Кто живёт в «городах мёртвых» Кавказа? ( 24 фото )
- 13.08.2019
- 2 086
«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».
(Осетинское изречение на склепе в «Городе мёртвых» Даргавс)
Маленькие склепы в горах становились последним прибежищем, в котором горцы доживали свои дни. Людей убивала даже не чума, из-за которой они добровольно изолировали себя от близких, а чаще обыкновенное истощение. Односельчане какое-то время приносили им воду и пищу, пока кто-то еще забирал её с каменного подоконника. А потом умирали и они. Людей в каменных склепах становилось больше, чем в жилых домах неподалёку. Города мёртвых ширились и прирастали новыми усыпальницами... В те страшные годы болезнь в одной только Осетии унесла жизни 92% населения.
В горах Северного Кавказа, особенно в Осетии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии во многих местах можно встретить небольшие одноэтажные каменные строения с остроконечной крышей и маленьким окошком посередине. Нет, это не домики горцев-отшельников. Это мавзолеи XIII—XVIII века, в которых покоятся целые поколения одного рода, как правило, знатного.
Каждый склеп внутри состоит из нескольких ярусов, организованных деревянными настилами. В одной усыпальнице иной раз находили останки более 100 человек. Когда весь ярус заполнялся телами, их опускали вниз, освобождая место для новых погребений.
Умершего, принесённого на специальных носилках, после исполнения погребальных обрядов, втаскивали через отверстие внутрь склепа и укладывали на деревянный настил. Покойника облачали в саван или бурку, либо оставляли совсем без одежды. Иногда голову обматывали плотной тканью, а глазницы и рот затыкали куском материи. Обычно руки вытягивали вдоль туловища, но встречаются варианты и с согнутым локтем, когда рука лежит на груди.
После очередного погребения отверстие склепа закрывали деревянным щитом-ставней и запирали на замок. Но до настоящего времени они не сохранились.
Во некоторых склепах останки покоятся в выдолбленных из дерева колодах, напоминающих лодку или ладью. А возле одной из таких лодок вообще было найдено весло. И это при том, что ни одна из местных горных рек не является судоходной.
Объяснением этой загадки мог бы служить еще не раскрытый древний культ, сохранившийся у осетин практически до современности. Какие-то параллели можно провести с греческой мифологией и рекой подземного царства Стикс, через которую души усопших переправляет на ладье перевозчик Харон.
По другой версии, это связано с поверьем, что после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство мёртвых. Осетины до сих пор верят в существование этого загробного мира. Его правителем считают Барастыра. По осетинской традиции, в руку покойника вкладывают монетку, чтобы он мог заплатить ему за вход.
Скорее всего, греки, переселявшиеся сюда в поисках лучшей жизни, оказали влияние на обряды кавказских народов. Да и сама конструкция склепов указывает на то, что греки помогали горцам их строить.
«Города мёртвых» смогли пережить столетия погодных катаклизмов благодаря раствору, которым скрепляли камни, из которых они были сложены. Его готовили из сметаны, молока, яиц, а также извести, которую перед этим несколько лет выдерживали в земле. Строительство склепа стоило очень дорого, поэтому было доступно только богатым семьям.
Склепы были подземными, полуподземные и надземными, которые состояли из одного или двух-трёх ярусов. Чаще всего они встречаются в горных районах Осетии: в Даргавском ущелье, в селениях Джимара, Даллагкау, Махческ, Дзинага и Хазнидон в Дигории. Много их в Чечне и Ингушетии – в верховьях рек Ассы и Аргуна, а так же в Кабардино-Балкарии (Эльтюбю).
Считается, что обычай хоронить умерших в склепах уходит в глубокую древность и является отголоском персидской зороастрийской религии.
Согласно её учению, всё то, что мертво, оскверняет окружающее. Если труп закопать в землю, то и она будет осквернена. В зороастризме зарывание в землю мёртвых тел считалось одним из самых тяжких преступлений. Как и их сжигание, потому что в этом случае может быть осквернён священный огонь. Аналогично и с водой. Поэтому по зороастрийским канонам покойников хоронили в специально построенных башнях, оставляя тела мумифицироваться на продуваемых ветрами склонах.
Не позволяли хоронить мёртвых в земле и сами условия жизни в горах Кавказа. Этот район никогда не отличался достатком земли, пригодной для посевов. Тратить и без того скудные клочки плодородной почвы на кладбища было бы верхом неразумия. Да и рытьё глубоких могил в сплошном камне могло стать непосильной задачей. Большинство учёных склоняется именно к этой версии происхождения склеповой культуры.
Склеповый погребальный обряд прекратил свое существование лишь в XIX веке, не выдержав натиска христианства и мусульманства.
Наиболее известные «города мёртвых» Кавказа находятся в балкарском селе Эльтюбю и осетинском Даргавсе.
Даргавс
В Северной Осетии найдено около 150 надземных склепов, которые разбросаны по всей республике. Но большая их часть сосредоточена в Даргавсе, на горе Раминыраг. Некрополь состоит из 95 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной сланцевой ступенчатой крышей, полуподземные и полностью подземные.
Первые захоронения в Даргавсе датируются началом ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. В каждом из них находили скелеты от 10 до 100 человек. По самым скромным подсчётам, в «городе мёртвых» Даргавса покоится около 10 тысяч человек.
Последние склеповые захоронения в Даргавсе относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину. Сейчас в селе практически никто не живет постоянно, приезжая сюда лишь на отдых. В 2002 году сошедший с гор ледник Колка, погубивший Бодрова со съёмочной группой, разрушил ведущую в село дорогу. Долгое время Даргавс оставался отрезанным от внешнего мира. Сейчас сюда можно попасть по сложному горному серпантину из Фиагдонского и из соседнего Кармадонского ущелья.
За последние два-три года туристический поток в Даргавс увеличился. Не чтущие и не знающие местных традиций туристы растащили значительную часть останков на сувениры. Кто-то взял себе череп, кто-то кисть. Известен случай, когда группа туристов отказалась ехать обратно с девушкой, которая решила забрать с собой из склепа одну фалангу пальца, чтобы сделать из неё амулет. В настоящее время склепы охраняются, за проход на склон горы взимается плата 100 рублей с человека. Туристическая инфраструктура в окрестностях как таковая отсутствует, гостиниц и кафе нет.
Чума
В XVIII веке чума добралась и до Кавказа, поставив осетин на грань вымирания. Болезнь унесла тысячи жизней, сократив население с 200 до 16 тысяч. Чтобы не заражать своих родственников, заболевшие горцы целыми семьями добровольно уходили в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды. Там они смиренно дожидались своей смерти. Только так можно было избавить весь род от гибели. Запасов хватало максимум на три дня. Поэтому люди внутри склепов часто умирали от истощения, нежели от чумы.
Оставшиеся в живых односельчане приносили еду и оставляли её на небольших подоконниках, продлевая жизнь страждущим. Эта традиция жива до сих пор — на окошках даже пустующих ныне склепов зачастую можно увидеть свежую домашнюю выпечку и монетки, дабы умершие могли расплатиться за вход в загробное царство. А ведь что-то похожее есть и у православных верующих, которые на Пасху оставляют на могильных столиках яйца и другую снедь.
Даргавс приобрёл дурную славу зачумленного места. Выжившие навсегда покидали село и никогда сюда не возвращались. А те, кто остался, никогда не приходили к склепам после захода солнца — лишь в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг. И уж тем более не заглядывали внутрь, чтобы не тревожить души умерших. Они знали, что каждый, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью. И это имело своё здравое объяснение — чума...
«Город мёртвых» в Даргавсе был признан безопасным для посещения только в 60-х годах XX века. Первые исследователи работали здесь с особой осторожностью. На тот момент медицина не могла дать точный ответ на вопрос, остались ли в склепах возбудители чумы. Но к счастью, сделанные специальные пробы показали их отсутствие. Но и это не давало гарантию полной безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках.
Ценность
Благодаря существующим в горах естественным условиям климата, происходило не разложение, а мумификация тел усопших. Это позволило собрать уникальные данные о материальной культуре XIV-XVIII веков. Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволили понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. Во многих склепах были найдены украшения, монеты и оружие, позволившие установить связь осетин с другими народами.
Что испытываешь, когда заглядываешь в маленькие окошки склепов, наполненные человеческими останками? Отвращение? Страх? Нет. Только не это. На Кавказе как-то быстро пропитываешься устоявшимся тут отношением к жизни и смерти. Они здесь воспринимаются как нечто естественное и неизбежное, как день и ночь. Зачастую сельские дома стоят прямо у самого кладбища, бок о бок со склепами. И такое соседство принимается за честь — умершие остаются членами семьи даже после смерти. Осетины с большим уважением относятся к кладбищам, заботясь даже о древних склепах — ведь среди сотен покоящихся в них могут оказаться и твои родственники. И в этом есть их нерушимая связь поколений.
«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
Сколько стоит путешествие по Кавказу?
Как показать детям Эльбрус за один день
Адылсу: два года после трагедии
Перевал Актопрак: Дорога Красоты
Обзор съёмных квартир: Волгоград, Пятигорск, Краснодар
Заброшенные сёла Дигории
(Осетинское изречение на склепе в «Городе мёртвых» Даргавс)
Маленькие склепы в горах становились последним прибежищем, в котором горцы доживали свои дни. Людей убивала даже не чума, из-за которой они добровольно изолировали себя от близких, а чаще обыкновенное истощение. Односельчане какое-то время приносили им воду и пищу, пока кто-то еще забирал её с каменного подоконника. А потом умирали и они. Людей в каменных склепах становилось больше, чем в жилых домах неподалёку. Города мёртвых ширились и прирастали новыми усыпальницами... В те страшные годы болезнь в одной только Осетии унесла жизни 92% населения.
В горах Северного Кавказа, особенно в Осетии, Ингушетии и Кабардино-Балкарии во многих местах можно встретить небольшие одноэтажные каменные строения с остроконечной крышей и маленьким окошком посередине. Нет, это не домики горцев-отшельников. Это мавзолеи XIII—XVIII века, в которых покоятся целые поколения одного рода, как правило, знатного.
Каждый склеп внутри состоит из нескольких ярусов, организованных деревянными настилами. В одной усыпальнице иной раз находили останки более 100 человек. Когда весь ярус заполнялся телами, их опускали вниз, освобождая место для новых погребений.
Умершего, принесённого на специальных носилках, после исполнения погребальных обрядов, втаскивали через отверстие внутрь склепа и укладывали на деревянный настил. Покойника облачали в саван или бурку, либо оставляли совсем без одежды. Иногда голову обматывали плотной тканью, а глазницы и рот затыкали куском материи. Обычно руки вытягивали вдоль туловища, но встречаются варианты и с согнутым локтем, когда рука лежит на груди.
После очередного погребения отверстие склепа закрывали деревянным щитом-ставней и запирали на замок. Но до настоящего времени они не сохранились.
Во некоторых склепах останки покоятся в выдолбленных из дерева колодах, напоминающих лодку или ладью. А возле одной из таких лодок вообще было найдено весло. И это при том, что ни одна из местных горных рек не является судоходной.
Объяснением этой загадки мог бы служить еще не раскрытый древний культ, сохранившийся у осетин практически до современности. Какие-то параллели можно провести с греческой мифологией и рекой подземного царства Стикс, через которую души усопших переправляет на ладье перевозчик Харон.
По другой версии, это связано с поверьем, что после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство мёртвых. Осетины до сих пор верят в существование этого загробного мира. Его правителем считают Барастыра. По осетинской традиции, в руку покойника вкладывают монетку, чтобы он мог заплатить ему за вход.
Скорее всего, греки, переселявшиеся сюда в поисках лучшей жизни, оказали влияние на обряды кавказских народов. Да и сама конструкция склепов указывает на то, что греки помогали горцам их строить.
«Города мёртвых» смогли пережить столетия погодных катаклизмов благодаря раствору, которым скрепляли камни, из которых они были сложены. Его готовили из сметаны, молока, яиц, а также извести, которую перед этим несколько лет выдерживали в земле. Строительство склепа стоило очень дорого, поэтому было доступно только богатым семьям.
Склепы были подземными, полуподземные и надземными, которые состояли из одного или двух-трёх ярусов. Чаще всего они встречаются в горных районах Осетии: в Даргавском ущелье, в селениях Джимара, Даллагкау, Махческ, Дзинага и Хазнидон в Дигории. Много их в Чечне и Ингушетии – в верховьях рек Ассы и Аргуна, а так же в Кабардино-Балкарии (Эльтюбю).
Считается, что обычай хоронить умерших в склепах уходит в глубокую древность и является отголоском персидской зороастрийской религии.
Согласно её учению, всё то, что мертво, оскверняет окружающее. Если труп закопать в землю, то и она будет осквернена. В зороастризме зарывание в землю мёртвых тел считалось одним из самых тяжких преступлений. Как и их сжигание, потому что в этом случае может быть осквернён священный огонь. Аналогично и с водой. Поэтому по зороастрийским канонам покойников хоронили в специально построенных башнях, оставляя тела мумифицироваться на продуваемых ветрами склонах.
Не позволяли хоронить мёртвых в земле и сами условия жизни в горах Кавказа. Этот район никогда не отличался достатком земли, пригодной для посевов. Тратить и без того скудные клочки плодородной почвы на кладбища было бы верхом неразумия. Да и рытьё глубоких могил в сплошном камне могло стать непосильной задачей. Большинство учёных склоняется именно к этой версии происхождения склеповой культуры.
Склеповый погребальный обряд прекратил свое существование лишь в XIX веке, не выдержав натиска христианства и мусульманства.
Наиболее известные «города мёртвых» Кавказа находятся в балкарском селе Эльтюбю и осетинском Даргавсе.
Даргавс
В Северной Осетии найдено около 150 надземных склепов, которые разбросаны по всей республике. Но большая их часть сосредоточена в Даргавсе, на горе Раминыраг. Некрополь состоит из 95 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной сланцевой ступенчатой крышей, полуподземные и полностью подземные.
Первые захоронения в Даргавсе датируются началом ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. В каждом из них находили скелеты от 10 до 100 человек. По самым скромным подсчётам, в «городе мёртвых» Даргавса покоится около 10 тысяч человек.
Последние склеповые захоронения в Даргавсе относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину. Сейчас в селе практически никто не живет постоянно, приезжая сюда лишь на отдых. В 2002 году сошедший с гор ледник Колка, погубивший Бодрова со съёмочной группой, разрушил ведущую в село дорогу. Долгое время Даргавс оставался отрезанным от внешнего мира. Сейчас сюда можно попасть по сложному горному серпантину из Фиагдонского и из соседнего Кармадонского ущелья.
За последние два-три года туристический поток в Даргавс увеличился. Не чтущие и не знающие местных традиций туристы растащили значительную часть останков на сувениры. Кто-то взял себе череп, кто-то кисть. Известен случай, когда группа туристов отказалась ехать обратно с девушкой, которая решила забрать с собой из склепа одну фалангу пальца, чтобы сделать из неё амулет. В настоящее время склепы охраняются, за проход на склон горы взимается плата 100 рублей с человека. Туристическая инфраструктура в окрестностях как таковая отсутствует, гостиниц и кафе нет.
Чума
В XVIII веке чума добралась и до Кавказа, поставив осетин на грань вымирания. Болезнь унесла тысячи жизней, сократив население с 200 до 16 тысяч. Чтобы не заражать своих родственников, заболевшие горцы целыми семьями добровольно уходили в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды. Там они смиренно дожидались своей смерти. Только так можно было избавить весь род от гибели. Запасов хватало максимум на три дня. Поэтому люди внутри склепов часто умирали от истощения, нежели от чумы.
Оставшиеся в живых односельчане приносили еду и оставляли её на небольших подоконниках, продлевая жизнь страждущим. Эта традиция жива до сих пор — на окошках даже пустующих ныне склепов зачастую можно увидеть свежую домашнюю выпечку и монетки, дабы умершие могли расплатиться за вход в загробное царство. А ведь что-то похожее есть и у православных верующих, которые на Пасху оставляют на могильных столиках яйца и другую снедь.
Даргавс приобрёл дурную славу зачумленного места. Выжившие навсегда покидали село и никогда сюда не возвращались. А те, кто остался, никогда не приходили к склепам после захода солнца — лишь в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг. И уж тем более не заглядывали внутрь, чтобы не тревожить души умерших. Они знали, что каждый, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью. И это имело своё здравое объяснение — чума...
«Город мёртвых» в Даргавсе был признан безопасным для посещения только в 60-х годах XX века. Первые исследователи работали здесь с особой осторожностью. На тот момент медицина не могла дать точный ответ на вопрос, остались ли в склепах возбудители чумы. Но к счастью, сделанные специальные пробы показали их отсутствие. Но и это не давало гарантию полной безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках.
Ценность
Благодаря существующим в горах естественным условиям климата, происходило не разложение, а мумификация тел усопших. Это позволило собрать уникальные данные о материальной культуре XIV-XVIII веков. Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволили понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. Во многих склепах были найдены украшения, монеты и оружие, позволившие установить связь осетин с другими народами.
Что испытываешь, когда заглядываешь в маленькие окошки склепов, наполненные человеческими останками? Отвращение? Страх? Нет. Только не это. На Кавказе как-то быстро пропитываешься устоявшимся тут отношением к жизни и смерти. Они здесь воспринимаются как нечто естественное и неизбежное, как день и ночь. Зачастую сельские дома стоят прямо у самого кладбища, бок о бок со склепами. И такое соседство принимается за честь — умершие остаются членами семьи даже после смерти. Осетины с большим уважением относятся к кладбищам, заботясь даже о древних склепах — ведь среди сотен покоящихся в них могут оказаться и твои родственники. И в этом есть их нерушимая связь поколений.
«С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы».
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
*** Прочитайте другие рассказы о поездке по Кавказу:
Сколько стоит путешествие по Кавказу?
Как показать детям Эльбрус за один день
Адылсу: два года после трагедии
Перевал Актопрак: Дорога Красоты
Обзор съёмных квартир: Волгоград, Пятигорск, Краснодар
Заброшенные сёла Дигории
Материал взят: Тут