Такие схожие и такие разные судьбы ( 9 фото )

Это интересно




На фото: Степан Карлович Джевецкий.

23 апреля 1938 года в славном городе Париже скончался Степан Карлович Джевецкий. Было ему 94 года. В тот же день, 23 апреля 1938 года в не менее славном городе Ленинграде (бывшем Санкт-Петербурге) была арестован и обвинён в участии в троцкистко-фашистском заговоре Абрам Самуилович Кассациер. Было ему 38 лет. Между смертью одного и арестом другого не было абсолютно никакой связи. И однако их судьбы оказались очень тесно переплетены, хотя, скорее всего, они даже не подозревали об этом.

Степан Карлович Джевецкий родился 26 июля 1843 года в Российской империи в Подольской губернии, в богатой семье знатных польских дворян. Детство и юность Конрад Степан Карлович провёл в Париже, где учился в инженерном училище. Между прочим, его однокашником был сам Гюстав Эйфель, создатель знаменитой на весь мир башни.

После учёбы Джевецкий вернулся в Российскую империю, в Царство Польское, где занялся разного рода изобретательствами. Его изобретения увидел великий князь Константин Николаевич и пригласил стать совещательным членом Морского технического комитета. Джевецкий принял приглашение и переехал в Санкт-Петербург.

В 1877 году началась русско-турецкая война и Степан Карлович добровольцем поступил на Черноморский флот на пароход «Веста» рядовым. 11 июля 1877 года «Веста» принял бой с гораздо более мощным турецким броненосным корветом «Фетхи-Булендом».


Айвазовский И.К. «Бой парохода „Веста“ с турецким броненосцем „Фетхи-Буленд“ в Чёрном море 11 июля 1877 года», 1887 год.

Между прочим, артиллерией на «Весте» командовал молодой ещё тогда лейтенант флота Зиновий Петрович Рожественский, печально известный за ужасное для русского флота Цусимское сражение. Однако в 1877 году на «Весте» Рожественский действовал молодцом, лично стоял у орудий и меткостью стрельбы поражал неприятеля в прямом и переносном смысле. После тяжелейшего пятичасового боя, получив множество повреждений, «Веста» нанесла турку такие потери, что тот вышел из боя и сбежал. Все члены команды были награждены. Нижние чины, включая Степана Карловича Джевецкого, получили Георгиевский крест за храбрость.

После войны Джевецкий ушёл с военной службы и поселился на даче под Одессой. Там он с жаром отдался своей страсти и занялся проектированием и конструированием подводных лодок для активной береговой обороны морских крепостей.


По проектам Джевецкого были построены десятки подводных лодок. Головной подлодкой его серии на испытаниях летом 1882 года командовал в Кронштадте лейтенант И.И.Чайковский – брат великого композитора. В 1885 году на основе одной из своих лодок Джевецкий создал первую в мире электрическую подводную лодку, работавшую от аккумулятора, что дало старт развитию соответствующего направления в мировом подводном судостроении. В 1897 году Джевецкий значительно усовершенствовал подводный торпедный аппарат.

С конца XIX века Степан Карлович Джевецкий проживал преимущественно в Париже, сотрудничая с Гюставом Эйфелем. Однако Джевецкий продолжал проектировать подводные лодки для России. Наверное самой знаменитой его лодкой стала уникальная подводная лодка «Почтовый».


Уникальность этой лодки состояла в том, что впервые Джевецкий предложил ставить на лодку единый двигатель для движения в наводном и подводном положении, что давало существенную экономию места. Эту идею впервые Джевецкий сформулировал в 1903 году. Лодка «Почтовый» была спущена на воду в ноябре 1906 года. Конечно она была во многом несовершенна и использовалась только как учебная лодка, но это была довольно интересная конструкторская идея.

Да, ну а что же Абрам Самуилович Кассациер? Какое он имеет отношение ко всему вышеизложенному кроме удивительного совпадения дня его ареста с днём смерти Джевецкого?

Родился Абрам Самуилович 18 сентября 1900 года в Ржеве. В 1926 году он окончил кораблестроительный факультет Ленинградского политехнического института (бывшего Императорского Санкт-Петербургского политехнического института). После окончания института Кассациер был направлен на работу в конструкторское бюро подводных лодок Балтийского завода.

В 1928 году Абрам Самуилович был командирован в Германию, где изучал немецкий опыт создания подводных лодок. Вернувшись, был назначен главным конструктором проекта реставрации английской подводной лодки L-55. L-55 погибла в 1919 году при неудачной атаке на два красных эсминца – «Азард» и «Гавриил». В ходе атаки L-55 налетела то ли на английскую, то ли на немецкую мину и моментально затонула со всем экипажем. В 1928 году в СССР она была поднята со дна и после реставрации введена в состав флота. Между прочим, работы по реставрации L-55 сильно помогли при создании советских проектов подводных лодок «Ленинец» и «Щука». Я не специалист в этом деле и не буду утверждать, что знаменитая советская «Щука» была таким же клоном английской L-55, как, скажем, советский Ту-4 был клоном американского дальнего бомбардировщика B-29. Но всё же, думается, не имей L-55 в своём распоряжении, советские конструкторы может и не смогли бы самостоятельно сделать такую хорошую лодку, как лодка типа «Щ».

Но вернёмся к Абраму Самуиловичу. С 1931 года он работал главным инженером на Балтийском заводе. А попутно ещё и деканом кораблестроительного факультета Ленинградского кораблестроительного института. В 1936 году Главморпром уполномочил Кассациера отправиться в Италию, чтобы наблюдать за строительством кораблей, заказанных для советского ВМФ.


На фото: Советский лидер эсминцев «Ташкент», построенный в Ливорно (Италия) фирмой «ОТО» в 1937 году под присмотром товарища Кассациера.

На секундочку тут прерву повествование. Если кто забыл – в 1936 году у власти в Италии находились злобные фашисты во главе со злодеем Муссолини, которых не уставал песочить советский агитпроп. Фашисты были главными врагами СССР и только о том и думали, как бы пойти войной на первую в мире страну рабочих и крестьян. Во всяком случае, так разъясняли советскому народу большевики. Но когда для советского военно-морского флота понадобились новые боевые корабли, СССР не придумал ничего лучше, как заказать строительство этих кораблей фашистам. А злобные фашисты согласились и начали строить боевые корабли для страны, которую, якобы, хотели уничтожить. Причём не только строить, но и передавать техническую документации. Своих боевых кораблей для того, чтобы в СССР по этой документации строили советские боевые корабли (так были построены крейсеры «Киров», «Ворошилов», «Молотов» и «Максим Горький»). Забавная деталь. Но продолжу.


На фото: главный мировой зловещий фашист Муссолини по прозвищу Дуче.

В Страну Советов из фашистской Италии Абрам Самуилович Кассациер вернулся в самое золотое время – в 1937 году. Повторю, чтобы это отложилось. В 1937 году он вернулся в СССР не просто из заграничной поездки, а из поездки в фашистскую Италию. И что вы хотите после этого?

Впрочем, товарищ Сталин любил поиграть в кошки-мышки. Многих людей перед расстрелом при Сталине резко повышали. Ну, например, некто Фриновский Михаил Петрович, который в годы Большого террора работал в органах госбезопасности не покладая рук разоблачал врагов народа. А потом, 8 сентября 1938 года, он вдруг был назначен аж целым наркомом Военно-Морского Флота СССР. За заслуги перед Советским Отечеством, так сказать. Во всяком случае, так наверное подумал сам товарищ Фриновский. Как же жестоко он был разочарован, когда всего полгода спустя – 6 апреля 1939 года – он был снят со всех должностей и арестован по обвинению в создании троцкистско-фашистского заговора в НКВД. А менее чем через год – 4 февраля 1940 года, был расстрелян. Разумеется расстреляли и его жену – причём даже на день раньше. И его 18-летнего сына тоже расстреляли. Причём даже на полмесяца раньше. И я не случайно вспомнил товарища Фриновского в контексте биографии товарища Кассациера. О чём чуть ниже.


На фото: делегат XVII съезда ВКП(б) товарищ Фриновский М.П.

Прибыв из фашистской Италии, Абрам Самуилович Кассациер получил повышение – его назначили начальником отдела кораблестроения Наркомата СССР. А что? Видимо заставил фашистов поработать на благо ВМФ СССР как положено. Ну а 23 апреля 1938 года, как уже было сказано, его арестовали. В мае 1940 года – бывший нарком ВМФ к тому времени уже более трёх месяцев как представлял из себя гору крематорской пыли – Абрам Самуилович получил приговор: 10 лет лишения свободы. И отправился отбывать в одну из сталинских «шарашек». По тем временам, можно сказать, отделался лёгким испугом.

В местах лишения свободы Кассациер работал в ОКБ-196 НКВД главным конструктором Особого конструкторского бюро в г.Ленинграде на территории завода № 196.

В 1946 году Кассациер был назначен Главным конструктором ЦКБ Балтийского завода. Правда мне не удалось выяснить, скостили ему срок или он ещё отбывал свой 10-летний приговор. Но вот с этого момента его судьба тесно переплелась с судьбой Степана Карловича Джевецкого.

Как я уже сказал, наверное главной подводной лодкой Джевецкого стала лодка «Почтовый», которая имела один и тот же двигатель и для наводного, и для подводного хода. По целому ряду причин, этот достаточно сырой проект не стали доводить до ума. Война, революция, то, сё. Не до подводных лодок с единым двигателем было. Да к тому же главный конструктор жил уже в Париже, где наверняка уплетал за обе щёки рябчиков с ананасами.

А вот в 1938 году к этой идее решили вернуться. Благо в ОКБ-196 НКВД собралась хорошая команда троцкистов-фашистов с соответствующим образованием и Абрам Самуилович Кассациер был первым из них. Что любопытно, начало работ по проекту создания подводной лодки с единым двигателем совпало с назначением на пост наркома ВМФ СССР товарища Фриновского. Правда сам товарищ Фриновский, как говорят, довольно прохладно воспринял идею создания такой подводной лодки. Потом, как я уже рассказал, товарищ Фриновский был расстрелян, а товарищ Кассациер получил «десятку в зубы». Но непосредственная работа по проекту А615 – именно такой код получил проект по созданию лодки с единым двигателем – начались с 1946 года. Главным конструктором стал крепостной Советской власти Абрам Самуилович Кассациер. И что характерно, в итоге лодка была создана и всего с 1953 по 1959 года было построено 29 лодок этого типа.


На фото: подводная лодка M-296 проекта А615 на постаменте в Одессе.

Правда, сказывают, лодки этого типа у подводников пользовались дурной славой. За высокую пожароопасность моряки прозвали их «зажигалками». Две лодки проекта А615 в результате пожара погибли, с ним погибли и члены экипажа. И вообще лодки этого типа оказались очень шумными, не в пример дизель-электрическим, поэтому в начале 70-х все лодки проекта А615 были выведены из состава ВМФ СССР. Так что прав был товарищ Фриновский. Да не узнал об этом.

А что до Абрама Самуиловича Кассациера, то он и дальше продолжил создавать подводные лодки. В 1954 году он был реабилитирован. Вот какая добрая была Советская власть. Посадила человека в тюрьму, а потом простила и реабилитировала. Ошибочка вышла. Абрам Самуилович зла не затаил и даже в качестве Генерального конструктора начал разработку первого советского атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 667А (правда закончил проект уже другой Главный – Сергей Никитич Ковалёв).

Умер Абрам Самуилович Кассациер в 1965 году. Было ему 65 лет.


На фото: конструктор советских подводных лодок Абрам Самуилович Кассациер.

Вот такие две схожие и такие разные судьбы.

Иной читатель может спросить: а где же мораль? А морали-то никакой и нету. Просто две судьбы двух людей, которые любили строить подводные лодки. Только одному повезло родится в Российской империи задолго до прихода к власти большевиков. Поэтому когда читаешь биографию Степана Карловича Джевецкого, то веет от неё какой-то сказочной романтикой романов Жюля Верна. А другой, хотя и родился в Российской империи, но поздновато и свой трудовой путь начал уже при большевиках. И поэтому от биографии Абрама Самуиловича Кассациера веет не Жюлем Верном, а известным романом Александра Исаевича Солженицына. Причём, если роман «Архипелаг ГУЛАГ» иные возбуждённые граждане могут назвать враньём и пасквилем, то биографию Абрама Самуиловича Кассациера, как и биографию Михаила Петровича Фриновского, как и биографию многих и многих других советских людей, которым не повезло жить и работать в блаженное сталинское время, назвать враньём не получится. Ибо это реальность. Сталинская реальность – превратить человека в крепостного раба, да ещё заставить его быть благодарным за то, что не расстреляли и работать не за совесть, а за страх во всех этих «шарашках». Крепостные XVIII века, которые трудились на помещиков, создавая для них чудесные резные столики и расписывая домашние театры, по крайней мере были уверены, что никто их не расстреляет за малейшую провинность. А вот сталинские крепостные, вроде того же Абрама Самуиловича Кассациера, в этом были отнюдь не уверены. Вот и вся мораль.

Такие схожие и такие разные судьбы

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация