Настоящий русский герой, перед которым бледнеют Чак Норрис, Сталлоне и Шварценеггер ( 5 фото )

Это интересно




Александр Евгеньевич Голованов — Главный маршал авиации Советского Союза, командующий авиацией дальнего действия (АДД), личный порученец Сталина. Чемпион по стрельбе, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший лётчик страны и ещё многое-многое другое. Вот вам настоящий герой, перед которым бледнеют и Чак Норрис и Сталлоне, а Шварценеггер — вообще мальчик для битья.

Последний подвиг

Под конец жизни Александр Голованов написал мемуары, в которых вспоминал и о своих встречах со Сталиным. Даже этих немногих страниц хватило, чтобы вызвать у немногих читателей рукописи шквал споров и эмоций, как критических, так и восторженных. Но в 70-е годы XX столетия власти СССР больше всего боялись шума. Кроме того, на указания ГлавПУРа переписать некоторые главы книги и ввести в мемуары ещё одного героя — Л.И. Брежнева — Голованов ответил отказом. Последовала кара — глухое замалчивание и деятельности самого маршала, и всего вклада АДД в победу в Великой Отечественной войне. Единственному из советских военачальников Голованову отказали в публикации воспоминаний.
Удар был слишком силён, и Александр Евгеньевич тяжело заболел. Его друг лётчик-испытатель Владимир Ме-зох вспоминал: «Военные врачи сказали, что такого человека ещё не видели. Видно, что боль жуткая, зрачки расширились, а он молчит».
В 1997 году Воениздат всё-таки выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД», однако мизерным тиражом и с многочисленными купюрами. Но сегодня книга уже напечатана в полном объёме.
Виктор Суворов так пишет о Голованове: «Он — воплощение воли и энергии… Этот портрет похож на портрет супермена из кинобоевиков, но именно им он и был. Голованов достигал высших результатов в каждом деле, за которое брался».
Все биографы Голованова пишут о маршале на основе его мемуаров. В книге, конечно, нет ни слова лжи, но о многих вещах автор просто умалчивает. Например, Александр Евгеньевич подробно рассказывает, как его полк, а позже дивизия летом 1941 года бомбили Берлин и Кёнигсберг. Ноотом, что он сам лично руководил налётами и сам сидел за штурвалом бомбардировщика, Голованов скрывает. А о начале своей карьеры маршал вообще молчит. Так давайте пристальнее вглядимся в судьбу Александра Евгеньевича, без оглядки на его мемуары.


Юные годы

Александр Голованов родился в Нижнем Новгороде 7 августа 1904 года. Свои именины он всегда отмечал 12 сентября — по православному календарю это день святого благоверного князя Александра Невского.
Предки Голованова были разночинцами и мелкопоместными дворянами, то есть теми, на ком, как правило, держалась вся слава России. По отцовской линии в роду Александра Евгеньевича — в основном, моряки, отец его был капитаном речного флота. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семёновском полку. Отличались ростом, статью и физической силой. По матери один из предков маршала — адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя.
Дед — знаменитый народоволец Николай Кибальчич, участник покушения на императора Александра II. Как мы знаем из истории, в тюрьме перед казнью Кибальчич разрабатывал проект ракетного летательного аппарата. Мать А.Е. Голованова, ставшая оперной певицей, родилась в Томской тюрьме.
И вот — сам Александр Евгеньевич. Голубоглазый блондин двухметрового роста, с обаятельной улыбкой на мужественном лице. Его жена Тамара Васильевна была ему под стать — высокая, стройная женщина изумительной красоты. Внешностью, эффектностью и элегантностью эта пара напоминала чету кинозвёзд. А как они танцевали! Тогда в моду вошло танго, и лучших танцоров не было в Москве, а значит, и по Союзу.
…В 13 лет, прибавив себе лишних три года (благо, рост позволял), юный Саша Голованов вступает добровольцем в Красную Армию. Он воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, который принимал участие в боях с армиями Деникина и Махно, был контужен, стал командиром взвода разведчиков. А в 16 лет Голованов уже в органах ОГПУ.

Тайная жизнь

В 21 год на петлицах Александра четыре шпалы — это соответствовало званию полковника. Правда, большинство заслуг Голованова покрыто мраком секретности. Известно лишь, что он принимал участие в операции «Трест» и лично арестовывал эсера-террориста Бориса Савинкова. Его парабеллум потом долгое время хранился в столе маршала.
Голованов встречался с фельдмаршалом фон Боком, оказывал помощь словацкому и польскому восстанию, ликвидировал эсэсовскую экспедицию на Тибет (поиски Шамбалы) — на его счету и многие другие неординарные дела.

В конце 30-х годов Голованов появляется в Алма-Ате. Зачем бравый чекист и спортсмен приехал в тогдашний тихий провинциальный городок — непонятно. Но почти одновременно с Александром в Алма-Ату ссылают «демона революции» — Льва Троцкого. Хорошо знавший Голованова Ураз Мукашев, ветеран, спустя годы выражал уверенность в том, что Александр Евгеньевич тайно надзирал за Троцким и в случае приказа должен был его устранить.
Голованов утверждал, что впервые встретился со Сталиным лишь в 1941 году. Однако тот же Ураз Мукашев в 1932 году сопровождал Голованова с секретной миссией в Синьцзян. На одной из ночёвок у костра боец спросил у Александра Евгеньевича, видел ли тот Сталина. Голованов ответил утвердительно: «Видел не раз и Сталина, и Троцкого. Даже Ленина видел, но только вот с ним не беседовал».

Так что, скорее всего, судьба свела Голованова со Сталиным гораздо раньше, где-то в конце 20-х годов. Александр Евгеньевич имел свободный доступ к вождю, а во время войны встречался практически ежедневно. Тот обращался к нему по имени — это было знаком величайшего доверия.
В 1933-м Голованов официально уходит из ОГПУ и учится на лётчика. Несмотря на то, что летать стал довольно поздно, он в короткое время достигает значительных результатов. Ну не мог Александр занимать вторые места, по натуре он должен был стать лучшим. Летал на личном самолёте Сталина — «Сталинском маршруте». Да, Голованов действительно считался одним из лучших лётчиков Советского Союза, совершал героические перелёты, но…


Всё-таки основной его деятельностью были ответственные и секретные поручения самого Сталина — как в СССР так и за рубежом. Даже в мемуарах, если читать внимательно, это проскальзывает. Так, в трагические дни октября 1941-го, когда в Москве разразилась паника, именно Голованова Сталин отправил наводить порядок на дорогах и возвращать в столицу перетрусивших членов правительства.

Взлёт и падение

Великая Отечественная война стала поворотным пунктом в жизни Голованова. За четыре года он прошёл путь от полковника до маршала авиации, от командира полка до командующего АДД, которая под его руководством стала лучшим родом войск в Советской армии. В немецких разведсводках лётчиков АДД называли «аристократами авиации», а саму АДД — «любимицей народа».
В марте 1946 года Сталин, подойдя к большой группе собранных в Георгиевском зале — для фотографирования — маршалов, генералов и адмиралов, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, лично усадил его в первом ряду вместе с 12 полководцами, среди которых были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский.


Но время шло, вождь старел, впадал в маниакальную подозрительность. Берия интригами убирал ближайшее верное окружение Сталина — Поскрёбышева, Власика. Дошло дело и до Голованова. Он ждал ареста, несколько месяцев скрывался на даче и в дальнейшем уже никогда не занимал постов, соответствующих его званию. Лишь в августе 1952-го, успевший к тому времени закончить Академию Генерального штаба и курсы «Выстрел», Голованов получил под начало воздушно-десантный корпус — беспрецедентное понижение в должности!

Опала продолжалась и после смерти Сталина. Хрущёв и Жуков отправляют Голованова в отставку. Вообще, маршалов никогда не увольняют в запас, они навсегда приписаны к армии. Но для Александра Евгеньевича «сделали исключение». Пенсию назначили небольшую — всего 1800 рублей (180 на послереформные деньги). Половина уходила на оплату квартиры (опального военачальника лишили всех льгот по оплате жилья), 500 рублей он ежемесячно посылал старушке-матери.


Выручала дача — гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой. Сам маршал ходил за плугом, жена Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда понадобились деньги на школьную форму для детей (их было пятеро). Головановы всей семьёй собирали ягоды, сдавали в потребкооперацию. Лишь через несколько лет бывший маршал смог устроиться в НИИ гражданской авиации на скромную должность. Окончательно на пенсию ушёл в 1966-м.
Умер Александр Евгеньевич 22 августа 1975 года, до конца дней оставаясь преданным своему кумиру — Сталину. Какие тайны вождя Голованов хранил, какие секретные и личные поручения выполнял — все эти тайны он унёс с собой в могилу. Боюсь, их мы уже никогда не узнаем.

Журнал: Тайны 20-го века №30, июль 2011 года

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация