Росатом назначил нового главу своего стратегического предприятия ГХК ( 1 фото )
- 22.10.2019
- 7 416
МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Новым генеральным директором одного из ключевых предприятий российской атомной отрасли ФГУП «Горно-химический комбинат» (ГХК) в Железногорске Красноярского края назначен Дмитрий Колупаев, ранее занимавший должность главного инженера другого стратегически важного атомного предприятия «Производственное объединение «Маяк» в Озерске Челябинской области, сообщается на сайте ГХК.
Колупаев на посту гендиректора «Горно-химического комбината» сменил Петра Гаврилова, возглавлявшего ГХК с 2006 года. Гаврилов покидает должность руководителя ГХК в связи с истечением срока контракта, но остается в атомной отрасли, его новое назначение обсуждается, отмечается в сообщении.
Трудовому коллективу ГХК Колупаева представил директор госкорпорации «Росатом» по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно-опасных объектов, руководитель дивизиона по управлению заключительной стадией жизненного цикла Олег Крюков.
Как отмечается в сообщении, немаловажную роль в назначении Колупаева сыграл его опыт руководства на «Маяке» заводом регенерации отработавшего ядерного топлива РТ-1, поскольку комплекс «полного развития» опытно-демонстрационного центра (ОДЦ) по радиохимической переработке ОЯТ ГХК находится в предпусковой готовности. В ближайшие два года именно ввод ОДЦ в промышленную эксплуатацию будет являться главной задачей ГХК.
«Россия выбрала прогрессивный путь, нацеленный на переработку ОЯТ. Впервые в мире «Росатом» создает единый комплекс производств по обращению с отработавшим ядерным топливом, и в этом мы видим траекторию развития «Горно-химического комбината». Эти амбициозные задачи предстоит дальше решать новому генеральному директору», — сказал Крюков, слова которого цитируются в сообщении.
Говоря о роли Гаврилова, Крюков отметил, что тому «удалось не только сохранить предприятие в «нулевых» как «боевое производственное подразделение», но и организовать строительство уникального производственного комплекса из трёх переделов на одной площадке». «ГХК резко отличается от других предприятий отрасли в эффективности освоения инвестиций», — добавил Крюков.
Колупаев в своем слове выразил «огромную благодарность» Петру Гаврилову. «То, что он создал в таких условиях, считаю трудовым подвигом», — сказал новый гендиректор ГХК. При этом Колупаев отметил, что ввод ОДЦ в эксплуатацию — «задача очень сложная». «Я действительно считаю, что у нас все получится», — сказал Колупаев.
«Трудные, но счастливые годы»
Гаврилов на своей странице в Facebook поблагодарил всех работников ГХК за «трудные, но несомненно счастливые» годы в своей жизни. Он отметил, что в свое время планировал работать должности гендиректора ГХК 5 лет, а «и так задержался» на 13 лет.
По словам Гаврилова, в 2006 году он был направлен на ГХК бывшим тогда генеральным директором «Росатома» Сергеем Кириенко «с задачей определиться: закрыть комбинат или найти его возможное будущее». «Перед специалистами комбината тогда стояла дилемма: либо приступить к выводу площадки из эксплуатации, либо найти, что строить, чтобы появилось будущее. Мы выбрали второй путь», — признался Гаврилов.
«Мы построили комплекс сухих хранилищ (отработавшего ядерного топлива — ред.), единственных в мире камерного типа. Они полностью решают проблему ОЯТ реакторов РБМК и ВВЭР-1000 в России», — написал Гаврилов. «Мы построили завод фабрикации МОКС-топлива, чего так и не смогли сделать хваленые американцы, хотя уже потратили в 50 раз больше средств. Мы построили и ввели в эксплуатацию пусковой комплекс опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ, переработали первую реальную облученную сборку и подтвердили все параметры, заложенные в технологии», — добавил он.
«На сегодня наш комбинат является флагманом замыкания ядерного топливного цикла в России, а по совокупности конкурентных преимуществ и в мире. У комбината ясные перспективы и нормальное будущее. Все инженеры, специалисты, рабочие эти годы отработали как единая команда, и именно это стало залогом нашего общего успеха. Я с легким сердцем передаю комбинат в новые руки», — написал Гаврилов.
Он выразил слова благодарности за доверие и поддержку бывшему гендиректору «Росатома», ныне первому заместителю руководителя администрации президента России Сергею Кириенко, нынешнему руководству атомной госкорпорации — ее генеральному директору Алексею Лихачеву и его первым заместителям Ивану Каменских и Александру Локшину.
От оружейного плутония до новых технологий мирного атома
«Горно-химический комбинат» имеет статус федеральной ядерной организации. ГХК был образован постановлением Совета Министров СССР 26 февраля 1950 года с целью производства плутония для советского ядерного оружия. ГХК представляет собой не имеющий аналогов в мире подземный промышленный комплекс, размещенный в скальных породах на берегу Енисея, в 50 километрах ниже Красноярска.
На ГХК действовали три мощных промышленных уран-графитовых реактора-наработчика оружейного плутония. Благодаря плутонию с ГХК Советскому Союзу удалось переломить отставание от США по количеству ядерных боеприпасов. В 1995 году с предприятия был снят оборонный заказ на производство плутония. Комбинат выполнил задачу, для которой создавался — надежно обеспечил безопасность страны. Сейчас на ГХК идет вывод всех трех реакторов из эксплуатации. Этот проект выполняется в рамках федеральной целевой программы по ядерной и радиационной безопасности.
Сейчас ГХК — ключевое предприятие Росатома по созданию технологического комплекса замкнутого ядерного топливного цикла на основе инновационных технологий нового поколения. На ГХК впервые в мире сосредоточены сразу три высокотехнологичных передела — хранение отработавшего ядерного топлива реакторов АЭС, его переработка и производство нового, так называемого смешанного оксидного ядерного МОКС-топлива для реакторов на быстрых нейтронах. В МОКС-топливе применяется обедненный уран и плутоний, выделенный в процессе переработки отработавшего ядерного топлива реакторов на тепловых нейтронах, составляющих основу современной атомной энергетики.
В конце августа нынешнего года на Белоярскую АЭС была поставлена первая партия из 18 МОКС-топливных сборок производства ГХК. Энергоблок №4 БАЭС необходим для отработки ряда технологий замыкания ядерного топливного цикла на базе «быстрых» реакторов, и прежде всего – для демонстрации работы на промышленном МОКС-топливе.
А на пусковом комплексе опытно-демонстрационного центра ГХК в 2018 году была успешно переработана первая отработавшая топливная сборка реактора ВВЭР-1000 российских АЭС. Тем самым была полностью подтверждена работоспособность уникальных экологически чистых методов, не создающих рисков для окружающей среды. Этот результат значим потому, что на ОДЦ предстоит освоить технологии и прототипы промышленного оборудования, необходимые для переработки в замкнутом ядерном топливном цикле ОЯТ реакторов АЭС.
В замкнутом ядерном топливном цикле за счет расширенного воспроизводства ядерного «горючего», как считается, существенно расширится топливная база атомной энергетики, а также появится возможность уменьшить объемы радиоактивных отходов благодаря «выжиганию» опасных радионуклидов. Россия, как отмечают эксперты, занимает первое место в мире в технологиях строительства реакторов на быстрых нейтронах.
Материал взят: Тут