О ГОРАХ КАВКАЗА ИЗ ЗАПИСОК Г. А. ВЕРТЕПОВА. ( 1 фото )
- 12.09.2019
- 2 618
Историк и этнограф Г. А. Вертепов отправляется на Кавказ, смотрит по сторонам и делает записи, которые дошли и до наших дней. Дело было в XIX веке.
Было не мало людей, которые тырили чужой скот и угоняли его через горы, что фиг найдёшь. Через ущелье Шанчоч, как раз проходил путь, очень удобный для таких перегонов и ворьё им постоянно пользовалось.
Один местный житель, повадился устраивать каждое лето в ущелье под скалой некий блокпост и вооружившись до зубов из-за каменного выступа, грозил снести башку каждому вору скота, если тот не заплатит 1 рубль за прогон животных. Воры мирились с наложенной на них пошлиной. После смерти (умер он своей смертью) мужичка, доходное место и право взымать дань перешло его сыновьям, а позже внукам.
Суеверное воображение чеченов, населило горные леса духами - алмасами.
Алмасы были как мужского, так и женского пола. Женщины духи имели огромные груди, которые они перекидывали через плечи на спину и всё равно они свисали до самой земли. Любимое их занятие - плясать при лунном свете, размахивая грудями.
Мужчины же были волосаты и свирепы, ходили с топорами и рубили людей, попадавшихся им на пути.
Хинана (хи - вода; нана мать) - дух, такая же прекрасная как русалка, но добрее их.
Вертепову рассказали о ней небольшую историю.
Несмотря на свою доброту, она погналась за охотниками, видимо они чем-то её прогневали и как-то накосячили.
Один из них, во время погони, каким-то образом исхитрился её изнасиловать и она, как нечистая не смогла более преследовать их и вернулась на дно реки.
После этого Хинана являлась лишь там, где должна была произойти беда. Рассказывают, что за четыре месяца, до взятия русскими одного аула в 1851 году, Хинана явилась туда и долго пела.
Её песни были похожи на причитания над умершими.
Существовал такой обычай - свадьба мёртвых людей.
Считалось, что на том свете будет такая же жизнь, где нужно будет работать и все мирские дела не оставят людей после смерти.
Будь так, то умирать было бы не страшно, а даже интересно, вдруг там платить больше станут.
Мёртвому нужна, конечно и жена. Когда у чечена умирал сын, к нему заявлялся кто-нибудь из тех, у кого умерла в том же году дочь.
Пришедший говорил - сын твой на том свете может нуждаться в жене, я отдаю руку своей дочери.
Обычай не допускал отказа от подобного предложения и требовал уплаты калыма, как и за живую невесту, хоть и в меньшем размере.
Жителей некоторых аулов очень дивили спички, они думали, что эти палочки слушаются только хозяина и в чужих руках зажигаться не будут.
В 1890 году, один осетин нашёл на дороге часы и решил взять диковинный предмет. Прислушался, а внутри что-то тикает - звуки какие-то. Бросил он находку, взял камень поувесистее и раздолбил часы. Ог решил, что внутри беснуется нечистая сила.
Было не мало людей, которые тырили чужой скот и угоняли его через горы, что фиг найдёшь. Через ущелье Шанчоч, как раз проходил путь, очень удобный для таких перегонов и ворьё им постоянно пользовалось.
Один местный житель, повадился устраивать каждое лето в ущелье под скалой некий блокпост и вооружившись до зубов из-за каменного выступа, грозил снести башку каждому вору скота, если тот не заплатит 1 рубль за прогон животных. Воры мирились с наложенной на них пошлиной. После смерти (умер он своей смертью) мужичка, доходное место и право взымать дань перешло его сыновьям, а позже внукам.
Суеверное воображение чеченов, населило горные леса духами - алмасами.
Алмасы были как мужского, так и женского пола. Женщины духи имели огромные груди, которые они перекидывали через плечи на спину и всё равно они свисали до самой земли. Любимое их занятие - плясать при лунном свете, размахивая грудями.
Мужчины же были волосаты и свирепы, ходили с топорами и рубили людей, попадавшихся им на пути.
Хинана (хи - вода; нана мать) - дух, такая же прекрасная как русалка, но добрее их.
Вертепову рассказали о ней небольшую историю.
Несмотря на свою доброту, она погналась за охотниками, видимо они чем-то её прогневали и как-то накосячили.
Один из них, во время погони, каким-то образом исхитрился её изнасиловать и она, как нечистая не смогла более преследовать их и вернулась на дно реки.
После этого Хинана являлась лишь там, где должна была произойти беда. Рассказывают, что за четыре месяца, до взятия русскими одного аула в 1851 году, Хинана явилась туда и долго пела.
Её песни были похожи на причитания над умершими.
Существовал такой обычай - свадьба мёртвых людей.
Считалось, что на том свете будет такая же жизнь, где нужно будет работать и все мирские дела не оставят людей после смерти.
Будь так, то умирать было бы не страшно, а даже интересно, вдруг там платить больше станут.
Мёртвому нужна, конечно и жена. Когда у чечена умирал сын, к нему заявлялся кто-нибудь из тех, у кого умерла в том же году дочь.
Пришедший говорил - сын твой на том свете может нуждаться в жене, я отдаю руку своей дочери.
Обычай не допускал отказа от подобного предложения и требовал уплаты калыма, как и за живую невесту, хоть и в меньшем размере.
Жителей некоторых аулов очень дивили спички, они думали, что эти палочки слушаются только хозяина и в чужих руках зажигаться не будут.
В 1890 году, один осетин нашёл на дороге часы и решил взять диковинный предмет. Прислушался, а внутри что-то тикает - звуки какие-то. Бросил он находку, взял камень поувесистее и раздолбил часы. Ог решил, что внутри беснуется нечистая сила.
Материал взят: Тут