Сами себе Микеланджело: 8 самых залихватских nose art XX века ( 9 фото )
- 05.11.2019
- 6 850
Идея расписывать самолёты родилась в головах пилотов ещё до Великой войны. Кто-то использовал её, чтобы обозначить лётное умение или заслуги, а кто-то откровенно развлекался, пока была возможность. О самых безбашенных ноуз-артах — в нашем материале.
«Бутылка виски заходит на штурмовку, сэр!»
На войне часто скучают о ставших дефицитными развлечениях: женщинах и алкоголе. И если пышногрудые красавицы на фюзеляжах уже прочно вошли в американский «лётный топ», то горячительные напитки всё ещё остаются на втором плане.
Впрочем, Дик Рейнбольд из 345-й бомбардировочной авиагруппы под звучным прозвищем «Воздушные апачи» с этим явно был не согласен. Бутылка виски Old Shenley и стакан коктейля гордо красовались на фюзеляже его B-25D, находящегося где-то в Новой Гвинее.
Пройдёт день-два, а может несколько часов, — и бомбардировщик зайдёт в атаку на какой-нибудь японский транспортник. Затем застрекочут крупнокалиберные пулемёты и полетят бомбы — бутылка виски выйдет на тропу войны.
Русский минимализм
Чтобы расписать самолёт не только красиво, но и внятно, не обязательно снабжать его богатой и подробной композицией. Порой достаточно быть лаконичным — как этот счастливый обладатель биплана Р-1 из авиаотряда с говорящим названием «Дальневосточный ультиматум».
В 1929 году лётчикам отряда выпала возможность пошвыряться бомбами в вероломных китайцев. Возможно, в честь этого один из Р-1 обзавёлся минималистичным, но ярким ноуз-артом — сжатым для удара кулаком и короткой надписью «Н-Н’Аа!». Вышло отлично.
«Луна, дай мне силу»
Расквартированные на Гуаме пилоты B-29 совершали налёты на японские города. Бомбардировщик был новый и крупный. И летал он далеко — именно это и позволяло вообще дотягиваться до Империи восходящего солнца. Однако имелся и минус — дорога была настолько дальней, что экипажи буквально выбивались из сил.
Эту усталость, не без самоиронии, и решил отобразить на своём самолёте один из экипажей — вдобавок поигравшись со словами. Moonshine — может означать как «лунный свет», при котором B-29 засыпали «зажигалками» японские города, так и самогон.
Советская ведьма
В начале Гражданской войны охваченные революционным энтузиазмом красные не стеснялись ассоциировать себя с нечистой силой — скорее всего, в пику «старым порядкам». Не миновала чаша сия и 1-й Южный авиационный отряд — одну из первых красных авиачастей.
Летать часто приходилось на чём попало, а уж про обслуживание согласно инструкциям никто и не заикался. Зато можно было вовсю развлекаться с краской и кистями. Например, украсить свой «Ньюпор-23» огромной ведьмой, хватающей беззащитный неприятельский самолёт, — как у лётчика Петренко.
Жарить Гитлеров в сортирах
Унижения германского фюрера — отдельная художественная дисциплина на технике антигитлеровской коалиции. Один из наиболее зажигательных примеров жанра — nose art на B-17F из 91-й бомбардировочной авиагруппы.
Картинка предлагает хоть и не мочить, но по крайней мере испепелить ненавистного Гитлера молниями — прямо во время отправления им естественных надобностей. Без жалости и пощады. Исполнителями, вероятно, видятся сами авторы композиции — экипажи славной 91‑й.
Что же, настрой более чем боевой — можно только похвалить.
Мастера рекурсии из 869-го
Хорошая и к месту сказанная шутка на войне редко бывает лишней — подвергающие себя опасности люди обычно ценят любую возможность разрядить нервы. Не упустили такого шанса и летуны 869-го бомбардировочного авиакрыла.
Один из тамошних экипажей, летавших на B-29, решил не страдать ложной скромностью и изобразил на борту самолёта себя — в неповторимой шаржевой манере. А потом ещё и сфотографировался рядом, с жизнерадостными лицами. Вышло офигенно.
N.B. Только финал у этой истории грустный. В январе 45-го весь экипаж погиб при налёте на завод «Накадзима».
Когда сел не на свой авианосец
Технически, то, что сделали с этим истребителем «Баньши» палубные авиатехники, ноуз-артом, конечно, не является. Но раз ныне даже граффити считается изобразительным искусством, почему бы и нам не расширить слегка рамки терминологии? Тем более, случай (отнюдь не единичный!) интересный.
Всё дело в том, что США — во-первых, морская держава, а во-вторых, держава богатая. Как следствие — в американском флоте довольно много авианосцев. А там, где количество, там и путаница — время от времени какой-нибудь лётчик нет-нет да и садится не на тот корабль, к которому приписан.
Для техников это означает гору сверхурочной работы и бумажной писанины. Вот и развлекаются они от души, украшая самолёт незадачливого пилота слоями издевательских надписей, общий смысл которых сводится к «чего же ты, балбес, забыл на нашем авианосце?».
Красные черти
Как бы то ни было, всё вышеперечисленное пасует перед творчеством техников и пилотов 13-го Казанского разведывательного авиаотряда. Поначалу эти красвоенлёты Гражданской войны художественные таланты не реализовывали. Но в 1919 году к ним в гости залетел тот самый лётчик Петренко, о «ведьме» которого говорилось выше. Идея с личной эмблемой понравилась — и началось.
Лётчики решили обыграть 13-й номер своего отряда, и стали массово малевать на машинах чертей. Общая стилистика была примерно одинаковая — видимо, всё вышло из-под кисти одного и того же художника. Но занятия чертей были довольно разнообразными. Один, например, «доминировал» гуся. Другой, наоборот, катал на себе маленького чертёнка, а третий — самый харизматичный — гонялся за перепуганной до ужаса вороной, гордо восседая на бутылке водки.
Ну вот скажите — как этому не присвоить первое место?
Тимур Шерзад
«Бутылка виски заходит на штурмовку, сэр!»
На войне часто скучают о ставших дефицитными развлечениях: женщинах и алкоголе. И если пышногрудые красавицы на фюзеляжах уже прочно вошли в американский «лётный топ», то горячительные напитки всё ещё остаются на втором плане.
Впрочем, Дик Рейнбольд из 345-й бомбардировочной авиагруппы под звучным прозвищем «Воздушные апачи» с этим явно был не согласен. Бутылка виски Old Shenley и стакан коктейля гордо красовались на фюзеляже его B-25D, находящегося где-то в Новой Гвинее.
Пройдёт день-два, а может несколько часов, — и бомбардировщик зайдёт в атаку на какой-нибудь японский транспортник. Затем застрекочут крупнокалиберные пулемёты и полетят бомбы — бутылка виски выйдет на тропу войны.
Русский минимализм
Чтобы расписать самолёт не только красиво, но и внятно, не обязательно снабжать его богатой и подробной композицией. Порой достаточно быть лаконичным — как этот счастливый обладатель биплана Р-1 из авиаотряда с говорящим названием «Дальневосточный ультиматум».
В 1929 году лётчикам отряда выпала возможность пошвыряться бомбами в вероломных китайцев. Возможно, в честь этого один из Р-1 обзавёлся минималистичным, но ярким ноуз-артом — сжатым для удара кулаком и короткой надписью «Н-Н’Аа!». Вышло отлично.
«Луна, дай мне силу»
Расквартированные на Гуаме пилоты B-29 совершали налёты на японские города. Бомбардировщик был новый и крупный. И летал он далеко — именно это и позволяло вообще дотягиваться до Империи восходящего солнца. Однако имелся и минус — дорога была настолько дальней, что экипажи буквально выбивались из сил.
Эту усталость, не без самоиронии, и решил отобразить на своём самолёте один из экипажей — вдобавок поигравшись со словами. Moonshine — может означать как «лунный свет», при котором B-29 засыпали «зажигалками» японские города, так и самогон.
Советская ведьма
В начале Гражданской войны охваченные революционным энтузиазмом красные не стеснялись ассоциировать себя с нечистой силой — скорее всего, в пику «старым порядкам». Не миновала чаша сия и 1-й Южный авиационный отряд — одну из первых красных авиачастей.
Летать часто приходилось на чём попало, а уж про обслуживание согласно инструкциям никто и не заикался. Зато можно было вовсю развлекаться с краской и кистями. Например, украсить свой «Ньюпор-23» огромной ведьмой, хватающей беззащитный неприятельский самолёт, — как у лётчика Петренко.
Жарить Гитлеров в сортирах
Унижения германского фюрера — отдельная художественная дисциплина на технике антигитлеровской коалиции. Один из наиболее зажигательных примеров жанра — nose art на B-17F из 91-й бомбардировочной авиагруппы.
Картинка предлагает хоть и не мочить, но по крайней мере испепелить ненавистного Гитлера молниями — прямо во время отправления им естественных надобностей. Без жалости и пощады. Исполнителями, вероятно, видятся сами авторы композиции — экипажи славной 91‑й.
Что же, настрой более чем боевой — можно только похвалить.
Мастера рекурсии из 869-го
Хорошая и к месту сказанная шутка на войне редко бывает лишней — подвергающие себя опасности люди обычно ценят любую возможность разрядить нервы. Не упустили такого шанса и летуны 869-го бомбардировочного авиакрыла.
Один из тамошних экипажей, летавших на B-29, решил не страдать ложной скромностью и изобразил на борту самолёта себя — в неповторимой шаржевой манере. А потом ещё и сфотографировался рядом, с жизнерадостными лицами. Вышло офигенно.
N.B. Только финал у этой истории грустный. В январе 45-го весь экипаж погиб при налёте на завод «Накадзима».
Когда сел не на свой авианосец
Технически, то, что сделали с этим истребителем «Баньши» палубные авиатехники, ноуз-артом, конечно, не является. Но раз ныне даже граффити считается изобразительным искусством, почему бы и нам не расширить слегка рамки терминологии? Тем более, случай (отнюдь не единичный!) интересный.
Всё дело в том, что США — во-первых, морская держава, а во-вторых, держава богатая. Как следствие — в американском флоте довольно много авианосцев. А там, где количество, там и путаница — время от времени какой-нибудь лётчик нет-нет да и садится не на тот корабль, к которому приписан.
Для техников это означает гору сверхурочной работы и бумажной писанины. Вот и развлекаются они от души, украшая самолёт незадачливого пилота слоями издевательских надписей, общий смысл которых сводится к «чего же ты, балбес, забыл на нашем авианосце?».
Красные черти
Как бы то ни было, всё вышеперечисленное пасует перед творчеством техников и пилотов 13-го Казанского разведывательного авиаотряда. Поначалу эти красвоенлёты Гражданской войны художественные таланты не реализовывали. Но в 1919 году к ним в гости залетел тот самый лётчик Петренко, о «ведьме» которого говорилось выше. Идея с личной эмблемой понравилась — и началось.
Лётчики решили обыграть 13-й номер своего отряда, и стали массово малевать на машинах чертей. Общая стилистика была примерно одинаковая — видимо, всё вышло из-под кисти одного и того же художника. Но занятия чертей были довольно разнообразными. Один, например, «доминировал» гуся. Другой, наоборот, катал на себе маленького чертёнка, а третий — самый харизматичный — гонялся за перепуганной до ужаса вороной, гордо восседая на бутылке водки.
Ну вот скажите — как этому не присвоить первое место?
Тимур Шерзад
Материал взят: Тут