Масоны в России: вырождение тайного общества вольных каменщиков в подпольную политическую организаци ( 9 фото )
- 23.11.2019
- 9 724
Масонство возникло в Англии в начале 18-го века и задумывалось как тайное философское объединение, члены которого должны заниматься самосовершенствованием и работой на благо общества. Таковым оно пробыло недолго и очень скоро стало вырождаться в политическое течение. Этот процесс прослеживается и на примере Российской империи.
Кто такие масоны и как их понимать
Период до 18-го века в истории масонства рассматривается как доисторический. Он связан с братствами реальных каменщиков, известных в Англии с 14-го века. Отсюда все символы масонов — угольник, молоток, циркуль и так далее, а также три традиционные масонские степени: мастер, подмастерье и ученик. Ложами у каменщиков назывались рабочие помещения.
Гравюра с изображением масонских символов
В 16-17 веках многие из братств вольных каменщиков стали распадаться, и постепенно в них начинали принимать людей, не имевших никакого отношения к строительству. Первого не-каменщика, ставшего масоном, звали Элиас Эшмол – его приняли в братство в 1646 году. Со второй половины 17-го века масонские ложи утрачивали профессиональный характер.
В 1717 году в Лондоне четыре масонских ложи «нового образца» объединились и создали Объединённую великую ложу Англии. Так и образовалось масонство в классическом его понимании. Спустя пятнадцать лет англичане привезли масонство во Францию, которая со временем стала вторым центром вольного каменщичества в Европе.
Объединённая великая ложа Англии, Лондон
Изначально масонство задумывалось как морально-нравственное течение. Согласно основополагающему масонскому документу – Книге уставов Джеймса Андерсона, изданной в 1723 году в Англии – каждый масон обязан верить в бога и стремиться к нравственному самосовершенствованию, по кирпичику воздвигая свой духовный храм. Это аллюзия на праотцов-каменщиков, которые тоже воздвигали храмы, но реальные.
Философствованиями их деятельность не заканчивалась. В основе классического масонства также лежит культ труда на благо общества: масонские ложи должны заниматься просветительской деятельностью и благотворительностью.
Бога масоны признавали, но только как создателя вселенной. Жизнь человека, по их мнению, от бога не зависит – каждый человек сам творит свою судьбу. Из-за этого масоны часто конфликтовали с католической церковью.
Нельзя представить масонство без обрядности. Загадочные и порой ужасающие ритуалы проводились масонами регулярно, особенно по случаю принятия в свои ряды нового «брата» или перехода члена ложи из одной степени в другую. Со стороны это походило на театрализованные представления.
Классическое масонство мыслилось как движение аполитичное, споры на политические темы в ложах запрещались. Однако таковым оно осталось только на своей родине – в Англии, где к моменту возникновения масонства уже существовал «пакет» гражданских прав и свобод, а также конституционный строй.
В то же время в большинстве стран континентальной Европы действовали абсолютистские режимы, поэтому там масонские организации стали постепенно вырождаться в политические организации – Франция яркий тому пример. Та же тенденция характерна и для масонов Российской империи, перенимавших опыт зарубежных товарищей.
Появление и развитие масонства в России
В 1698 году будущий российский император Пётр Первый вернулся из Великого посольства в Европу. Согласно английскому преданию, по приезде воодушевлённый Пётр Алексеевич стал активно внедрять у себя на родине европейские обычаи, начав с учреждения в России масонства. Самого его, по легенде, приняли в ряды вольных каменщиков в Англии.
Пётр Первый в Голландии во время Великого посольства
Документальных подтверждений этой красивой версии нет. Первые реальные упоминания о существовании масонства в России относятся к 1731 году, когда Великая Лондонская ложа направила в Россию мастера Джона Филипса для учреждения здесь масонства.
Но организованные Филипсом «русские» ложи таковыми назвать сложно, так как входили в них одни иностранцы. Русские дворяне стали вступать в масонские ложи только в следующем десятилетии.
Императрица Елизавета Петровна, правившая с 1741 по 1762 годы, хоть и относилась к масонам негативно, но не преследовала их. О количестве лож в России в этот период, как и о конкретных примерах влияния масонов на политику, точных сведений нет.
Точно известно о соблюдении русскими масонами середины 18-го столетия обрядов, характерных для классического европейского масонства. Современник Елизаветы Петровны Адам Васильевич Олсуфьев описывал довольно сложный ритуал принятия в одну из лож, устроенную по французскому образцу. В нём фигурировали черепа, сабли, заряженные мушкеты, циркули – как и положено, устраивался целый спектакль.
Сменивший Елизавету на императорском престоле Пётр Третий, судя по всему, сам являлся масоном и покровительствовал своим «братьям»: петербургской ложе Постоянства он подарил целый дом. Тем не менее, многие масоны Петра недолюбливали и участвовали в организации государственного переворота против него (среди них, например, тогдашний фаворит Екатерины Второй граф Григорий Орлов).
Так, черты политизированности русского масонства можно проследить уже во второй половине 18-го века во времена правления Петра Третьего.
На время царствования Екатерины Великой, длившегося с 1762 по 1796 годы, приходится расцвет русского масонства. Ложи самых разных систем (английской, немецкой, французской) возникали с огромной скоростью, переманивая друг у друга адептов и конфликтуя между собой.
Масонство входило в моду, поэтому в ряды вольных каменщиков пробирались «случайные пассажиры», равнодушно относящиеся к масонским ценностям. Многие из них позже признавались, что вступали в ложу из интереса или ради полезных знакомств.
Заседания английских лож, организованных влиятельным в 1760-1770-е годы масоном Иваном Перфильевичем Елагиным, с виду напоминали скорее торжественные пиры или балы, где все напивались и «несогласным воплем непотребные ревели песни».
Сам Елагин признавался, что вступил в Орден в молодые годы, движимый исключительно любопытством и желанием «через братство достать в вельможах покровителей и друзей».
Великий мастер Провинциальной великой ложи в Санкт-Петербурге Иван Перфильевич Елагин
Вторым столпом русского масонства екатерининской эпохи являлся Николай Иванович Новиков, лидер московских масонов 1780-х годов. Прежде всего, Новиков известен как издатель сатирических журналов, высмеивающих пороки самодержавия и крепостного права.
Новиковское масонство являлось полной противоположностью елагинского. Его ложи занимались благотворительностью, организовывали учительские семинарии, содержали школы, открывали библиотеки. То есть, следовали заветам классического английского масонства начала 18-го века.
Екатерина Великая к такой самодеятельности относилась скептически. В 1780 году она опубликовала своё произведение «Тайна противо-нелепого общества», в котором высмеивались все масонские обряды и ритуалы. Спустя шесть лет из-под пера императрицы вышли три комедии – «Обманщик», «Обольщённый» и «Шаман Сибирский», в которых масоны выставлялись в невыгодном свете.
Лидер московских масонов Николай Иванович Новиков
Гонения на вольных каменщиков в России завершились 1 августа 1792 года, когда указом Екатерины Второй масонство в России было фактически запрещено. Новиков и его ближайшие соратники оказались в тюрьме.
Причин столь жёсткого отношения Екатерины к масонству было несколько:
— Московские масоны во главе с Новиковым активно контактировали с наследником престола Павлом Петровичем – сыном Екатерины и по совместительству её главным врагом. У императрицы были все основания подозревать, что масоны готовят государственный переворот;
— Екатерина испытывала личную неприязнь к оппозиционеру Новикову из-за его иронических выпадов против императорской власти;
— В самом разгаре была Великая Французская революция, активное участие в которой принимали масоны и члены других тайных обществ. Императрица боялась, что то же может постичь Россию.
Александр Первый, правивший в первой четверти 19-го века, поначалу относился к масонам благосклонно, поэтому те начали выбираться из подполья. В 1817-1822 годах масонами стали Пушкин, Чаадаев и Грибоедов.
Ряды вольных каменщиков при Александре Первом пополняли и многие будущие декабристы. Исследователи предполагают, что браться Муравьёвы-Апостолы, Рылеев и Пестель – лидеры декабристского движения – хотели использовать масонские ложи как плацдарм для подготовки антиправительственного восстания.
В 1822 году, после недолгой «оттепели», Александр Первый повторно запретил масонство в России в связи с растущими среди них оппозиционными настроениями. Сильно повлияли на его решение революционные события в Италии в 1820-х годах: император знал, что ячейки итальянских карбонариев (революционеров) строились по образцу масонских лож.
В конце 18-го – первой четверти 19-го века русское масонство хоть и сохраняло традиционные черты (ритуальность, занятие просветительской деятельностью, благотворительность и так далее), но сильно политизировалось, отойдя от заветов праотцов.
После запрета масонство в России впало в спячку. Отдельные ложи продолжали существовать, но глубоко в подполье, а последнее известное ритуальное посвящение относится к 1850 году. Казалось, дело Новикова и его предшественников забылось навсегда.
В это же время западное масонство жило и видоизменялось, постепенно всё больше втягиваясь в политическую борьбу. Особенно в этом преуспели ложи Франции: в период французской революции 1848 года масоны открыто демонстрировали поддержку радикалам.
В 1870-х годах лидеры Великого востока Франции – центральной масонской организации Франции – исключили из своей конституции упоминания о Великом Архитекторе Вселенной. Спустя семь лет в масонские ложи стали принимать атеистов. Всё это шло наперекор классической модели масонства, в основе которой лежало признание Бога как создателя вселенной.
Позже во французских ложах сняли запрет на обсуждение политических вопросов – ещё одна пощёчина традиционному масонству. В ответ на такую наглость Объединённая великая ложа Англии – праматерь мирового вольного каменщичества – объявила, что Великий восток Франции более не может считаться истинно масонской организацией.
Пока российские императоры решительно отказывались делить с кем-либо единоличную власть, европейские правительства работали с вольными каменщиками бок о бок. Председатель Совета министров Франции Луи Комб в начале 20-го века использовал масонские ложи как государственные органы для сбора необходимой информации.
В конце 19-го – начале 20-го века русские интеллигенты, гонимые на родине, всё чаще стали вступать в ложи Великого востока Франции. По своим политическим взглядам многие из них являлись либералами и выступали за установление в России конституционной монархии.
Лицами русского масонства за рубежом стали изобретатель Павел Николаевич Яблочков и профессор Максим Максимович Ковалевский. Яблочков в 1887 году открыл в Париже первую русскую эмигрантскую масонскую ложу «Космос». Ковалевский спустя 14 лет организовал на её основе Русскую высшую школу общественных наук, просуществовавшую до 1904 года.
Целью школы стало повышение политической грамотности её учеников, а также подготовка новых масонских кадров для скорого «десанта» в Россию – долго засиживаться заграницей Ковалевский не намеревался. Период с 1887 по 1906 годы стал для русских масонов подготовительным. В это время они набирались опыта политической работы у французских единомышленников, чтобы потом перенести его на русскую почву.
Один из лидеров русского масонства начала 20-го века Максим Максимович Ковалевский
В связи с нарастанием революции, 17 октября 1905 года Николай Второй издал Высочайший манифест, который, помимо прочего, провозгласил право на существование собраний и союзов в России. Это развязало масонам руки, и уже в январе следующего года Ковалевский получил у лидеров Великого востока Франции разрешение на создание масонских лож в России.
В 1906 году масонство в Российской империи пробудилось после долгого сна. Ориентиром для него стало западноевропейское вольное каменщичество, которое зиждилось на идее активного участия в политической жизни и почти полностью игнорировало традиционные масонские ценности.
«Масоны должны проникать во все отрасли государственной жизни и незаметно для самого правительства сдвинуть жизнь со стоячего болота. На масонство я смотрел как на единственное средство объединить людей разных лагерей, конечно, прогрессивных.»
Давид Осипович Бебутов, один из первых русских масонов 20-го века
Хотя формально к 1906 году масоны имели полное право на существование, каждая новая ложа глубоко конспирировалась. Уход в подполье стал требованием здравого смысла – власть, ещё не оправившаяся от революционного 1905 года, везде видела заговорщиков. Масонов это касалось особо: на примере Франции император прекрасно знал, на что они могут быть способны.
Активное привлечение новых членов в ложи началось лишь к декабрю 1906 года, после роспуска первой Государственной думы. Тогда же сформировалась основная идея, которая легла в основу русской масонской организации.
Государственная дума Российской империи I созыва – первый представительный орган власти в России, просуществовавший 72 дня, с 27 апреля по 9 июля 1906 года. В её состав входило более 450 депутатов, 11 из которых являлись масонами.
Масонский Орден в России должен был стать внепартийной платформой прогрессивных оппозиционных сил. На собраниях её члены обсуждали бы насущные политические проблемы и находили точки соприкосновения, забыв о своей партийной принадлежности.
Лидеры русско масонства хотели объединить разобщённый левый лагерь, который нуждался в единой организации. Члены масонских лож в России принадлежали к самым разным оппозиционным партиям, начиная от конституционных демократов и заканчивая социалистами.
В 1910 году ряды русских масонов, и без того немногочисленные (число вольных каменщиков в 1906-1910 годах в России не превышало 100 человек), поредели ещё больше. Это было связано с желанием лидеров русского масонства избавиться от протектората Франции и существовать отдельно.
К 1912 году самостоятельное русское масонское объединение окончательно сложилось и получило название Великий восток народов России. Его первым лидером стал российский политический деятель Николай Виссарионович Некрасов. Качественно новые ложи ничем не отличались от старых. Общего с масонством у них оставалось всё меньше.
Первый генеральный секретарь Верховного совета Великого востока народов России Николай Виссарионович Некрасов
Масонскую систему степеней фактически ликвидировали – в Великом востоке народов России осталось лишь две из них: ученик и мастер. Характерная для классических масонов система нравственного совершенствования и духовного развития отошла на второй план – речь о философии и религии на заседаниях лож заходила крайне редко, всё время занимали бесконечные беседы о высокой политике.
Претерпел изменения и процесс приёма в масонство. Ритуал оставался, но в крайне упрощённом виде: кандидат проходил небольшой письменный опрос, после чего (если члены ложи оставались удовлетворены результатом опроса) ему завязывали глаза и проводили в общую комнату. В ней присутствовали все «братья», которые и объявляли новичку радостную новость, поочерёдно его целуя.
Фартуки, циркуль с наугольником, другая традиционная масонская атрибутика – всё это ушло в прошлое, обрядовую сторону русские масоны свели на нет. То же прослеживалось и в западноевропейском масонстве, особенно французском, однако «новые» русские ушли в этом плане намного дальше своих зарубежных коллег.
Приём в Верховный совет – руководящий орган Великого востока народов России – обходился вообще без каких-либо ритуалов. Не подразумевала их и работа совета.
Ложами русские масоны называли обычные частные квартиры. В них проходили заседания, которые также не имели ничего общего с привычным масонством: 7-10 человек в лёгкой и непринуждённой обстановке общались на общественно-политические темы. Разве что называли друг друга «братьями» и обращались на «ты», а в остальном – обычный подпольный политический кружок.
Заседания лож проводились примерно раз в неделю. Они начинались с объявления политических новостей и сообщений о внутренней жизни тех партий, члены которых присутствовали на собрании. После следовал обмен мнениями по насущным вопросам. Масоны, по совместительству являвшиеся депутатами Государственной думы, обсуждали думскую повестку и пытались прийти к компромиссу.
Государственная дума четвёртого созыва действовала с 1912 по 1917 годы. В ней числилось по меньшей мере 23 масона. Все они состояли в думской масонской ложе «Розы».
Разговорами всё и заканчивалось, так как никаких решений ложи не выносили и своих членов ни к чему не обязывали. Коллективное обсуждение и взаимное убеждение – всё, чем ограничивалась работа масонских лож.
В русском масонстве начала 20-го века от масонства осталось только название. На смену просветительской деятельности в народе пришло полное бездействие, а разговоры о философии и религии сменились бесконечной демагогией на политические темы.
Постепенно политизирующееся ещё со времён правления Петра Третьего, в начале прошлого столетия русское масонство окончательно превратилось в подпольную политическую организацию, которая не имела с классическим вольным каменщичеством ничего общего.
Февральская революция – масонский заговор?
Разговоры о политике закономерно приводили к возгласам о необходимости поднять народ на революцию или совершить политический переворот. Особенно часто вопросы тактического характера поднимались накануне и с началом Первой мировой войны в Верховном совете Великого востока народов России, не говоря уже о провинциальных ложах.
Многие члены Совета, с нескрываемым презрением относившиеся к деспотической власти монарха, на деле боялись «бессмысленного и беспощадного русского бунта». Член Верховного совета с 1912 по 1917 годы, меньшевик Александр Гальперн утверждал, что «политического заговора, как сознательно поставленной цели, в программе нашей работы не было».
О конкретных революционных мероприятиях вопросы в Верховном совете даже не ставились, хотя осторожные разговоры на эту тему велись. Сторонниками переворота являлись влиятельные масоны Николай Некрасов и Сергей Мстиславский, но даже они не стремились закрепить свою точку зрения как основную.
Авангард русского масонства составляли левые либералы из кадетов и прогрессистов, которые в принципе не приветствовали революционные методы борьбы. Особо радикальные масоны-социалисты придерживались противоположного мнения, однако в ответ слышали лишь то, что «в цели Великого востока народов России насильственная смена власти не входит».
«На первом плане были вопросы высокой политики. Я помню, мы обсуждали вопросы о границах будущей Польши… проблему Константинополя, Дарданелл и прочее. И когда я попытался обратиться к нашему внутреннему положению, к настроению трудового народа, к тому, что ожидает нас после окончания войны, то меня просто замолчали. Нам неоднократно внушали, что революционная работа не наше дело, что мы — организация надпартийная.»
Лев Чермак, масон, член партии социалистов-революционеров
Социалист Николай Чхеидзе также вспоминал, что умы думских масонов в 1912-1915 годах занимало скорее согласование партийных интересов и достижение компромиссов, нежели обсуждение реальных планов по свержению императора. Однако осенью 1915 года положение стало меняться: неудачи русской армии в этот период привели к радикализации Верховного совета Великого востока народов России.
Если раньше масонская организация принимала оппозиционеров, но не ставила цели насильственной революционной смены режима, а скорее рассчитывала перестроить существующую государственную машину путем проникновения в её звенья, то теперь она прямо ориентировалась на ту или иную форму переворота.
Современники вспоминали, что в это время член Верховного совета Александр Фёдорович Керенский, ставший масоном ещё в 1912 году, предпринимал агитационные поездки в провинцию. Организовывались сборы денег на нужды переворота. Тем не менее, когда той же осенью 1915 года уже упомянутый Мстиславский предложил лидерам русского масонства организовать покушение на жизнь царя, те отнеслись к этой инициативе отрицательно.
Масон и последний председатель Временного правительства Александр Фёдорович Керенский
Затем последовал решительный протест украинских масонов, доля которых в общем масонском движении Российской империи была достаточно велика. Не включала заговорщических планов и резолюция Всероссийского съезда представителей масонских лож в 1916 году.
Идея государственного переворота хоть и захватила умы лидеров русского масонства, но только на время. К 1916 году центр заговора переместился к оппозиционной группе генерала Александра Крымова и лидера партии октябристов Александра Гучкова. Убедительных доказательств того, что они являлись масонами, нет.
В индивидуальном порядке (то есть не от лица масонской организации) Гучкова поддерживал ярый сторонник идей переворота Николай Некрасов. В апреле 1917 года они планировали организовать захват царского поезда, чтобы заставить Николая Второго отречься от престола в пользу сына. Однако Февральская революция помешала их планам осуществиться.
Революция застала нас врасплох. Растерянность среди нас была вначале просто фантастической.
Сразу после революции был образован Временный комитет Государственный думы, на основе которого чуть позже сформировалось Временное правительство. Среди его членов числилось всего три масона – Александр Керенский, Николай Некрасов и Александр Коновалов – которые пытались (и порой успешно) назначать на административные посты своих братьев.
Этот факт зачастую используется как доказательство того, что Февральская революция стала результатом масонского заговора, однако остальные восемь деятелей революции, также входившие в состав Временного комитета и Временного правительства, масонами не являлись.
Очевидно, что Февральская революция не являлась результатом организованного масонского заговора. Многие члены масонских лож выступали за идею государственного переворота и даже обсуждали её с не-масонами, но централизованного масонского заговора это не подразумевало.
Впрочем, даже если представить, что события февраля 1917 года и правда спланировал «тайный масонский центр», перед нами предстаёт обыкновенный пример свержения власти законспирированной подпольной группировкой революционеров, называющих себя масонами.
Материал взят: Тут