилот и стрелок привязались к тумбе, где стоял пулемет УБТ. Ведь при открытой двери можно вылететь. И когда мы проходили над костром, они два–три мешка успели выбросить. Сложность была в том, что нужно было еще сделать заход, пройти опять этим курсом. Я развернулась, и опять удалось выскочить на эту площадку. Тогда к выброске присоединился и штурман. И втроем они выбросили побольше груза. И все-таки нам пришлось сделать еще и третий заход на сброс. Основной груз, предназначенный для партизанского отряда, мы сбросили.
Когда мы прилетели во «Внуково», командир, генерал-майор Казмин сказал:
— Мы получили подтверждение партизанского отряда: они получили все запасы, отразили атаки противника, и уже движутся уже к своим обозам. Я должен бы представить Вас за этот полет к Герою Советского Союза, однако, у вас экипаж не женский.
Мне стало смешно. Потому что не только женский, но и мужской экипаж такой полет, вряд ли мог бы сделать. Потом я узнала, что представление на меня первый отдел не пропускал, потому что мой муж в это время возможно был в плену. Они считали, раз в плену, то возможны разные варианты… В 1941 году в начале войны наши танки контратаковали немцев в районе Брянска и встали – кончилось горючее. Им на помощь отправили 6 кораблей Ли-2. Самолет моего мужа был сбит и взорвался. Весь экипаж записали пропавшим без вести, но оказалось, что кабина отвалилась и командир корабля Лисиков, второй пилот и бортмеханик выжили, а стрелок, радист и штурман погибли. Выживших отправили в Чехословакию в концлагерь, где они и сидели до 45 года. Мне прислали повестку что муж пропал без вести и из-за этого мне много представлений «задробили».
***
Ольга Лисикова родилась 7 ноября 1916 года в семье учителя и домохозяйки, а в 1920 году с родителями перебралась в Петербург. С раннего детства отличалась неуемной энергией, задором и смелостью.
Участница войны с Финляндией 1939—1940 годов (вывозила с фронта раненых и обмороженных бойцов Красной Армии).
С начала Великой Отечественной войны летала на связных самолётах, перевозила раненых, доставляла медикаменты, кровь для переливания и другие грузы. Позднее освоила двухмоторный самолёт DC-3. Сначала воевала в составе Особой Северной авиагруппы ГВФ, затем в 1-м авиаполку 10-й Гвардейской авиатранспортной дивизии ГВФ, которая базировалась на подмосковном аэродроме Внуково.
В годы войны выполнила 280 боевых вылетов. После чего Политуправление Красной Армии выпустило два плаката о боевых подвигах О. М. Лисиковой: «280 боевых вылетов» (1943) и «Летать так, как летает командир корабля Ольга Лисикова» (1944).
Всего отважная лётчица совершила около 400 боевых вылетов, в том числе 150 рейсов в осаждённый Ленинград.
Последние полёты выполняла в 1946 году — открывала на «Си-47» авиалинии Ленинград—Рига, Ленинград—Вильнюс и Ленинград—Таллин.
Американский военно-транспортный самолет Си-47..
- Награждена орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны I и II степеней (1985), а также медалями, среди которых «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Москвы».
- Кавалер почётного знака города Санкт-Петербурга.
Умерла 7 сентября 2011 года, похоронена в Санкт-Петербурге на кладбище Памяти жертв 9 января.
Сегодня общественность северной столицы ратует за присвоение Ольге Лисиковой звания Героя России и за то, чтобы один из скверов города носил её имя.
Материал взят: Тут